Файл: Политика развития персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации (Виды и методы обучения персонала).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поэтому, исходя из наших возможностей, мы используем только шкалу «Реакция», где анализируется информация об удовлетворенности (неудовлетворенности) участников учебного процесса АО «Дикси», так как это важная часть оценки эффективности обучения на предприятии. Именно на данном этапе дается комплексная и всесторонняя оценка курсов самими участниками, которая касается полезности полученных знаний и навыков для реально осуществляемой работы, актуальности программ обучения, сложности и доступности подачи материала.

В используемой анкете предприятия АО «Дикси» (Приложение 5) три оценочных показателя:

1) удовлетворенность обучающихся качеством преподавания;

2) удовлетворенность обучающихся учебной программой;

3) удовлетворенность организацией обучения.

Эти показатели разделены и структурированы в таблицы, по каждому дана инструкция. Они представлены в виде закрытых вопросов с набором оценок.

Оценочный показатель «Удовлетворенность качеством преподавания» включает в себя пять параметров (подбор, актуальность учебного материала, использование практических примеров, оптимальное использование наглядных пособий и ТСО, доступность и последовательность учебного материала, умение вызвать интерес к изучаемому материалу).

Оценочный показатель «Удовлетворенность учебной программой» включает оценку соответствия учебной программы профессиональным потребностям слушателей.

Оценочный показатель «Организация обучения» содержит два параметра (режим обучения и условия обучения).

Кроме этого, включен вопрос по целям: достигли ли обучающиеся поставленных целей. Также составлены открытые вопросы, касающиеся наиболее понравившихся тем и разделов учебной программы.

После обработки данной анкеты в учебном центе АО «Дикси» остаются четыре оценки:

  • оценка удовлетворенности слушателей качеством преподавания;
  • оценка соответствия учебной программы профессиональным потребностям;
  • оценка удовлетворенности организацией обучения и эффективность по шкале «Реакция».

«Рабочий» анализ анкет обратной связи по шкале «Реакция» выглядит следующим образом.

Анализ анкет обратной связи группы повышения квалификации «Региональный менеджер» 17-27 марта 2016 года. В анкетировании приняло участие 18 человек.

1. Оценка удовлетворенности слушателей качеством преподавания. По результатам анкетирования получены следующие данные (таблица 5).

Таблица 5

Оценка удовлетворенности слушателей учебного центра АО «Дикси» качеством преподавания


Измеряемый параметр

Количество опрошенных, поставивших оценку

1

2

3

4

5

Подбор, актуальность учебного материала

1

6

11

Использование практических примеров

1

8

9

Оптимальное использование наглядных пособий и ТСО

2

11

5

Доступность и последовательность учебного материала

1

8

9

Умение вызывать интерес слушателей к изучаемому материалу

1

9

8

Общая сумма баллов

397

Средний балл

4,4

Эффективность

88,0 %

2. Оценка соответствия учебной программы профессиональным потребностям. По результатам анкетирования получены следующие данные (таблица 6).

Таблица 6

Оценка соответствия учебной программы профессиональным потребностям персонала АО «Дикси»

Измеряемый параметр

Количество опрошенных, поставивших оценку

Не

соответствует

Мало

соответствует

В значительной степени соответствует

Полностью

соответствует

Соответствие учебной программы профессиональным потребностям слушателей

1

13

4

Общая сумма баллов

57

Средний балл

3,2

Эффективность

79,2 %

3. Оценка удовлетворенности организацией обучения в учебном центре АО «Дикси».

По результатам анкетирования получены следующие данные (таблица 7).

Таблица 7

Оценка удовлетворенности организацией обучения в учебном центре АО «Дикси»

Измеряемый

параметр

Не

удовлетворен

Не вполне удовлетворен

Полностью

удовлетворен

Режим обучения (расписание занятий)

18

Условия обучения (место проведения; гигиенические параметры класса)

18

Техническое оснащение учебного центра

18

Общая сумма баллов

162

Средний балл

3,0

Эффективность

89 %


Эффективность по шкале «Реакция» в данной группе равна 89 %. Все опрошенные ответили, что достигли поставленной перед началом обучения цели.

Мы видим, что данные, полученные на этом уровне, свидетельствуют о том, насколько обучение удовлетворило образовательные потребности обучающихся в учебном центре АО «Дикси», как они относятся к факторам, обеспечивающим учебный процесс, таким как качество преподавания, и поддерживающим факторам, таким как время и место его проведения, что создает значимое личное впечатление. Анализ реакций оценивает и устанавливает связь таких компонентов, как актуальность целей обучения; содержание учебной программы; удовлетворенность организацией и режимом обучения; степень вовлеченности участников в учебный процесс; дальнейшее применение знаний в работе.

В «Регламенте по организации работы с учебной группой АО «Дикси» есть пункт обязательного сбора анкет обратной связи после прохождения теоретического курса обучения в каждой учебной группе.

В учебном центре АО «Дикси» в настоящее время ежегодно обрабатывается и подвергаем анализу более 40 % от общего количества анкет обучающихся в учебном центре, поэтому результаты анкетирования могут считаться вполне достоверными.

Обобщающий результат оценки удовлетворенности слушателей работой учебного центра АО «Дикси» представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 - Обобщающий результат оценки удовлетворенности слушателей работой учебного центра АО «Дикси», %

Несмотря на высокую эффективность по шкале «Реакция» в целом (показатели составляют 85–95 %), нам удалось, благодаря данной методике расчета, выявить важную проблему – это проблема соответствия содержания учебных программ профессиональным потребностям персонала АО «Дикси».

По результатам анкетирования в части групп были получены данные, где процент эффективности по этому показателю был ниже 80 %, так в приведенном выше примере он составляет 72 %. 13 обучающихся в учебном центре АО «Дикси» заявили, что программа обучения соответствует в значительной степени, а 1 участник обучения о том, что она мало соответствует профессиональным потребностям. Можно предположить, что обучающиеся в учебном центе АО «Дикси» не всегда представляют, где им пригодятся информация и знания, полученные на занятиях. Мы знаем, что один из принципов андрагогики гласит, что взрослые не могут себе позволить обучаться впрок, они точно должны представлять, где и когда им понадобятся знания, которые они получают. Данные показатели позволяют нам и дальше корректировать и совершенствовать рабочие программы. Кроме этого, проводить работу с преподавателями учебного центра АО «Дикси», предлагая им в отборе содержания исходить из потребностей практики.


Таким образом, на основании выше изложенного можно сделать следующие предложения для совершенствования системы обучения персонала в АО «Дикси»:

  1. Создавать систему непрерывного фирменного профессионального образования персонала (СНФПО) предприятия.
  2. Проводить оценку эффективности обучения персонала с целью установления обратной связи с его результативностью.

2.2. Оценка затрат на обучение персонала в АО «Дикси» и расчет экономической эффективности предложенных мероприятий

Произведем расчет затрат по обучению персонала АО «Дикси» по управлению качеством на период январь-июнь 2020 г. по программе «ХАССП в общественном питании».

Всего программа «ХАССП в общественном питании» рассчитана для технологов на 76 часов и менеджеров по качеству 48 часов.

Далее составим сумму затрат на обучение персонала (таблица 8).

Таблица 8

Сумма затрат по обучению среди технологов и менеджеров по качеству в январь-июнь 2020 г.

№ п/п

Категория персонала

Количество обучающихся, чел.

Количество часов на обучение

Сумма затрат, руб.

1

Технологи

28

76

276640

2

Менеджеры по качеству

26

48

162240

3

Итого

438880

Затраты по обучению в АО «Дикси» рассчитываются по следующей формуле:

(1),

где ЗО – затраты по обучению, руб.;

О – количество обучающихся, чел.;

ЧО – количество часов на обучение, час.;

СО – стоимость одного часа обучения, руб.

Далее рассчитаем сумму затрат по обучению технологов и менеджеров по качеству в марте-мае 2020 г.

Стоимость одного часа обучения составляет 130 руб.

Сумма затрат по обучению среди технологов АО «Дикси»:

Сумма затрат по обучению среди менеджеров по качеству:

Расчетные данные заносим в таблицу 8.

Таким образом, на обучение персонала в первом полугодии 2020 г. запланировано 438880,00 руб.


Рассчитаем состав затрат на обучение персонала АО «Дикси» во втором полугодии 2020 г. (таблица 9). Количество часов для всех категорий персонала составляет 74 часа.

Таблица 9

Сумма затрат по обучению среди технологов и менеджеров по качеству в июле-декабре 2020 г.

№ п/п

Категория персонала

Количество обучающихся, чел.

Количество часов на обучение

Сумма затрат,руб.

1

Технологи

50

74

555000

2

Менеджеры по качеству

36

74

399600

3

Итого

954600

Далее рассчитаем сумму затрат по обучению технологов и менеджеров по качеству в июле-декабре 2020 г.

Стоимость одного часа обучения составляет 150 руб.

Сумма затрат по обучению среди технологов АО «Дикси»:

Сумма затрат по обучению среди менеджеров по качеству АО «Дикси»:

Расчетные данные заносим в таблицу 9.

Оценка суммы затрат на обучение персонала по программе «ХАССП в общественном питании» в учебном центре АО «Дикси» и учебном центре «Международная система качества» на первое полугодие 2020 г. представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Оценка суммы затрат на обучение персонала по программе «ХАССП в общественном питании» в учебном центре АО «Дикси» и учебном центре «Международная система качества» на первое полугодие 2020 г.

Таким образом, экономическая эффективность предложенных мероприятий заключается в экономии затрат на обучение персонала по программе «ХАССП в общественном питании» в размере 541120 руб. и в получении дополнительных возможностей использования полученных знаний персонала для дальнейшей работы в области ХАССП.

Заключение

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы и предложения.

Повышение квалификации является взаимообусловленным процессом, оказывающим влияние, как на эффективность труда, так и на качество кадрового потенциала компании, что находит проявление в следующем:

  • в процессе обучения происходит повышение способности персонала адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям, что обеспечивает организации повышение ценности находящихся в ее распоряжении человеческих ресурсов;
  • обучение работников позволяет организации более успешно решать проблемы, связанные с новыми направлениями деятельности и поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности, что находит проявление в повышении качества обслуживания клиентов и эффективности труда персонала, сокращении издержек и т.п.;
  • повышение квалификации сопровождается ростом приверженности персонала своей организации, а также снижением текучести кадров;
  • обучение позволяет поддерживать и распространять среди сотрудников основные ценности и приоритеты организационной культуры.