Файл: Индивидуальное предпринимательство (Правовая основа деятельности индивидуального предпринимателя в России).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 684
Скачиваний: 0
3.1. Проблемы правового положения индивидуального предпринимателя как участника предпринимательской деятельности
Прежде всего, следует отметить, что правовой статус индивидуального предпринимателя регулируется множеством нормативно-правовых актов, имеющих разноотраслевой характер. Так, понятие индивидуального предпринимателя содержится в первой части Налогового кодекса [6, ст. 11].
Статья ГК РФ предусматривает право граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя [4, ст. 23].
Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя предусмотрен главой VII.1 ФЗ от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [12]. Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей урегулированы нормами Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [16]. Нормы о привлечении индивидуальных предпринимателей к юридической ответственности содержатся в КоАП РФ [5], НК РФ [6], УК РФ [8], в Федеральном законе от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» [9] и др.
Отношения в области защиты прав индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), а также муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [14].
Нормы, регулирующие деятельность индивидуальных предпринимателей в различных сферах, содержатся также в Воздушном кодексе [3, ст. 65], в Бюджетном кодексе (ст. 78) [2, ст. 78], в законе «Об образовании» [10, ст. 32], в законе «О государственном кадастре недвижимости» [13], в законе «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [11] и во многих других нормативных правовых актах.
Такое разнообразие правового регулирования деятельности индивидуального предпринимателя создает трудности при поиске нужной правовой информации, необходимой конкретному лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность в определенной сфере. Особенно это проблематично при низкой юридической грамотности граждан-индивидуальных предпринимателей (правовой неграмотности), неспособных ориентироваться в нормативном массиве.
Другой проблемой является невозможность сбыта своей продукции, в частности продукции сельского хозяйства, производимой небольшими фермерскими хозяйствами. Продукция многих предпринимателей не может попасть на полки супермаркетов не из-за низкого качества, а в результате сложностей с сортировкой, упаковкой, доставкой и другими особенностями продажи такой продукции. Следовательно, должны быть организованы специальные рынки сбыта, и в их организации первая роль должна принадлежать региональным и местным органам власти. Это могут быть специализированные магазины, сезонные и постоянно действующие ярмарки, выставки-продажи и другие варианты.
Можно сделать вывод, что, несмотря на некоторое внимание со стороны государственной власти и некоторые позитивные законодательные изменения, развитие индивидуального предпринимательства в России существенно осложнено.
Граждане, будучи субъектами административного права, могут обладать определенным объемом прав и обязанностей, который предопределяется их специальным правовым статусом, являющимся одним из элементов административно-правового статуса личности.
Среди граждан, обладающих специальным правовым статусом, реализуемым в административно-правовых отношениях, особое место занимают индивидуальные предприниматели. Они являются активными участниками многообразных правоотношений, в том числе отношений с участием органов государственного управления. Несмотря на этот факт, вопросы административно-правового статуса индивидуальных предпринимателей в действующем законодательстве РФ до сих пор остаются недостаточно освещенными.
Кроме того, индивидуальные предприниматели, в соответствии с действующим законодательством, не обладают самостоятельной правосубъектностью. Законодатель приравнивает индивидуальных предпринимателей по статусу то к физическим, то к юридическим лицам, являющимся коммерческими организациями. Думается, что подобная ситуация обусловлена двойственностью правового статуса индивидуального предпринимателя: как гражданина (физического лица) и как субъекта предпринимательской деятельности.
Вместе с тем следует признать, что подобное отождествление статусов является ошибочным. Индивидуальный предприниматель занимает промежуточное место между названными субъектами правоотношений. На наш взгляд, неверность мнения о равнозначности правового статуса индивидуального предпринимателя и статусов физических и юридических лиц объясняется следующим [23, с. 30]:
- во-первых, содержание правового статуса индивидуального предпринимателя значительно шире статуса рядового физического лица, так как включает в себя возможность участия в правоотношениях, как не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, так и в связи с ее осуществлением;
- во-вторых, рассмотрение правового статуса индивидуального предпринимателя с опорой лишь на признаки коммерческой организации не позволяет раскрыть его в полном объеме;
- в-третьих, проблему определения правового статуса индивидуального предпринимателя можно связать с отсутствием понятия «индивидуальный предприниматель» в современном гражданском законодательстве. Данное понятие приводится в Налоговом кодексе РФ [6], который понимает под индивидуальными предпринимателями физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, глав крестьянских (фермерских) хозяйств.
Большое значение в защите прав индивидуального предпринимателя имеет самозащита. По нашему мнению, самозащита индивидуального предпринимателя является не только формой защиты его прав (защита прав без обращения к помощи государственных органов), но и способом защиты [4, ст. 14]. В рамках самозащиты как формы защиты могут реализовываться такие способы (виды) самозащиты как:
- применение мер оперативного воздействия;
- необходимая оборона, крайняя необходимость;
- самопомощь, включая удержание чужого имущества.
Что касается гражданско-правовых мер оперативного воздействия на нарушителей прав индивидуальных предпринимателей, то необходимо подчеркнуть, что отличительными признаками мер оперативного воздействия, являются односторонний, внесудебный порядок их применения к нарушителям договорных обязательств, возникновение невыгодных для правонарушителя имущественных последствий, побуждение к надлежащему исполнению своих обязанностей.
Отсутствие в гражданском законодательстве понятия «индивидуальный предприниматель» представляется существенным пробелом, так как статус индивидуального предпринимателя в цивилистической науке считается продолжением статуса гражданина как субъекта гражданского права [34, с. 48]. Правосубъектность участников товарного рынка производна от их гражданской правосубъектности [23, с. 30]. Поэтому представляется правильным предусмотреть понятие «индивидуальный предприниматель» в ГК РФ.
Таковы, основные, но далеко не все проблемы нормативного характера, влияющие на отсутствие единого подхода к пониманию статуса индивидуального предпринимателя как в юридической науке так и в действующем законодательстве.
3.2. Перспективы и тенденции развития российского законодательства в вопросах регулирования гражданско-правового положения индивидуального предпринимателя
Решение обозначенных в предыдущем разделе исследования проблем видится в упорядочении норм, регулирующих различные стороны правового положения индивидуального предпринимателя Отдельно следует сказать о необходимости принятия Федерального закона «О правовом положении индивидуального предпринимателя в РФ», в котором представляется целесообразным предусмотреть отдельные элементы его правового статуса, включая порядок приобретения статуса индивидуального предпринимателя, а также виды деятельности, которые он вправе осуществлять. Думается, что принятие такого закона будет способствовать развитию нормативно-правового регулирования и юридической доктрины по вопросам административно-правового статуса индивидуального предпринимателя в России.
Кроме того стоит обратить внимание и на деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по проведению проверок соблюдения и исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Наиболее эффективной формой проведения проверки деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является плановая проверка, в ходе проведения которой проводится проверка соблюдения совокупности обязательных предъявляемых требований, то есть всех предъявляемых требований. Основной причиной невыполнения планов проверок является невозможность проведения плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Необходимо отметить, что в действующем законодательстве, устанавливающем порядок организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отсутствуют основания, позволяющие проводить плановые проверки [14]: в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае изменения фактического адреса осуществления деятельности; в отношении правопреемника реорганизованного юридического лица, в случае реорганизации юридического лица, включенного в план проверок; также не предусмотрена возможность переноса срока проведения плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, препятствующих и уклоняющихся от проведения проверок.
Согласно п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее Правил), внесение изменений в ежегодный план допускается в следующих случаях [20]:
- невозможность проведения плановой проверки деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией или реорганизацией;
- прекращение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, подлежащих проверке;
- изменение класса опасности подлежащего проверке опасного производственного объекта - в части исключения плановой проверки из ежегодного плана;
- принятие органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля решения об исключении соответствующей проверки из ежегодного плана субъектов малого предпринимательства в 2016-2018гг.;
- наступление обстоятельств непреодолимой силы.
Во всех вышеперечисленных случаях внесение изменений в ежегодный план осуществляется только путем исключения проверок. При этом прекращение юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем деятельности по указанному в плане адресу не является основанием для внесения изменений в ежегодный план проверок [27, с. 93].
Вместе с тем, провести проверку юридического лица, индивидуального предпринимателя при смене адреса осуществления деятельности не предоставляется возможным. Согласно требований ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [14] и Правил [20] оснований для проведения проверки в отношении лица, не соответствующего всем реквизитам, указанным в плане, нет.
Также следует остановиться на вопросе проведения плановых проверок в отношении юридических лиц в случае их реорганизации. При реорганизации юридического лица права и обязанности юридического лица переходят к вновь возникшему субъекту предпринимательской деятельности [4, ст. 58]. Следовательно, плановая проверка должна проводиться в отношении вновь возникшего юридического лица. Вместе с тем, в соответствии с требованиями Правил - в случае реорганизации юридического лица из ежегодного плана проверок, проверка в отношении юридического лица исключается [20, п. 7].