Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Профессиональное выгорание: понятие, симптомы, причины и фазы развития).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Профессиональное выгорание: понятие, симптомы, причины и фазы развития
1.2 Проявление синдрома эмоционального выгорания у воспитателей младшего дошкольного учреждения
Глава 2. Исследование профессионального выгорания у воспитателей младших дошкольных учреждений
Тревожит факт, что 41,7% воспитателей детских садов имеют доминирующий симптом «неадекватное эмоциональное реагирование», а также 33,3% - «редукция профессиональных обязанностей», и 16,7% - доминирующий симптом «расширение сферы экономии эмоций», представляющие собой приемы психологической защиты. Наименее выражен симптом «эмоционально-нравственной дезориентации»: 50% воспитателей имеют не сложившийся симптом и 25% складывающийся. Т.е. с одной стороны мы наблюдаем, способность к сопротивлению и устойчивость к воздействию экстремальных условий или стресс-факторам окружающей среды, с другой стороны уменьшение или упрощение действий, связанных с трудовой деятельностью воспитателя, что негативно сказывается на качестве воспитательного процесса.
Анализируя симптомы фазы «истощение» (таблица 2.4) мы обнаружили, что при достаточно большом количестве воспитателей, у которых симптомы «эмоциональный «дефицит» (58,3%), «эмоциональная отстраненность» (50%), «личная отстраненность» (58,3%) не сложились, у 41,7% воспитателей наблюдаются психосоматические и психовегетативные нарушения: в т.ч. 25% сложившийся и 16,7% складывающийся. Т.е. эмоциональная, личная вовлеченность воспитателей в трудовую деятельность приводит к психосоматическим нарушениям.
Таблица 2.4 - Симптомы фазы «истощение», %
Симптом |
не сложившийся |
складыва- ющийся |
сложивший-ся |
доминирую-щий |
Эмоциональный дефицит |
58,3 |
25,0 |
8,3 |
8,3 |
Эмоциональная отстраненность |
50 |
33,3 |
8,3 |
8,3 |
Личностная отстраненность |
58,3 |
16,7 |
8,3 |
16,7 |
Психосоматические и психовегетативные нарушения |
33,3 |
16,7 |
25 |
25 |
Таким образом, в результате исследования по методике В.В.Бойко было выделено три группы воспитателей по уровню сформированности синдрома эмоционального выгорания, определена выраженность фаз синдрома и его симптомов. Мы выявили, что в целом для воспитателей, обследованных нами, свойственно преобладание фазы «резистенция» в общем адаптационном синдроме - функционирование в стрессовых условиях, ставших нормой. В фазе напряжения основными симптомами являются: переживание психотравмирующих обстоятельств, тревога и депрессия. В фазе резистенции ведущими являются: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, редукция профессиональных обязанностей и расширение сферы экономии эмоций. В фазе истощения: психосоматические и психовегетативные нарушения и личностная отстраненность.
В соответствии с методикой оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру), в ходе проведенного исследования была получена следующая характеристика. На основании индивидуальных профилей создан средний профиль (таблица 2.5), который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе воспитателей младшего дошкольного учреждения.
Таблица 2.5 – Средняя оценка психологической атмосферы в коллективе
Средний бал |
||
Дружелюбие |
3,8 |
Враждебность |
Согласие |
5,2 |
Несогласие |
Удовлетворенность |
3,3 |
Неудовлетворенность |
Продуктивность |
5,9 |
Непродуктивность |
Теплота |
5,1 |
Холодность |
Сотрудничество |
2,6 |
Несогласованность |
Взаимная поддержка |
4,7 |
Недоброжелательность |
Увлеченность |
2,1 |
Равнодушие |
Занимательность |
1,9 |
Скука |
Успешность |
6,3 |
Безуспешность |
Итого: |
40,9 |
Итого: |
Таким образом, в ходе проведенного исследования по методике А.Ф.Фидлера, было выявлено, что для исследуемого коллектива характерны такие положительные признаки как, удовлетворенность, сотрудничество, увлеченность и занимательность, слабо выражены взаимная поддержка, дружелюбие. А также негативные признаки несогласие, непродуктивность, холодность, безуспешность. Итоговый средний балл 40,9 характеризует достаточно напряженную обстановку в коллективе, что оказывает влияние на психологическое состояние воспитателей, принявших участие в исследовании, а следовательно и на развитие синдрома эмоционального выгорания. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза, что на развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние психологическая атмосфера в коллективе и личностные качества воспитателей, подтвердилась.
Для профилактики и помощи воспитателям в преодолении синдрома выгорания рекомендовано следующее:
- организация рабочих пауз для эмоциональной разгрузки;
- оптимизация режима работы и отдыха;
- обучения приемам релаксации и саморегуляции психического состояния;
- привитие навыков конструктивных (успешных) моделей преодолевающего поведения.
Заключение
В процессе абстрактного рассмотрения изученности проблем эмоционального выгорания было выявлено, что синдром эмоционального выгорания - это длительный напряженный ответ, либо синдром, появляющийся из-за длительных профессиональных стрессов. Представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.
В последние годы в образовательной системе в особенности резким стал вопрос сбережения психического здоровья педагогов и воспитателей. Переход на личностно-ориентированные модели образования обуславливает увеличение условий со стороны общества к личности педагога-воспитателя, его роли в воспитательном процессе. Подобная обстановка вероятно включает в себя повышение нервно-психического напряжения человека, то что приводит к появлению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
В процессе выполнения практического исследования уровня эмоционального выгорания воспитателей дошкольных учреждений была использована методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко) и методика оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф.Фидлера.
Исследование итогов изучения говорит о последующем:
- доминирующими симптомами эмоционального выгорания воспитателей являются: «переживание психотравмирующих обстоятельств», «неадекватного эмоционального реагирования», «расширение сферы экономии эмоций».
Помимо этого, изучение выявило, что эмоциональное выгорание в большей степени проявляется у воспитателей с повышенной тревожностью, обидчивостью, подозрительностью и напрямую зависит от психологической атмосферы в коллективе.
Изучение синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности воспитателя содержит большую социальную значимость и важность в современной жизни. Особенно актуальна данная проблема в сфере педагогики, так как педагог-воспитатель обеспечивает полноценное воспитание, обучение и развитие, что возможно лишь при высоком потенциале их здоровья.
Список используемой литературы
1. Бикеева А. Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому педагогу / А. Бикеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 348 с.
2. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / авт.-сост. Бабич О.И. – изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2014. – 45- 62 с.
3. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В.Бойко. - СПб.: Питер, 2003. – 474 с.
4. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания и его профилактика. Психология профессионального здоровья / Н.Е.Водопьянова; Под ред. проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2006. – 323-428 с.
5. Демьянчук Р.В. Эмоциональное выгорание учителя / Р.В.Демьянчук – М.: Просвещение, 2006. – 138 с.
6. Лазарева Н.В. Диагностика синдрома эмоционального выгорания / Н.В.Лазарева // Школьные технологии. – 2009. - №1. – 171 с.
7. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М.Митина. - М.: Академия, 2004. - 320 с.
8. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е.Орел. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 330 с.
9. Семёнова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога : учеб. пос. / Е.М.Семёнова. – М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2005. – 224 с.
10. Синдром эмоционального выгорания (лекция). Под. ред. П.И. Сидорова, д.м.н., профессор, академик РАМН, г. М., 2007г.
11. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. / Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру) / Соц. диагностика развития личности. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.190-191
12. Чутко Л.С. Эмоциональное выгорание и управление стрессом / Л.С.Чутко – СПб.: Речь, 2009. – 114 с.
Приложение 1
Фазы стресса и симптомы выгорания (по В. В. Бойко)
Фаза |
Симптом |
Тревожное напряжение |
Переживание психотравмирующих обстоятельств Неудовлетворенность собой Ощущение «загнанности в клетку» Тревога и депрессия |
Резистенция |
Неадекватное (избирательное) эмоциональное реагирование Эмоционально-нравственная дезориентация Экономия эмоций Редукция профессиональных обязанностей |
Истощение |
Эмоциональный дефицит Эмоциональная отстраненность Деперсонализация Психосоматические и психофизиологические нарушения |
Приложение 2
Диагностика уровня эмоционального выгорания ( В.В. Бойко)
Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение. Если вы согласны с утверждением, поставьте около соответствующего ему номера в бланке для ответов знак «+» («да»), если не согласны – то знак «» («нет»).
Текст опросника.
Я сегодня доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее «свернуть» дело.
Моя работа притупляет эмоции.
Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
Работа приносит мне все меньше удовлетворения.
Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
Из-за усталости или напряжения, я уделяю своим делам меньше внимания, чем положено.
Я спокойно воспринимаю претензии ко мне начальства и коллег по работе.
Общение с коллегами по работе побуждает меня сторониться людей.
Мне все труднее устанавливать и поддерживать контакты с коллегами.
Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы.
Я очень переживаю за свою работу.
Коллегам по работе я уделяю внимание больше, чем получаю от них.
Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
Последнее время меня преследуют неудачи на работе.
Я обычно проявляю интерес к коллегам и помимо того, что касается дела.
Я иногда ловлю себя на мысли, что работаю автоматически, без души.
По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
Успехи в работе вдохновляют меня.
Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется почти безвыходной.
Я часто работаю через силу.
В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого не видеть и не слышать.
Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, который я затрачиваю.
Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий деть кончился.
Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
Моя работа меня очень разочаровала.
Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
Моя карьера сложилась удачно.
Если представляется возможность, я уделяю работе меньше внимания, но так, чтобы этого никто не заметил.
Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес.
Моя работа плохо на меня повлияла – обозлила, притупила эмоции, сделала нервным.
Обработка данных.