Файл: Основные функции в системе менеджмента (Основные функции менеджмента в современной рыночной экономике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В результате планирования и организации деятельности руководитель назначает, что конкретно должна исполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор данных решений сделан эффективно, руководитель получает вероятность воплотить собственные решения в дела, используя на практике главные принципы мотивации.

Мотивация как главная функция менеджмента во многом связана с процессом побуждения себя и иных людей к деятельности посредством создания мотивов поведения с целью достижения личных целей предприятия, исследование поведения человека в труде предоставляет некоторые общие объяснения мотивации и дает возможность сформировать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте.

Мотив представляет собой побудительную причину, повод к деятельности. Побудить к деятельности можно обогатив идеями, волю, знания, назначив величину вознаграждения, связав его с результатом деятельности, а также раскрыв систему ценностей человека, удовлетворяя надобность власти в зависимости от способности человека воздействовать на иных людей. Разнообразные теории мотивации подразделяют на две основные категории: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации, прежде всего, стараются назначить потребности, которые побуждают людей к действию, в особенности при установлении, как объема, так и содержания работы. С целью чтобы уразуметь смысл теории содержательной и процессуальной мотивации, необходимо изначально усвоить смысл главных понятий: потребности и вознаграждения.

Теория мотивации - это специальная область знаний, которая формировалась последовательно с начала ХХ века.

Так, согласно теории Маслоу пять главных типов надобностей (физиологические, безопасности, социальные, успеха, самовыражения) создают иерархическую структуру, которая как доминант назначает поведение человека. Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены, по меньшей мере, частично потребности нижнего уровня. Но данная иерархическая структура не выступает абсолютно жесткой и строгой. Содержательные теории мотивации основываются на потребностях и связанных с ними факторах, назначающих поведение людей. Процессуальные теории исследуют мотивацию в другом плане. В них анализируется то, как человек распределяет усилия с целью достижения разнообразных целей и как избирает определенный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, однако полагают, что поведение людей назначается не только ими. Согласно процессуальным теориям поведение личности выступает также функцией его как восприятия, так и ожиданий, которые связаны с этой ситуацией, и возможных последствий избранного им типа поведения. [4, С.94]


Имеется три главные процессуальные теории мотивации, а именно: теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера - Лоулера.

Теория ожиданий базируется на предположении, что человек ориентирует собственные усилия на достижение какой-нибудь цели лишь тогда, когда будет уверен в наибольшей вероятности удовлетворения за данный счет собственных потребностей либо достижения цели. Мотивация выступает функцией фактора ожидания "затраты труда - результаты", ожидания - "результаты - вознаграждение" и валентности (а именно относительной степени удовлетворения). При этом более эффективная мотивация завоевывается, когда люди верят, что их усилия обязательно дадут возможность им достичь цели и приведут к получению особенного ценного вознаграждения. Мотивация ослабевает в случае, если вероятность успеха, либо ценность вознаграждения оценивается людьми невысоко.

В рамках теории справедливости полагается, что люди подвергают субъективной оценке отношение вознаграждения к затраченным усилиям и сопоставляют его с тем, что, как они полагают, получили иные работники за аналогичную работу. Несправедливое, согласно их оценкам, вознаграждение ведет к появлению психологического напряжения. В целом, если человек полагает собственный труд недооцененным, он будет понижать затрачиваемые усилия. Если же он полагает собственный труд переоцененным, тогда он, наоборот, оставит объем затрачиваемых усилий на прежнем уровне, либо даже увеличит его. Получившая широкую поддержку модель Портера - Лоулера базируется на том, что мотивация выступает функцией потребностей, ожиданий, а также восприятия работниками справедливого вознаграждения. Тем самым эффективность труда работника во многом зависит от приложенных им усилий, его свойственных специфик и возможностей, а также оценки им собственной роли. Объем затрачиваемых усилий главным образом зависит от оценки работником ценности вознаграждения, а также уверенности в том, что оно будет получено. Согласно модели Портера - Лоулера эффективность труда продолжает удовлетворенность, а вовсе не наоборот, как полагают сторонники теории человеческих отношений. [7, С.88]

Глава 2. Задачи, цели, требования менеджмента и программно-целевое управление


2.1 Основные задачи и главные цели менеджмента

Задачами менеджмента как науки выступают разработка, экспериментальная проверка, а также использование на практике, как научных подходов, принципов, так и методов, предоставляющих устойчивую, надежную, перспективную и результативную деятельность коллектива либо же индивидуума, посредством выпуска конкурентоспособного товара.

Одной из главнейших задач менеджмента, которая дает возможность обеспечить прибыльность предприятию, выступает организация производства, как товаров, так и услуг с учетом надобностей потребителей, на основании существующих как материальных, так и человеческих ресурсов. Это будет содействовать не только обеспечению рентабельности деятельности предприятия, однако, и формированию и сохранению его стабильного положения на рынке. Также в современных условиях рыночной экономики актуальной задачей менеджмента выступает систематический поиск, а также освоение новых каналов рынка.

Тем самым задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере увеличения масштабов производства, вызывающего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов — материальных, финансовых, человеческих и т. д. Помимо этого, в зависимости от специфики (вида) менеджмента, цели и задачи имеют разнообразное значение.

Главными задачами менеджмента выступают следующие: [4, С.97]

- организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основании существующих ресурсов;

- переход к применению работников, располагающих высокой квалификацией;

- стимулирование сотрудников организации посредством формирования для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;

- установление нужных ресурсов и источников их обеспечения;

- разработка стратегии развития организации и реализация;

- назначение целей развития организации;

- выработка системы мер с целью достижения назначенных целей;

- реализация контроля за результативностью деятельности организации, за исполнением назначенных задач.

К главным общим целям менеджмента относятся прогнозирование, планирование, а также достижение назначенных результатов в деятельности предприятия. Конечная цель заключается в обеспечении прибыльности функционирования той либо иной организации. Это может быть достигнуто путем формирования целесообразной организации процесса производства. Не менее значимыми целями менеджмента выступают управление производством, улучшение научно-технологической базы, а также эффективное применение кадрового потенциала, повышение его квалификации и стимулирование.


Таким образом, основная цель менеджмента — это управление, направленное на успешную деятельность, свойственное любой организации и отдельно взятому человеку. Однако для разнообразных людей, а также организаций успех может интерпретироваться различно. Тем самым как показывает практика, размер предприятия и его прибыльность не всегда могут считаться критериями успеха. В основном, всякая организация имеется с целью реализации назначенных целей, и потому если достижение большого размера не является одной из ее целей, то тогда и организация малого бизнеса может считаться столь же успешной, как и крупная.

Организацию можно считаться добившейся успеха, если она достигла собственной цели, а достижение успеха и есть цель менеджмента. [5, С.95]

Тем не менее, отдельные предприятия прекращают собственную деятельность после достижения ими целого ряда заранее назначенных целей. Примером данной организации может предназначаться всякий правительственный орган, формируемый с целью исполнения назначенной цели. Однако вместе с этим имеются и такие организации, которые заинтересованы в том, чтобы как можно дольше продержаться на рынке. Это может длиться бесконечно, потому как всякое предприятие располагает потенциалом существовать бесконечно.

Следующая по иерархии цель менеджмента — это выживание предприятия, сохранение собственного места на рынке в течение продолжительного периода времени.

Менеджер назначает, какими должны быть цели в области роста производительности, эффективности и действенности организаций, методы и способы получения продукции, принимает решение о том, какие формы стимулирования будут использоваться на предприятии с целью, чтобы заинтересовать работников в росте производительности труда. Путем разработанной политики предприятия, посредством личного примера руководитель задает тон в деятельности предприятия, назначает, будет ли предприятие направляться на качество и на потребителей либо останется к ним равнодушной.

Не менее значимой коммерческой целью менеджмента выступает достижение назначенных результатов, а именно обеспечение назначенного уровня прибыли. Прибыльность предприятия в некоторой степени удостоверяют об эффективности его производственно-сбытовой деятельности, которая может быть достигнута путем минимизации затрат на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование, временных затрат и так далее, а также максимизации доходов от результатов производства, а именно выпуска продукции, а также оказание услуг. [1, С.105]


Вместе с тем менеджмент призван формировать условия, нужные с целью успешного функционирования предприятия исходя из того, что прибыль не выступает целью существования предприятия, а результат его деятельности, который, в конечном счете, назначается рынком. Прибыль формирует назначенные гарантии последующей деятельности предприятия, потому как лишь доходы и их накопление в виде разнообразных фондов дают возможность сократить вероятность рисков, которые связаны с реализацией товаров, с неустойчивой внешней средой. Ситуация на рынке, как известно, постоянно изменяется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отраслях либо в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках, а отсюда постоянное наличие риска.

Основной целью менеджмента в условиях нестабильности выступает постоянное преодоление риска либо рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего необходимы назначенные резервные денежные средства и предоставление менеджерам назначенной степени свободы, а также самостоятельности в хозяйственной деятельности с целью как быстрого, так и своевременного реагирования и приспособления к меняющимся условиям.

В рамках целей выражаются задачи менеджмента, надобные с целью их достижения.

В современных условиях рынка, а также рыночной экономики задачи, принципы и цели менеджмента сводятся к тому, чтобы направлять предприятие, как на спрос, так и на потребности рынка так, чтобы производить виды продуктов, которые действительно пользуются спросом, а также могут принести прибыль. Также менеджмент диктует надобность применения современной информационной базы с компьютерной и прочей техникой, с целью принятия наилучших решений.

2.2 Ключевые требования к постановке цели

Постановка целей вызывает их четкого соответствия целому ряду основных критериев, которые стоит принимать во внимание в процессе разработки своей стратегии целеполагания. Это упрощает процесс и содействует повышению эффективности любого действия. Ключевыми требованиями к постановке целей являются: [8, С.98]

- наличие определенных сроков их достижения;

- краткость и точность формулировки;

- нацеленность на саморазвитие;

- соответствие реалиям окружающей действительности;