Файл: Индивидуальное предпринимательство (Правовая основа деятельности индивидуального предпринимателя в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 685

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Индивидуальный предприниматель: сущность понятия и специфика правового статуса по законодательству Российской Федерации

1.1. Предпринимательская деятельность и индивидуальный предприниматель в российском законодательстве: сущность и признаки понятий

1.2. Специфика правового статуса индивидуального предпринимателя с позиции действующего конституционного и гражданско-правового законодательства

2. Правовая основа деятельности индивидуального предпринимателя в России

2.1. Анализ правовых норм, регулирующих сферу индивидуального предпринимательства

2.2. Преимущества и недостатки экономико-правовой модели предпринимательской деятельности без образования юридического лица

3. Проблемы и предложения нормативного совершенствования положения индивидуального предпринимателя в России

3.1. Проблемы правового положения индивидуального предпринимателя как участника предпринимательской деятельности

3.2. Перспективы и тенденции развития российского законодательства в вопросах регулирования гражданско-правового положения индивидуального предпринимателя

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Одной из особенностей конституционного правового статуса личности является то, что он формируется непосредственно под влиянием норм конституции, так как в ней отражены базисные моменты взаимоотношения государства, общества, личности. Если говорить о статусе индивидуального предпринимателя, нужно так же учитывать его интегрированный характер [29, с. 212].

Анализируя Конституцию РФ, следует отметить, что Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям [1, ст. 19].

Смысл этого равенства состоит в том, что всем предоставляются равные стартовые возможности, это же касается и предпринимательской деятельности. Но в дальнейшем реализация этих возможностей зависит от разума, таланта и предприимчивости каждого лица в отдельности.

Обязательно нужно упомянуть статью Конституции РФ, которая является основой правового статуса предпринимателя и предусматривает, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» [1, ст. 34]. Конкретизацию данной нормы, возможно, найти в статье Гражданского кодекса «Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя» [4, ст. 23].

В Конституции РФ так же закреплены ряд положений, которые по своей сущности представляют гарантии индивидуальному предпринимателю. Речь идет о «Гарантии единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности», а так же «о защите всех видов собственности» [1, ст. 8].

Необходимо учитывать, что индивидуально предпринимательская деятельность так же регламентирована нормами отраслевого законодательства, а именно, в нормах гражданского кодекса, гражданско-процессуального кодекса, уголовного кодекса и в других нормативно правовых актах заложены положения, конкретизирующие нормы конституции в области обеспечения гарантий прав и свобод индивидуального предпринимателя.

Из вышеуказанного возможно сделать вывод, что конституционно правовой статус индивидуального предпринимателя – это своеобразные отношения с государством, его органами, а так же обществом и его отдельными членами, которое определяется Конституцией РФ и наравне с ней нормами международного частного права, и обеспечивается зашитой и гарантией всей системой российского права на всех уровнях жизни общества.


С.В. Лаврентьев под конституционными принципами понимает «...фундаментальные требования, закрепленные в нормативных предписаниях конституционного законодательства и соответствующих международных юридических источниках, обобщённо выражающие общепризнанные права, свободы и обязанности человека, а также основные закономерности формирования, осуществления и гарантирования конституционного статуса личности» [26, с. 12]. Так же Лаврентьев выделяет в системе принципов два уровня. Первый уровень, образует основные начала, подходящие всем видам конституционно-правового статуса, где к числу, которых относится: принцип гуманизма, принцип свободы, принцип равенства, принцип ответственности. Вышеуказанные принципы однозначно подходят и к конституционному статусу индивидуального предпринимателя. Второй уровень, формирует специальный статус личности с необходимым специфичным набором принципов (статус ребенка, статус высших должностей, статус иностранного гражданина и т.п.) [26, с. 13].

Что же касается второго уровня принципов применимо к статусу индивидуального предпринимателя, то следует учитывать, к какой социальной группе относится индивидуальный предприниматель.

К примеру, ГК РФ позволяет несовершеннолетним с 14 до 18 лет заниматься предпринимательской деятельностью с согласия родителей усыновителей «лицо может заниматься предпринимательской деятельностью с согласия родителей, усыновителей или попечителя» (ст. 27, п. 1) [4, с. 27].

В данном случае лица 14, 16 и 18 лет имеют разный набор прав, что делает их правовые статусы, в некоторой степени, различными.

Таким образом, можно сделать вывод о многомерности конституционного правового статуса индивидуального предпринимателя, и сложности выработки универсальных принципов для данного статуса, в силу занимания разных социальных слоев индивидами, занимающимися предпринимательской деятельностью.

И, тем не менее, в специальном конституционно-правовом статусе индивидуального предпринимателя имеются некоторые общие начала, которые возможно систематизировать и выделить следующие специальные принципы [25, с. 68]:

  • свобода выбора целей деятельности и средств, для ее осуществления.
  • обязательная государственная регистрация лица занимающегося предпринимательской деятельностью.
  • равенство всех участников предпринимательской деятельности в конкурентной борьбе на рынке.
  • строгое соблюдение юридических норм, норм морали и правил общества при реализации предпринимательской деятельности.
  • повышенный уровень ответственности перед государством и обществом.

Эти специальные принципы могут являться базой для формирования других принципов конституционно-правого статуса индивидуального предпринимателя в Российской Федерации.

Подводя итог первой главы исследования можно сказать, индивидуальное предпринимательство – самый простой тип предпринимательства. Наличие у индивидуальных предпринимателей определенных преимуществ, в сравнении с другими организационно-правовыми формами предпринимательской деятельности (в сфере налогообложения, учета, трудовых отношений и проч.), обеспечивает реальный коммерческий смысл осуществления бизнеса в форме индивидуального предпринимательства.

2. Правовая основа деятельности индивидуального предпринимателя в России

2.1. Анализ правовых норм, регулирующих сферу индивидуального предпринимательства

Правовое регулирование деятельности индивидуального предпринимателя осуществляется на базе многочисленных кодифицированных актов.

Так, нормы Гражданского кодекса РФ [4] закрепляют право на осуществление гражданином предпринимательской деятельности без создания юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя. ГК РФ регулирует вопросы собственности и режима имущества, в том числе денежных средств, используемых ИП в процессе осуществления своей деятельности, регламентирует обязательства (договорные и внедоговорные), содержит требования к конкретным договорам, заключаемым в процессе осуществления деятельности индивидуальных предпринимателей с контрагентами, регулирует вне договорную ответственность и пр.

Нормы Налогового кодекса РФ обязательны для исполнения индивидуальными предпринимателями как налогоплательщиками [6]. Налоговое законодательство предоставляет возможность выбора режима налогообложения, в том числе выбора специальных режимов, позволяющих упростить процесс ведения предпринимательской деятельности.

Трудовой кодекс РФ обязателен для тех индивидуальных предпринимателей, которые являются работодателями, в части оформления трудовых отношений с наемными работниками, и их правовой регламентации [7].


Кодекс об административных правонарушениях РФ регулирует вопросы привлечения индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за нарушения в процессе осуществления предпринимательской деятельности [5].

Основными законами, регулирующими деятельность индивидуальных предпринимателей, являются:

  • Федеральный закон от 08.08.2015 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [12];
  • Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [15];
  • Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [16];
  • Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» [17];
  • Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок» [14] и др.

Поскольку в настоящее время многие индивидуальные предприниматели в процессе осуществления своей предпринимательской деятельности рассчитывают на помощь со стороны государства, особое внимание уделим анализу законодательства, регулирующего порядок субсидирования и оказания другой государственной поддержки индивидуальным предпринимателям как субъектам малого предпринимательства.

В соответствии федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели, отнесенные в соответствии с условиями закона к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям [17].

Хозяйствующим субъектом является юридическое или физическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность от своего имени, а хозяйственной деятельностью в свою очередь называется деятельность граждан, предусматривающая создание предприятий и организаций по производству, реализации и приобретению товаров.

Законодательно закреплены критерии отнесения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к субъектам малого предпринимательства [17]:

  • средняя численность работников не должна превышать 100 человек для малых предприятий и 15 человек для микропредприятий;
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость не должна превышать 800 млн. рублей для малых предприятий и 120 млн. рублей для микропредприятий.

В целях реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры [17]:


  • специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
  • упрощенный порядок составления индивидуальными предпринимателями статистической отчетности;
  • льготный порядок расчетов за приватизированное индивидуальными предпринимателями государственное и муниципальное имущество;
  • меры по обеспечению прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля;
  • меры по обеспечению финансовой поддержки индивидуальных предпринимателей.

Граждане вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя [4, ст. 23].

Правовой статус и деятельность индивидуального предпринимателя не регулируются на сегодняшний день отдельным (специальным) нормативно-правовым актом. Правовые нормы находятся в различных источниках, чем и осложняется деятельность по применению норм права в возникающих на практике спорных ситуациях.

Сама процедура регистрации, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, регламентирована в главе 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [12].

При этом, как в данном федеральном законе, так и в ГК РФ отсутствует легальное определение индивидуального предпринимателя. Под таковым принято понимать физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также глав крестьянских (фермерских) хозяйств [6, ст. 11].

В соответствие с ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица применяются правила ГК РФ [4, ст. 23], которые регулируют деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Однако в ГК РФ, равно как и в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [12], нет указаний на необходимость индивидуальным предпринимателям иметь устав, уставной капитал, печать, расчетный счет. В своей деятельности индивидуальный предприниматель также не обязан вести бухгалтерский учет (баланс и отчет о прибылях и убытках).

Нормы гражданского законодательства вступают в противоречие с нормами, регулирующими трудовые, налоговые, финансовые и иные правоотношения с участием индивидуального предпринимателя. В частности, гражданское законодательство не обязывает предпринимателя иметь печать. Тем не менее, согласно некоторым нормам иных законодательных актов наличие печати требуется [24, с. 73].