Файл: Организация страхового дела в РФ (основные формы, принципы и задачи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 4 Страховые премии и выплаты по обязательным видам страхования по итогам 9 месяцев 2016 г. (составлено по [39])

Виды страхования

Поступления

Выплаты

Млрд руб.

% к общей сумме

% к аналогич. периоду предыдущ. года

млрд руб.

% к общей сумме

% к аналогич. периоду предыдущ. года

Обязательное личное страхование, всего

17,94

9,10

99,45

8,73

6,74

48,68

Обязательное страхование ответственности, всего

179,25

90,90

111,86

120,82

93,26

139,22

в т.ч. ОСАГО

173,09

87,78

111,9

120,14

92,74

138,71

Итого обязательное страхование

197,19

100

108,74

129,55

100

133,12

При анализе российского страхового рынка на современном этапе необходимо обратить внимание на существенную дифференциацию его развития в разрезе федеральных округов РФ. Так, страховые премии и выплаты по федеральным округам представлены в табл.5.

Таким образом, можно сделать вывод, что российский страховой рынок в процессе его структурирования по федеральным округам характеризуется существенной дифференциаций, преобладающая его доля находится в Центральном федеральном округе (59,13%), на втором месте – Приволжский федеральный округ, на долю которого приходится 11,56% российского страхового рынка, на третьем месте – Северо-Западный федеральный округ – 9,69%. Доля прочих – существенно ниже. Данный показатель свидетельствует о том, что уровень страховой зашиты населения в прочих федеральных округах низок и нуждается в дальнейшем интенсивном развитии.

Таблица 5 Страховые премии и выплаты по федеральным округам по итогам 9 месяцев 2016 г. (составлено по [38])

Виды страхования

Поступления

Выплаты

Млрд руб.

% к общей сумме

% к аналогич. периоду предыдущ. года

млрд руб.

% к общей сумме

% к аналогич. периоду предыдущ. года

Центральный ФО

523,71

59,13

116,8

197,29

54,29

96,73

Северо-Западный ФО

85,82

9,69

110,6

37,0

10,18

93,55

Южный ФО

40,42

4,56

121,9

23,3

6,41

137,46

Приволжский ФО

102,35

11,56

113,8

46,78

12,87

102,31

Уральский ФО

50,55

5,71

106,7

23,39

6,44

94,65

Сибирский ФО

52,18

5,89

113,0

21,51

5,92

98,51

Дальневосточный ФО

20,15

2,28

120,2

8,1

2,23

118,88

Северо-Кавказский ФО

10,51

1,19

120,0

6,05

1,66

132,55

Итого по федеральным округам

885,69

100

115,2

363,42

100

99,8


Также особенностью российского страхового рынка является его значительная концентрация, предусматривающая сосредоточение значительной доли рынка в руках крупнейших страховых компаний. Структура рынка в разрезе крупнейших страховых компаний (топ-10) по итогам 9 месяцев 2015- 2016 гг. представлена в табл.6.

Как наглядно демонстрируют данные табл. 6, на российском рынке страхования наблюдается значительная концентрация доли крупнейших игроков.

При этом за анализируемый период эта доля существенно не изменилась и по итогам 9 месяцев 2016 г. составила 65,09% против 65,46% за аналогичный период 2015 г. На долю же пяти крупнейших компаний (топ-5) приходится соответственно 44,3% (против 47,4% за предыдущий период).

Таблица 6 Структура страхового рынка России по крупнейшим страховым компаниям (топ-10) по итогам 9 месяцев 2015-2016 гг. (составлено по [28])

9 месяцев 2015 г.

9 месяцев 2016 г.

Страховая компания

Объем, млн. руб.

%

Страховая компания

Объем, млн. руб.

%

1. Росгосстрах

110,13

14,33

1. СОГАЗ

123,76

13,97

2. СОГАЗ

103,69

13,39

2. Росгосстрах

93,05

10,51

3. Ресо-Гарантия

56,96

7,41

3. Ингосстрах

63,37

7,38

4. Ингосстрах

51,75

6,73

4. Ресо-Гарантия

64,46

7,28

5. Альфастрахование

41,97

5,46

5. Альфастрахование

47,71

5,39

6. ВСК

35,58

4,63

6. Сбербанк Страхование жизни

46,83

5,29

7. ВТБ Страхование

34,34

4,47

7. ВТБ Страхование

43,29

4,89

8. Сбербанк Страхование жизни

30,32

3,95

8. ВСК

38,7

4,37

9. Согласие

22,57

2,94

9. Росгосстрах-Жизнь

29,16

3,29

10. Росгосстрах-Жизнь

15,81

2,06

10. Согласие

24,2

2,73

Итого

503,12

65,46

Итого

576,52

65,09

Остальные

265,51

34,54

Остальные

309,18

34,91

Всего по рынку

768,63

100

Всего по рынку

885,69

100


Сложившиеся тенденции и достигнутые результаты на российском страховом рынке за 9 месяцев 2016 года позволяют сделать определенные «сдержанные» оптимистические прогнозы его развития в 2017 г. [34]. Так, в качестве основных были выделены следующие перспективы развития российского страхового рынка:

  • общий объем страховых взносов (без учета ОМС) преодолеет отметку 1,3 трлн руб., а темп рост рынка в целом составит 12-14%;
  • основным драйвером роста страхового рынка в 2017 г. по-прежнему останется страхование жизни. Данный сегмент покажет наибольшие темпы прироста взносов – около 30%, обеспечит 40% абсолютного прироста рынка страхования и станет его крупнейшим видом, достигнув объема 270 млрд руб.;
  • по ОСАГО (бывшему драйверу роста), напротив, темпы прироста взносов замедляться до минимальных значений – 4-7%, что объясняется полным исчерпанием эффекта от повышения тарифов. В то же время поддержку сегменту окажут рост доли застрахованных автомобилей после внедрения системы «Единый агент» и запуска продаж электронных полисов, что предотвратит сокращение взносов по ОСАГО;
  • определенную положительную динамику покажут такие сегменты рынка, как страхование от несчастных случаев и болезней (в случае увеличения объемов кредитования физических лиц); ДМС (за счет увеличения стоимости услуг медицинских учреждений); страхование прочего имущества юридических лиц (в результате снижения ставок по кредитам); страхование имущества граждан (как результат популяризации программ страхования жилья среди населения).

3. Роль государства в страховании в России

3.1. Особенности государственного регулирования в России

В экономической науке под страхованием понимаются экономические отношения по поводу формирования и использования целевых денежных фондов для обеспечения защиты имущественных интересов участников этих отношений от возможных опасностей (стихийных бедствий, техногенных катастроф, пожара, несчастных случаев и др.) и возмещения ущерба посредством страховых выплат.

В страховые отношения вступают субъекты, гарантирующие страховую защиту (страховщики) и субъекты, оплачивающие страховые взносы, из которых формируются страховые фонды страховщика для осуществления страховых выплат (страхователи).


Страхование от возможных неблагоприятных событий было свойственно человеку ещё с древних времён, когда в неурожайные годы в оборот пускались запасы зёрна, созданные в благополучное время, когда от возможных наводнений защищали заранее построенные дамбы, а от набегов агрессивных племён – военные укрепления. С появлением денег человек начал создавать денежные фонды, резервы под возможные риски.

Однако как вид предпринимательской деятельности страхование впервые оформилось в Италии XIV века, когда широкое распространение получила морская торговля.

В дальнейшем страхование распространилось на другие объекты - во Франции начала XVII века появилось страхование от пожаров, в Англии - от затопления, в дальнейшем эти виды страхования распространились на все страны Европы, страхование становилось выгодной коммерческой услугой, охватывающей почти все сферы жизни общества.

В конце XVII века в Англии начал свою деятельность синдикат «Ллойд», ставший в последующие годы крупнейшим в мире страховым предприятием [23; c.158].

Постепенно страхование становится важнейшим финансовым институтом, выполняя не только свою прямую задачу по возмещению или сокращению ущерба, полученного в результате страховых случаев, но ряд других задач. В частности, крупные страховые компании имеют возможность вкладывать временно свободные средства страхового фонда в инвестиционные проекты, а также пополнять страховой фонд за счет собственной прибыли.

Особо можно отметить роль страхования в предупреждении наступления страховых случаев; смягчении страховых рисков; финансировании проектов, направленных на снижение негативных последствий от техногенных или природных катастроф; прогнозировании незапланированных расходов от срыва контрактов, преступных действий третьих лиц, изменения конъюнктуры рынка или политического режима. Защита страхованием венчурных, наукоемких, новых производств является фактором, стимулирующим развитие научно-технического прогресса, а медицинское и пенсионное страхования обеспечивают социальную защиту граждан страны.

Как видим, страхование является важнейшим институтом рыночной экономики, играющим значимую роль в обеспечении социальной стабильности и экономического благополучия общества.

Необходимость государственного регулирования сферы страхования обусловлена следующими объективными причинами: отсутствие эффективного государственного регулирования страховых отношений может привести к действиям недобросовестных страховщиков исключительно в целях получения прибыли и пренебрежению интересами страхователей, государства и общества; злоупотреблениям страховщиками по поводу использования страховых резервов, страховых фондов, осуществления страховых выплат; возможности неудовлетворения общественных потребностей путем игнорирования «невыгодных» объектов страхования; закрытости информации о деятельности страховщиков и непрозрачности страхового рынка.


Система государственного регулирования страхования включает в себя законодательные, исполнительные и контролирующие элементы, обеспечивающие стабилизацию и адаптацию страхового рынка к изменчивой внешней среде при соблюдении интересов всего общества. Государственному регулированию подлежит деятельность продавцов страховых услуг (страховщики, перестраховщики); деятельность страховых посредников; деятельность потребителей страховых услуг (страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели). Государственное регулирование страхования заключается в создании условий для осуществления деятельности заинтересованных лиц на страховом рынке, в пределах которых его субъекты свободны в принятии своих решений.

Исходя из целей и методов государственного регулирования страхования, приведенных на рисунке 1, можно сделать вывод о том, что основным методом государственного регулирования страхования является правовой метод, заключающийся в издании соответствующих нормативных правовых актов, адресованных субъектам страхования, контроле за выполнением установленных правовых норм в сфере страхования и применении санкций за нарушение этих норм.

Государство как регулятор отношений в сфере страхования

Цели государственного регулирования

Методы государственного регулирования

- обеспечение надежного и стабильного функционирования страхового рынка страны;

- обеспечение соблюдения субъектами страхового рынка требований законодательства;

- повышение с помощью страхования социально-экономической стабильности в обществе;

- обеспечение выполнения обязательств сторонами договоров страхования;

- защите внутреннего страхового рынка от деятельности зарубежных компаний;

- получение государственных налогов и сборов от осуществления страховой деятельности

- принятие законов и других нормативных актов в области страхования;

- контроль уполномоченными органами за соблюдением участниками страхового рынка законов и других нормативных актов;

- регулирование финансовой устойчивости страховщиков и обеспечении выполнения ими обязательств перед потребителями страховых услуг;\

- контроль за уплатой субъектами страхового рынка налогов и сборов;

- наложение санкций на участников страхового рынка, не выполняющих установленные требования