Файл: социальное страхование и его функции(Научно-теоретические аспекты, формирование социального страхования ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Критерием деления служит степень формализации существующих в них связей, взаимодействий, отношений.

Формальные институты – способ организованного построения на основе социальной формализации связей, статусов и норм. Формальные институты обеспечивают прохождение деловой информации, необходимой для функционального взаимодействия. Регулируют каждодневные личностные контакты. Формальные социальные институты регулируются законами, нормативными актами.

Неформальные институты – спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий и норм межличностного и межгруппового общения. Неформальные институты возникают там, где неисправность формального института вызывает нарушение важных для жизнедеятельности всего социального организма функций [20, с. 35].

Социальное страхование является экономическим институтом, реализующим воздействие неэкономических факторов, под которым понимается правовое регулирование, поведение государства и индивидов, позволяющие активно влиять на внешние изменения.

В систему негосударственного страхования входят все частные компании, оказывающие услуги страхования. Воспользоваться их услугами могут как физические, так и юридические лица [31, с. 18].

Все виды социального страхования можно отнести как к добровольной, так и к обязательной форме.

Обязательное и добровольное социальное страхование являются частью системы защиты населения [31, с. 18].

Обязательное общее социальное страхование должно охватывать все без исключения группы работающих вне зависимости от форм собственности предприятий и организаций. Учет повышенного профессионального риска повреждения здоровья (уровень и тяжесть производственного травматизма и профессиональных заболеваний), лежит в основе системы обязательного профессионального социального страхования.

Обязательное социальное страхование также делится на несколько составляющих: обязательное пенсионное страхование (отчисления в ПФР согласно ФЗ № 167 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" [6] должен производит каждый работодатель). Страховщиками в данном случае выступают ПФ РФ либо частные пенсионные фонды.

Страховой взнос – это процент от заработной платы работника, однако, существует и верхний предел. Если сумма зарплаты выше, то с той ее части, что превышает предел, процент не берется. Расходы на пенсионное страхование работник и работодатель распределяют между собой поровну.

Медицинское страхование. Этот вид страхования позволяет получить медицинскую помощь гражданам в России, а также компенсацию в случае заболевания (по больничному листу). Государственное пособие начинает начисляться работнику после выхода на больничный с 3-го дня, а первые два дня должна оплатить компания – работодатель.


Страхование от несчастных случаев. Взносы по этому виду страхования работник платить не должен – их выплачивает работодатель исходя из общего фонда заработной платы. Такое страхование позволяет работнику рассчитывать на компенсацию, если вред его здоровью – следствие несчастного случая, непосредственно связанного с трудовой деятельностью. Ограничений такое страхование не подразумевает – работнику во время лечения выплачиваются все 100% его среднего заработка.

Страхование от безработицы. Если гражданин потеряет работу, он имеет право получать пособие по безработице до тех пор, пока не найдет новую (максимальный срок получения – 12 месяцев из последних 18) [21, с. 18].

Добровольное социальное страхование имеет ряд отличий от обязательного: оно ограничено по срокам. Договор, который заключается между страховщиком и страхователем, подразумевает начало и конец действия, и для того, чтобы продлить его, гражданину необходимо обращаться к страховщику за перезаключением; такое страхование подразумевает покупку страхователем талона целым платежом и несколькими частями, которые выплачиваются ежемесячно. Если платежи перестают поступать на счет страховщика, договор разрывается в одностороннем порядке[21, с. 18].

Функционирование системы социального страхования тесно связано с содержанием понятия «социальный риск». Возникновение ситуаций социального риска характерно для современного общества. Они могут возникнуть вследствие утраты самой способности к труду в результате болезни, несчастного случая, рождения ребенка и ухода за ним, старости и т.д. [21, с. 19]

При рассмотрении социальных рисков более уместно говорить об ухудшении именно благосостояния.

Социальные риски – это вероятные события общественного происхождения, ведущие к ухудшению благосостояния граждан [22, с. 55].

Социальные риски связаны с необходимостью выработки и осуществления государственно-организованных форм социальной защиты.

ФЗ №165 "Об основах обязательного социального страхования" [7] содержит перечисление социальных рисков и соответствующие им способы страховой компенсации: нужда в медицинской помощи – государство оплачивает медицинскому учреждению расходы по лечению гражданина; наступление старости – выплата пенсии; временная нетрудоспособность – оплата больничного листа; профессиональное увечье или заболевание, приводящее к лишению трудоспособности – пособие, путевки на курорт для санаторного лечения; инвалидность – пособие по инвалидности; материнство – единовременное пособие при рождении ребенка, пособие по уходу до полутора лет, пособие по беременности (возможны и другие варианты пособий); потеря работы – пособие по безработице; потеря кормильца – пенсия по потере кормильца; смерть гражданина – социальное пособие на похороны. Перечень рисков, перечисленных в этом ФЗ, полностью соответствует принципам МОТ (Международной организации труда) [21, с. 22].


Основными методами управления рисками являются отказ от проведения рисковых мероприятий, снижение риска, передача риска и принятие риска. Каждый из методов управления дополняется организационным, правовым, юридическим, экономическим и прочим инструментарием. Например, метод отказа от риска заключается в уклонении от опасности как структурной характеристики соответствующих рисков; метод снижения риска подразделяется на снижение частоты возникновения ущерба или уменьшение размера убытков, а также диверсификацию риска; метод передачи риска – в передаче ответственности за наступление риска или за возмещение потенциального ущерба сторонним организациям; метод принятия – в согласии с возможностью реализации данного риска [21, с. 22].

Основными функциями страхования в системе управления рисками являются сберегательная, предупредительная и контрольная. Они проявляются в сбережении денежных средств, других материальных ресурсов. Еще одной функции – социальной, а именно уменьшением или компенсацией неблагоприятных последствий наступления риска для отдельного индивидуума.

Не все социальные риски могут быть застрахованы. Риски, подлежащие социальному страхованию, называются социальными страховыми рисками.

2. Система социального страхования

2.1 Системы социального страхования: методологические основы создания

Система социального страхования РФ – это совокупность норм, гарантий и учреждений, действие которых направленно на обеспечение обязательной защиты малоимущего и нетрудоспособного населения. Эта система является частью социальной политики государства. Но она сохраняет свою финансовую независимость и не выступает элементом бюджетной сферы страны [27, с. 78].

Государство в лице своих законодательных и исполнительных органов, опираясь на свои властные рычаги, ввело социальное страхование.

Система социального страхования – это ряд законодательных актов, которые регулируют перераспределение денежных активов между разными слоями трудоспособного населения. В ее структуру входит обязательное и добровольное страхование [27, с. 78].


Систему можно также рассматривать как часть государственной политики относительно страхования субъектов и их непосредственной защиты от существующих социально-экономических рисков.

Система социального страхования России включает три отрасли, управляемые тремя внебюджетными фондами:

  • государственное социальное страхование;
  • обязательное медицинское страхование;
  • пенсионное обеспечение [16, с. 23].

Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) – это единые центры в системе социальной защиты, которые координируют и контролируют деятельность территориальных управлений по субъектам федерации.

Начиная с XVII в. предпринимаются попытки тем или иным образом оказать помощь нуждающимся малообеспеченным гражданам.

Формирование современной системы социального страхования в России включает создание государственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков, а также образование негосударственных пенсионных, страховых и других фондов. С переходом к рынку реформы в сфере социальной политики РФ начали осуществляться, включая такие направления, как формирование нового социального законодательства, разработка основных направлений социальной политики в переходный период, реализация целевых социальных программ и создание новой системы социальной защиты населения [16, с. 19].

Социальное страхование впервые было введено в России в 1912 году. Оно включало только больничное и страхование от несчастных случаев на производстве. Второе касалось только работников промышленных предприятий.

Оно проводилось на коллективной основе. Своеобразным аналогом фондов выступали страховые кассы. При СССР социальным страхованием ведало правительство. В 1933 году его осуществляли профсоюзы и ФСС. Этот год и можно считать моментом основания первой фондовой организации в этой сфере.

Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. [1] в ст. 22, предусматривает, что в цивилизованном государстве каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение.

Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать ему исходя из имеющихся у конкретного государства в конкретный исторический период его развития материальных возможностей достойное существование при наступлении такого этапа жизненного пути, когда человек физически будет не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд.

Поэтому Декларация (ст. 25) увязывает реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек способен трудиться, но и в период его временной или постоянной нетрудоспособности (в случаях наступления старости, болезни, инвалидности или иных случаях утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам) [1].


ФСС был единственной внебюджетной организацией в то время. До распада союза в 1990 году все социальные выплаты проводились через ФСС.

В эпоху перестройки система социального страхования значительно трансформировалась и приобрела всем знакомые западноевропейские формы.

Первыми в новой истории Российского государства были созданы:

  1. ПФ (середина декабря 1990 года);
  2. ФСС (декабрь 1990 года) [23, с. 66].

На тот момент система здравоохранения пребывала в плачевном состоянии, а уровень безработицы был непомерно высок. Это и стало основной причиной принятия в 1991 году ряда законов относительно занятости населения и медицинского страхования граждан [23, с. 67].

Но их реализация стартовала только с 1992 года. В результате возникли: фонд занятости населения; ФОМС (с федеральными и территориальными структурными подразделениями). Вначале 2000-х ГФЗ был ликвидирован. Причиной тому стала его неэффективность в решении поставленных правительством задач. Эпоха тотальной безработицы прошла и вместе с ней отпала необходимость в содержании ГФЗ. Социальные права безработных не остались без внимания. Все выплаты, которые им положены, проводились из федерального бюджета. Подобная схема действует в наше время. Проблемы безработицы были признаны общегосударственными. Страна и по сей день решает их за свой счет. Обязательное страхование от несчастных случаев было введено с 2000 года. Оно осуществляется ФСС. На данный момент социальное страхование выступает главным элементом государственной защиты населения. Система социального страхования обычно приравнивается к гарантиям обязательного социального страхования. Но это явление значительно шире. Это элемент политики, часть государственной системы гарантий и управления рисками. Оно включает добровольное страхование, ведь этот вид также выступает обеспечением основных социально-политических прав граждан. Работник непросто обязан быть застрахованным государством. Он может управлять рисками самостоятельно (посредством заключения соответствующего договора) [23, с. 68].

Право на пенсионное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и других случаях, установленных законом, закреплено в ст. 39 Конституции Российской Федерации. Это одна из важнейших социальных гарантий, действующая в цивилизованном обществе.

В настоящее время все пенсии, выплачиваемые в Российской Федерации, можно разделить по их функциональным видам, источникам их выплаты, а также по особенностям их правового регулирования на два основных рода: