Файл: социальное страхование и его функции(Научно-теоретические аспекты, формирование социального страхования ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) пенсии по обязательному пенсионному страхованию (выплачиваются из сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию аккумулированных в ПФР);

2) пенсии по государственному пенсионному обеспечению (финансирование данных пенсий производится из федерального бюджета) [23, с. 68].

Основными видами пенсий по обязательному пенсионному страхованию являются трудовые и профессиональные пенсии [23, с. 68].

Основным видом социального обеспечения нетрудоспособных граждан является пенсионное обеспечение. Эффективно функционирующая система пенсионного обеспечения как часть общегосударственной системы социальной защиты должна опираться на развитое пенсионное законодательство, действенный административный механизм управления этой отраслью социальной сферы, а также на макроэкономические пропорции, определяющие и задающие ее развитие.

Уровень пенсионного обеспечения в значительной мере определяет продолжительность и образ жизни пожилых людей, их участие в социально-политической и экономической деятельности, что повышает ответственность государственных, в том числе и законодательных, органов за принимаемые в пенсионной сфере решения, и требует учета всех обстоятельств жизни лиц пожилого возраста.

Пенсионное страхование обеспечивает социальную защиту в старости, в случае инвалидности, потери кормильца; социальное страхование – при временной нетрудоспособности, несчастных случаях на производстве и т.д.; медицинское страхование – в случае болезни[17, с. 90].

Единственным государственным страховщиком вех видов трудовых пенсий является Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). ПФР по своему гражданско-правовому статусу является государственным учреждением [17, с. 91].

Во введении ПФР находятся также вопросы разработки проекта бюджета Пенсионного фонда, контрольные функции по проверке предоставляемых документов для назначения или перерасчета пенсий, подготовки обоснования размера страховых тарифов, вопросы международного сотрудничества и др.

С 2002 года в Российской Федерации формируется новая пенсионная система, устанавливаются ее основные правовые, организационные и финансовые принципы.

Сейчас накопительная часть пенсии по умолчанию находится в Пенсионном фонде РФ под управлением Государственной управляющей компании, которой является Внешэкономбанк, инвестиционный доход в котором, как правило, ниже уровня инфляции [17, с. 93]. Таким образом, пенсионные накопления постепенно обесцениваются, в связи с тем, что ГУК имеет право инвестировать средства только в государственные облигации, у которых традиционно низкая доходность [29, с. 76].


Рост накоплений возможен за счёт перевода накопительной части пенсии в негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию при превышении доходности над инфляцией.

Застрахованное лицо может перевести пенсионные накопления не чаще одного раза в год, до достижения возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин.

Деньги граждан как минимум должны быть защищены от инфляции, иначе неизбежно произойдет уменьшение накоплений будущих пенсионеров, средств, переведенных работодателями за своих работников в пенсионный фонд. Через 20-30 лет деньги, аккумулированные в пенсионном фонде, не защищенные финансовыми механизмами, будут иметь совершенно иную реальную стоимость. На финансовом рынке необходимо создать надежные механизмы, способные гарантированно обеспечить сохранность накоплений граждан [29, с. 76].

Несмотря на проводящуюся реформу, современная пенсионная система по-прежнему даёт гигантскую нагрузку на систему оплаты труда и страховых взносов, поскольку Россия входит в число пятнадцати стран с самыми высокими ставками взносов, из-за чего происходит ослабление налогооблагаемой базы.

Причиной затруднений при осуществлении пенсионной реформы также считают её перегруженность большим числом обязательств, часто не оправданных ни экономически, ни социально.

Нельзя не учитывать и неблагоприятные долгосрочные демографические тенденции. Из трудоспособного возраста выбывает намного больше граждан, чем входит в него. К этому можно добавить невысокую продолжительность жизни населения, особенно мужчин. Люди, родившиеся после войны, в 2005 году начали уходить на пенсию. На смену им прийти некому – в девяностые годы рождаемость снизилась в два раза. Полумеры в сложившейся ситуации не помогут. Не изменив самих принципов действия пенсионной системы, можно дождаться серьезных экономических потрясений [29, с. 77].

С 2015 года используется балльная система исчисления пенсии. Каждый календарный год трудового стажа будет оцениваться годовым индивидуальным коэффициентом (баллом), который равняется отношению суммы уплаченных работодателями страховых взносов на формирование страховой пенсии по тарифу 10% или 16% (что будет зависеть от выбора гражданина – будет он формировать накопительную пенсию или нет) к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы. Они уплачиваются работодателем по тарифу 16%. Далее полученный результат умножается на 10. Соответственно, чем будет выше зарплата, тем выше станет значение годового пенсионного коэффициента (балла) [29, с. 78].


Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" [11] рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.

В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" [6], в соответствии с которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

В Российской Федерации согласно ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [8] под социальным обслуживанием понимается «деятельность, направленная на предоставление гражданину, нуждающемуся в социальном обслуживании, социальных услуг в целях нормализации условий его жизнедеятельности, повышения степени самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей».

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) является государственным внебюджетным фондом и обеспечивает обязательное социальное страхование граждан России: осуществляет страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, выплачивает пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, обеспечивает инвалидов средствами реабилитации и т.д. [21, с. 172]

Фонд обязательного социального страхования – единственный из фондов, деятельность которого регламентируется не Федеральным законом, а постановлением Правительства Российской Федерации. Им также утверждено Положение о Фонде (№ 101 от 12.02.1994 г.) [12]. Этими документами определен его статус, задачи, оргструктура.

Деятельность Фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации [3] и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

Фонд осуществляет обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний; обеспечивает выполнение государственных социальных обязательств по поручению Правительства РФ.


Деятельность Фонда регламентируется соответствующими официальными документами. Бюджет Фонда является прозрачным, Вы можете получить информацию о структуре и динамике доходов и расходов, ознакомившись со статистикой [32].

Таким образом, сегодня в России сложилась многоукладная система социального страхования, позволяющая дифференцированно удовлетворять потребности различных категорий населения, лишившихся средств жизнеобеспечения в связи с неблагоприятными жизненными обстоятельствами.

Развитие государственных механизмов социального страхования

Прерогатива в создании и укреплении организационно-правовых основ деятельности принадлежит государству.

Государство – это особая организация публичной власти общества, которое распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления и принудительно издает обязательные для всех законом и обладает суверенитетом [18, с. 222].

Функции государства характеризуются устойчивостью, целевой направленностью, предметной направленностью (на управление обществом), организационно-властным оформлением, реализацией специфическими методами [18, с. 223].

Классификация функций государства:

I. По причине (источникам) возникновения:

  • функции, возникающие из классовых противоречий;
  • функции, вытекающие из социальных потребностей.

II. По продолжительности действия функции государства делятся на:

  • постоянные функции государства (например, борьба с преступностью);
  • временные функции государства (например, ликвидация последствия стихийного бедствия).

III. По объективной направленности функции государства делятся на внутренние и внешние [19, с. 66].

Внутренние функции – это направленная деятельность государства по решению задач внутри государства (экономическая, финансовая, правоохранительная, природоохранительная, социальная, культурно-воспитательная и пр.) [18, с. 223].

Система социального страхования централизованна. Руководство для каждого фонда образует правительство страны. Можно считать, что системой социального страхования управляет Президент и основной законодательный орган государства. Это логично ведь она является частью социальной политики. Но они не вмешиваются в локальную деятельность фондов, потому что те являются внебюджетными, автономными организациями. Система трехуровневая: первый уровень – государственные федеральные фонды; второй – территориальные ответвления центральных организаций; третий – административные фондовые единицы. Существование этих элементов гарантирует эффективную реализацию государственных целей в сфере социальной защиты всего населения страны. Органы управления на каждом уровне одинаковые, но лица, отвечающие за выполнение основных социально-политических задач, всегда разные [18, с. 225].


Главное предназначение государственного страхования заключается в социальном обеспечении людей, состоящих в трудовых взаимоотношениях со своими работодателями. При начислении заработной платы осуществляется удержание страховых взносов, которые перечисляются на расчётные счета фондов соцстраха в установленные законом сроки. Рассчитывать на помощь фондов Социального страхования трудоспособные российские граждане могут при наступлении страховых случаев, определённых Федеральным законом.

Государственное социальное страхование формирует свою политику следующим образом:

  • делает всё возможное, чтобы между государством застрахованными лицами и страхователями присутствовали партнёрские отношения;
  • формирует и использует при необходимости различные целевые фонды;
  • проводит профилактику социальных рисков;
  • формирует фонды (и осуществляет их финансирование), денежные средства из которых покрывают текущие затраты, связанные с выплатой пособий;
  • проводит работу, направленную на увеличения уровня жизни для всех категорий российских граждан, которые не являются участниками трудового процесса;
  • проводит работу в системе воспроизводства трудовых ресурсов и т.д. [13, с. 32]

Основными законодательными актами в области страхового дела являются Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный [4], закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [10]. В настоящее время функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности согласно постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №330 осуществляет Федеральная служба страхового надзора (ФССН) – федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Минфина.

Основные функции ФССН:

  • выдача лицензий субъектам страхового дела;
  • аттестация страховых актуариев;
  • ведение единого реестра объединений субъектов страхового дела и Государственного реестра субъектов страхового дела;
  • контролировать соблюдение законодательства по страхованию;
  • разрабатывает и утверждает нормативные и методические документы;
  • обеспечивает реализацию государственной единой политики в сфере страхового дела.

Главные цели государственного социального страхования заключаются в следующем:

  • обеспечить надёжную защиту российским гражданам (застрахованным лицам);
  • создание условий (как правовых, так и экономических) для физических лиц, состоящих в трудовых взаимоотношениях с коммерческими организациями и Индивидуальными предпринимателями, а также для граждан РФ, самостоятельно обеспечивающих себя работой для того, чтобы они могли заслужить свои страховые права;
  • создание механизмов (управленческих, организационных и правовых), обеспечивающих учёт страховых взносов, выплат пособий, пенсий и других материальных поощрений;
  • информирование плательщиков страховых взносов и лиц, претендующих на получение пособий, о правилах начисления страховых взносов, а также понятие их прав и обязанностей и т.д. [28, с. 34]