Файл: социальное страхование и его функции(Научно-теоретические аспекты, формирование социального страхования ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государство гарантирует устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. В случае нехватки фондовых средств, бюджет организаций пополняется за счет трансфертов из бюджета страны[28, с. 35].

Условия социального страхования должны отражаться в трудовом договоре в обязательном порядке в соответствии с ТК РФ [5] (а именно со ст. 57). Включение пункта о социальном страховании позволяет работнику рассчитывать на льготы и пособия в случае утери трудоспособности, постоянной или временной.

При этом содержание пункта о социальном страховании в трудовом договоре может зависеть от характера выполняемой работы. Если работа вредная, следовательно, риск получения увечий или профессионального заболевания выше, поэтому работник должен быть застрахован от несчастных случаев. Также если работодатель оказывает услуги дополнительного медицинского или пенсионного страхования, это также должно быть отражено в трудовом договоре. Таким образом, работник, заключая трудовой договор, оказывается защищенным от большинства рисков, однако, исключительно важно, чтобы условия социального страхования были корректно отражены в самом документе. В противном случае процедура получения страховой выплаты может быть затруднена и потребует большего количества времени [13, с. 22].

В настоящее время в России проводится пенсионная реформа, целью которой является создание объективных экономических механизмов, обеспечивающих соответствие установленного размера трудовой пенсии объему участия в пенсионном страховании, результатам и условиям трудовой деятельности каждого конкретного лица, то есть в зависимости от продолжительности страхования и величины страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) [13, с. 22].

Проводимая пенсионная реформа закономерно вытекает из Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, одобренной Правительством РФ (Постановление от 7 августа 1995 г. № 790) [13, с. 22].

Ставки по отчислению в пенсионный фонд претерпели значительные изменения в законодательных актах РФ. По состоянию на 2015 год общая ставка социального налога составляет 30%. В пенсионный фонд работодатели направляют 22% из фонда заработной платы, на медицинское обслуживание направляется 5,1%, фонд социального страхования получает 2,9%. В отношении пенсионного фонда проводятся реформы, которые изменяют размер ставок для разных категорий граждан. Так, новые изменения разделили ставку в Пенсионный фонд России на две части, для лиц, которые выбрали негосударственную страховую компанию и те, что с выбором не определились. Для первых, 16% направляется в ПФР, а 6% является накопительной частью пенсии и отчисляется в НПФ. В пенсионном фонде действует также понятие предельной базы начисления страховых взносов. Размер предельной величины ежегодно изменяется, по состоянию на 2015 год он составил 711 тысяч рублей. В случае превышения данной величины ставка будет равняться 10%. Для фонда социального страхования также действует предельная величина отчислений. Если сумма платежа составляет 670 тысяч рублей, направлять в фонд необходимо только 10%. В отношении медицинского фонда предельный размер отменен, в связи с разработанным законопроектом, который вступил в силу в 2015 году. Отчисления в ПФР предполагает ряд дополнительный взносов для работников тяжелой и вредной промышленности, которая также обеспечивает для них ранний выход на пенсию. Внедрение данных ставок произошло в начале 2013 года, размер которых к настоящему моменту достиг 6 и 4%. Более высокой дополнительной ставкой облагаются работники подземных производств. Остальные категории трудового населения, попадающий под действие закона, прописаны в ФЗ №174 "Об автономных учреждениях" [9]. Дополнительные отчисления производятся вне зависимости от достижения предельной суммы заработной платы.


В результате пенсионной реформы в российской пенсионной системе происходят существенные изменения:

во-первых, размеры пенсий будут дифференцированы в зависимости от трудового вклада и с учетом динамических изменений в оплаты труда, произошедших за последние годы, при этом при начислении пенсии будет учитываться зарплата за весь период трудовой деятельности);

во-вторых, преобразована структура трудовой пенсии. Вместо нормированной, исходя из размера последнего заработка, и компенсационных надбавок и повышений в составе трудовой пенсии выделены базовая, страховая и накопительная составляющие;

в-третьих, полностью заменена сама «пенсионная формула» - модель исчисления размера трудовой (страховой) пенсии. При этом формула с индивидуальным коэффициентом пенсионера преобразована в соотношение конкретного расчетно-накопленного пенсионного капитала и среднестатистического периода дожития;

в-четвертых, принципиально изменен финансовый механизм формирования пенсионных прав застрахованных лиц;

в-пятых, значительная часть экономической ответственности за материальное обеспечение пенсионера переносится с государства на самого застрахованного путем необходимости многолетнего оперативного управления накопительной частью его пенсии [33, с. 85].

Следует отметить, что в ближайшем будущем планируется принятие новых законов, направленных на продолжение реформирования пенсионной системы: «Об обязательных профессиональных пенсиях», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и ряда других [27, с. 35].

Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами по финансовому обеспечению полной реализации накопленных пенсионных прав застрахованных лиц.

Контроль за деятельностью ФСС осуществляет его контрольно-ревизионная служба совместно с налоговой инспекцией; профсоюзами. Работники КРС ФСС осуществляют контроль над полнотой и своевременностью выплаты страховых взносов и прочих платежей. Деятельность фонда и связь с общественностью обеспечивает его аппарат [27, с. 35].

Одним из направлений мобилизации средств, предназначенных для финансирования мероприятий по государственному социальному страхованию, является совершенствование работы по учету и контролю за поступлением страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Модернизация системы обязательного социального страхования: пути и методы


Социальное страхование в России на данный момент недостаточно развито, по сравнению с зарубежными странами.

Для большей части населения ЕСН был отменен еще в 2010 году, но российские органы власти всерьез задумываются о том, чтобы уже с 1 января 2017 года возвратить единый социальный налог, который заменит гражданам три существующих выплаты в социальные фонды. При этом планируется не ликвидация страховых фондов, а полная синхронизация их работы с налоговой службой [26, с. 49].

Кроме того, законодательные органы страны рассматривают вариант увеличения нагрузки на высокие заработки некоторой части ИП, доходы которых превышают 800 000 рублей в год. Но пока это только досужие разговоры и никакой конкретной информации по этому поводу из официальных источников не поступало [26, с. 49].

Целесообразно обратиться к данным Заключения Счётной Палаты по разделу «Социальная политика». Наблюдается резкое снижение расходов федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов бюджету ФСС. Их доля составляет — 0,4 % в 2015 году и 0,1 % в 2016—2017 годах в общих расходах федерального бюджета по указанному разделу, что обостряет проблему дефицита бюджета ФСС.

Можно предположить, что данная статистика негативно отразится на развитии социального страхования и социальной поддержке населения.

Одной из главных проблем социального страхования является недостаточность средств пенсионного фонда для выплат пенсий гражданам. С целью ликвидации данной проблемы с 1 января 2015 года в России произошел новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования [26, с. 51].

Согласно реформе, вводятся два вида пенсии: страховая пенсия и накопительная пенсия. Расчет страховой пенсии будет осуществляться по новой пенсионной формуле с применением пенсионных коэффициентов – баллов.

Переход на новую систему будет плавным: требования по страховому стажу увеличатся с 6 лет в 2015 году до 15 лет к 2025 году, а по баллам – с 6,6 в 2015 году до 30 в 2025 году.

Таким образом, величина будущей пенсии напрямую будет зависеть от того, какую негосударственную управляющую компанию или фонд выберет гражданин, и какая сумма пенсионных накоплений там аккумулируется, что в основном зависит от величины заработной платы. Работающие граждане сами станут активными участниками процесса формирования своей пенсии.

Следует сказать об изменениях и в области обязательного медицинского страхования. Правительство РФ утвердило программу госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи (Постановление «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» от 28 ноября 2014 г.), сократив норматив ее подушевого финансирования в сравнении с ранее запланированным уровнем. Это позволит федеральному центру только в 2015 году сэкономить на субвенциях регионам 30 млрд. руб., тогда территориальные фонды будут вынуждены пересмотреть темпы роста тарифов.


С 1 января 2015 года вступили в силу многочисленные поправки в законодательство по страховым взносам. Новшества введены Федеральным законом от 28.06.2014 № 188-ФЗ. Например:

1. Расширены возможности зачета излишне уплаченных страховых взносов;

2. Облагаемых взносами выплат стало больше;

3. Утвержден период, за который уплачиваются пени;

4. Расширен перечень застрахованных лиц – иностранцев и др.

Основываясь на вышеперечисленных нововведениях можно говорить о попытке повышения эффективности государственного регулирования социального страхования. Тем не менее, на сегодняшний день система обязательного социального страхования в России еще не отвечает в полной мере тем задачам, которые она призвана решать. Снижение уровня социальной защиты застрахованных, которое происходит в настоящее время, не только текущая проблема, но, к сожалению, и долгосрочная тенденция.

Подводя итог вышесказанному, целесообразно указать выводы (приоритетные направления совершенствования):

1. Социальная роль страхования проявляется в разрешении ряда общественных вопросов, влияет на качество жизни населения, поэтому необходимо обеспечить эффективную реализацию функций социального страхования.

2. При реформировании социального страхования в России важно учитывать опыт применения подходов и методов, используемых в системах государственной социальной поддержки развитых стран.

3. В связи со снижением уровня социальной защиты застрахованных, которое происходит в настоящее время, требуется провести серьезные институциональные изменения, а значит, необходимо прибегнуть к концептуальным разработкам и системным законодательным решениям.

Это будет являться стимулом для получения «белой» зарплаты, наемные работники должны настаивать на официальном оформлении своих доходов, что должно стать сигналом для работодателей, а это является на данный момент проблемой.

План мероприятий по реализации в 2016-2020г.г.:

1. Подготовка проекта федерального закона о продлении по 31 декабря 2021 года действия Федерального закона от 29 декабря 2005 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

2. Дополнительная поддержка семей, имеющих детей, в виде выплаты материнского (семейного) капитала при рождении второго ребенка и последующих детей, принятая на 10 лет, показала высокую демографическую эффективность и оказывает положительное влияние на улучшение демографической ситуации в стране.


3. Продление срока действия этой меры по 31 декабря 2021 г. позволит использовать потенциал вторых и последующих рождений у женщин в возрасте 30-44 лет, число которых будет расти до 2021 года в общей сложности на 1 млн. человек.

4. Увеличение и ведение дифференциации размера пособия по уходу за ребенком для лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, с целью стимулирования вторых и последующих рождений в 2017 году.

5. Повышение рождаемости за счет увеличение вторых и последующих рождений у лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию.

6. Подготовка предложений по освобождению от уплаты налога на доходы физических лиц работающего родителя в период нахождения другого родителя в отпуске по уходу за первым или вторым ребенком в возрасте с 1,5 до 3 лет в 2017 году.

7. Поддержание доходов семьи в период нахождения одного из родителей в отпуске по уходу за первым или вторым ребенком после окончания периода выплаты пособия по уходу за ребенком.

8. Корректировка подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в части увеличения размера социальной выплаты, предоставляемой молодой семье, имеющей детей, на приобретение жилья.

В целях усиления демографического эффекта подпрограммы предлагается пересмотреть размеры социальной выплаты в сторону увеличения размера социальной выплаты для молодых семей, имеющих детей, за счет уменьшения размера социальной выплаты молодым семьям, не имеющим детей. Размер социальной выплаты должен быть дифференцирован в зависимости от наличия детей: один ребенок, два и более детей.

9. Реализация мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями в 2016-2020г.г.

10. Повышение доступности и качества оказания медицинской помощи больным сосудистыми заболеваниями; снижение смертности от болезней системы кровообращения до 649,4 случая на 100 тыс. населения к 2020 году.

11. Внедрение новых организационных форм оказания медицинской помощи в целях повышения структурной эффективности системы здравоохранения в 4 квартале 2016 года.

12. Повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи.

Заключение

В современном обществе почти каждый человек имеет дело с тем или иным видом страхования. Одни страхуют имущество, другие – транспортные средства, третьи – перевозки грузов и т.п. Всеобщим является обязательное социальное страхование.