Файл: Страхование и его государственное регулирование(Краткая характеристика развития страхования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Рыночная прозрачность.

В настоящее время Российский страховой рынок в целом непрозрачен, чему способствует недостаточные требования к раскрытию информации, предусмотренные действующим законодательством. В соответствии с Приказом Минфина РФ от 21.02.1997 № 17 “Об особенностях публикации годовой бухгалтерской отчетности страховыми организациями” страховщики вне зависимости от организационно-правовой формы обязаны публиковать бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

По итогам исследований проводимых в рамках Solvency II представлена совершенно новая модель, которая формирует выделение трех структурных блоков показателей, необходимых для изучения при контроле деятельности страховых компаний, целью которых является обеспечение их платежеспособности. Необходимо признать, что через некоторое время те или иные показатели, входящие в какой либо блоков могут быть изменены.

Принятие на вооружение Solvency II даст положительный эффект всем участникам страховой деятельности:

  • страхователи смогут получить уверенность в том, страховщики повышают необходимость риск-менеджмента и в их распоряжении находится достаточный уровень капитала, который будет способствовать повышению доверия страхователей по отношению к страховым организациям, через минимальные факторы их банкротства;
  • в последние года было разработано немалое количество методик риск-менеджмента. Solvency II может способствовать внедрению данных методик в отрасли страховых услуг. В результате внедрения методик риск-менеджмента возрастет уровень управления рисками в отрасли в целом;
  • российская экономика в случае успешной реализации проекта Solvency II сможет обеспечить эффективное размещение капитала в отрасли страхования, повысится управляемость и предсказуемость страховой системы.

Указание от 21 апреля 2017 г. N 4356-У “О формах, сроках и порядке составления и предоставления отчетности страховыми организациями и обществами взаимного страхования в центральный банк российской федерации” устанавливает формы, сроки и порядок составления и предоставления отчетности страховыми организациями и обществами взаимного страхования в Банк России.

Отчетность, необходимая для осуществления контроля и надзора в сфере страховой деятельности и статистическая отчетность страховщика составляются и предоставляются по формам, в сроки и порядке в соответствии с приложением 1 и 2 к настоящему Указанию, начиная с отчетного месяца, в котором настоящее Указание вступает в силу.


Страховые организации в течении 45 календарных дней после окончания отчетного периода предоставляют в Банк России следующие формы отчетности: —Бухгалтерский баланс страховой организации”, —Отчет о финансовых результатах страховой организации”, —Отчет об изменениях собственного капитала страховой организации”, —Отчет о потоках денежных средств страховой организации”.

Общества взаимного страхования в течении 45 календарных дней после окончания отчетного года предоставляют в Банк России следующие формы отчетности: —Бухгалтерский баланс общества взаимного страхования”, а также приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств, —Отчет о финансовых результатах общества взаимного страхования”, —Отчет об изменениях собственного капитала общества взаимного страхования”, —Отчет о потоках денежных средств взаимного страхования” [30].

Таким образом, полноценное внедрение в России принципов контроля количественных и качественных параметров деятельности страховой компании и рыночной прозрачности страховой деятельности являются движением по пути к Solvency II и позволят решить многие системные проблемы страхового рынка.

Страховой надзор за деятельностью страховых компаний осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития рынка страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

В настоящий момент страховой рынок полностью подконтролен Центральному банку РФ (Банк России), который определяет не только порядок и правила отчетности, но и векторы развития страхования в целом.

Изменения 2013 года в Законе РФ № 4015-I от 27.11.1992 г. закрепили право осуществлять страховой надзор за Банком России, возложив на него следующие функции:

  • по лицензированию - выдача, переоформление, приостановление и прекращение действия лицензии страховых компаний осуществляется на основании решения Центробанка;
  • по проверке деятельности страховщиков с точки зрения предоставления объективной отчетности, соблюдения законодательства и сохранения резервных фондов, являющихся залогом их платежеспособности. Все жалобы на незаконные действия страхователи должны направлять Банк России, который по итогам их рассмотрения выносит предписания по факту устранения;
  • по контролю участия на российском рынке страхования инвесторов из зарубежных стран, которое может выражаться во внесении средств в уставный капитал, выкуп в них долей и прочее;
  • при появлении признаков неплатежеспособности, которые могут быть выражены в задержке страховых выплат, зарплаты сотрудникам, на Центробанк возложена обязанность о назначении временной администрации в целях защитить интересы страхователей и иных кредиторов.

Помимо этого, на Банк России возлагаются задачи в сфере информационного обеспечения граждан и организаций по вопросам, связанным со страхованием, в том числе:

  • разъяснение порядка применения норм законодательства о страховании;
  • ведение реестров страховщиков и формирование совокупных отчетов;
  • информирование о фактах приостановления, возобновления, выдачи и ограничении действия страховых лицензий;
  • проведение проверок и осуществления страхового контроля и надзора, а также формирование отчетов о проведенной работе в этом направлении.

В результате возложения на Банк России контроля в сфере страховой отрасли, надзорную функцию выполняют службы Банка России, такие как:

  • главная инспекция Банка России;
  • служба Банка России по защите прав потребителей и миноритарных акционеров;
  • межрегиональные центры компетенции;
  • департамент страхового рынка Банка России. ОПраво по осуществлению страхового контроля и надзора возложено на некоммерческие организации, деятельность которых строго регламентирована законодательством. Их правомочия направлены на надзор за страховыми компаниями при заключении отдельных видов договоров, например:
  • организация РСА при заключении ОСАГО
  • организация НССО при заключении договоров страхования опасных объектов.

2.2.Страховое законодательство Российской Федерации и законодательные инициативы в целях развития страхового рынка

Целью наилучшего регулирования работы страховой отрасли является создание устойчивых условий для надежной работы страхового рынка, так и обеспечение стабильности всей страховой отрасли в целом. В результате этого, анализ и контроль финансового положения отрасли, регулирование ее деятельностью, является наиважнейшей задачей регулирования страховой деятельности

Сегодня в Российской Федерации государственное регулирование текущей деятельности страховщиков направлено, прежде всего, на обеспечение финансовой устойчивости страховой компании, ключевой составляющей которой является ее показатель фактической платежеспособности.


В соответствии со статьей 25 Федерального Закона от 27.11.1992 №4015-1 “Об организации страхового дела в Российской Федерации” для обеспечения платежеспособности страховщики обязаны соблюдать “нормативное соотношение собственных средств и принятых обязательств”. Министерством финансов России разработана методика расчета этих соотношений.

Обязательным условием обеспечения платежеспособности страховых организаций является соблюдение требований к финансовой устойчивости:

  • формирование страховых резервов;
  • формирование состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов;
  • формирование состава и структуры активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика;
  • соблюдение нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств - нормативный размер маржи платежеспособности.

Соответствующими документами, направленными на стабилизацию финансового положения страховых организаций и страхового рынка в целом, являются:

  • положение ЦБ РФ от 16.11.2016 N 558-П «О правилах формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни»;
  • положение Банка России от 16 ноября 2016 г. № 557- П «О формировании страховых резервов по страхованию жизни”;
  • проект Указания Банка России “О порядке инвестирования средств страховых резервов и перечне разрешенных для инвестирования активов” (по состоянию на 27.06.2016);
  • указание Банка России от 16 ноября 2014 года № 3445-У «О порядке инвестирования собственных средств (капитала) страховщика и перечне разрешенных для инвестирования активов»;
  • указание Банка России от 28 июля 2015 года № 3743- У «О порядке расчета страховой организацией нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств».

Несоблюдение этих законов является основанием для принятия соответствующих мер со стороны органа страхового надзора (предписания, приостановления или отзыв лицензии).

Например, в приказе, Указание Банка России от 16.1.2014 №3445-У указаны виды активов, которые страховая компания может принимать для покрытия, как собственных средств, так и средств страховых резервов. Более того, в соответствии с п. 2 ст. ФЗ “Об организации страхового дела в РФ”, страховые резервы и собственные средства страховщика должны быть обеспечены активами, соответствующими требованиями диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности. Такими образом, посредством законодательства, страховые надзорные органы стремятся минимизировать возможность неплатежеспособности страховой компании и, следовательно, ее банкротства [15].


В настоящее время на российском финансовом рынке существуют финансовые холдинги, в которые входят и банки, и страховые компании, и профессиональные участники рынка ценных бумаг, а регуляторы деятельности до конкретного времени были у всех разные. Поэтому в России возникла необходимость создания единого подхода в регулировании и в надзоре за всей финансовой системой в целом.

По оценкам экспертов, число стран, принявших решение о создании единого регулятора на финансовых рынках, постоянно растет. Зарубежная практика показывает, что основным движущим мотивом создания единого регулятора является то, что любой регулятор должен следить за рынком, основным стержнем такого регулирующего органа является банковский надзор [17].

24 июля 2013 года в РФ был принят закон №268738 “О мегарегуляторе финансовых рынков”, т.е. закон о создании единой финансовой службы, которая обеспечит контроль за российскими страховыми и инвестиционными компаниями - российский мега регулятор.

Согласно принятому закону с 1 сентября 2013, годя в России начал работу мега регулятор всего финансового рынка, созданный в рамках Банка России. Помимо надзора над коммерческими банками в его функции будет входить контроль над небанковскими финансовыми организациями, включая страховые компании, компании по управлению активами, пенсионные фонды, брокерские компании, микро финансовые организации [18].

Такой проект имеет как положительные черты так и недостатки. Положительным результатом является то, что создание мега регулятора сможет обеспечить высокий контроль прозрачности и качество активов страховых организваций, поскольку на сегодняшний день это является высоким приоритетом для страховой отрасли. Именно низкое качество активов компаний может привести участника финансового рынка к краху. Кроме того, консолидированному надзору будет проще осуществлять контроль над финансовыми группами, куда входят и страховщики. Однако очевидны и минусы: реформирование системы надзора потребует внесения значительного числа изменений как в законодательство по страхованию, так и в законодательные акты по финансовому рынку [17].

Так же в настоящее время регулятором мало внимания уделяется оценкам рисков деятельности страховых компаний. Так, в ближайшее время усилия российского регулятора планируется сконцентрировать именно в этом направлении.

На сегодняшний момент система риск-ориентированного надзора на российском банковском рынке уже в большей степени построена и теперь существует необходимость создания подобной системы и в небанковском секторе. Так российский регулятор страхового рынка планирует выпустить в ближайшем будущем проекты указов по установлению нормативов соотношения рисков и капитала для различных категорий профучастников[17].