Файл: Основные функции в системе менеджмента (Основные функции менеджмента в современной рыночной экономике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В настоящее время общество реализовывает исключительно трудную, главным образом, противоречивую, однако исторически неизбежную и необратимую перестройку.

Менеджмент представляет собой современную систему управления конкретным предприятием, которая функционирует в современных условиях рыночной экономики.

Тем самым система менеджмента представляет собой совокупность самых разнообразных составляющих элементов, а именно: принципов управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, материального, технического обеспечения в условиях автоматизированной системы управления, а также правового обеспечения.

Итак, процесс менеджмента располагает четырьмя основными взаимосвязанными функциями такими как: планирование, организация, мотивация и контроль.

Степень разработанности темы подтверждается работами таких авторов как О.С. Виханский, А.И. Наумов, А.И. Орлов, А.С. Пелих, А.А. Чумаков, М.М. Баранников, Ф.П. Ходеев, Т.В.Юрьева, Е.А. Марыганова и др., которые раскрывают в своих работах сущность и характеристики места и задач менеджмента в рыночной экономике.

Целью курсовой работы является изучение основных функций в системе менеджмента.

Объектом курсовой работы служит место и задачи менеджмента в рыночной экономике, а предметом – их функций .

Цель работы определила ряд основных задач курсовой работы:

  • раскрыть сущность и основные аспекты функций менеджмента;
  • рассмотреть сущность и характеристика функции планирования менеджмента;
  • охарактеризовать функции организации менеджмента;
  • изучить контроль и мотивацию как основные функции менеджмента;
  • исследовать основные задачи и главные цели менеджмента;
  • раскрыть ключевые требования к постановке цели;
  • рассмотреть сущность, достоинства и недостатки целевого и программно-целевого управления

Методологической основой курсовой работы являются методы анализа и синтеза.

Практическая значимость работы заключается в возможности наиболее глубокого изучения темы, которая посвящена месту и задачам менеджмента в рыночной экономике.

Структура работы содержит в себе такие части как введение, две главы, заключение, глоссарий, список использованных источников и приложения.


Глава 1. Основные функции менеджмента в современной рыночной экономике

1.1 Сущность и основные аспекты функций менеджмента

Функция представляет собой широко распространенное понятие, используемое в философии, биологии, математике и иных науках. Тем самым функцией в менеджменте именуют особенный вид управленческой деятельности, при помощи которой субъект управления влияет на управляемый объект.[2, С.40]

Процесс менеджмента представляет собой совокупность, а также непрерывную последовательность взаимосвязанный действий управленческих работников по осуществлению функций менеджмента, реализовываемых по назначенной технологии, ориентированных на достижение целей социально – экономической системы.

Функция менеджмента отображает содержание процесса управления, а также вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы. Наряду с этим конечным результатом управления выступает выработка управленческого влияния, команды, приказа, которые ориентированы на достижение назначенной цели. Один работник может исполнять несколько функций, несколько работников могу исполнять одну функцию. Всякая функция менеджмента - это сфера действия назначенного процесса управления, а система управления определенным объектом либо видом деятельности представляет собой совокупность функций, которые связаны единым управленческим циклом, который представлен на рисунке А.1 Приложения А курсовой работы. [6, С.31]

Отметим, что Анри Файоль разработчик теории административного управления в начале ХХ века при этом выделил пять исходных функций административного процесса, а именно: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.

Предвидеть означает изучать будущее, определять программу действий. Организовывать обозначает строить двойной организм предприятия (материальный и социальный). Распоряжаться – это приводить в действие персонал предприятия. Согласовывать – связывать, объединять, сочетать все как действия, так и усилия. Контролировать означает наблюдать, что бы все происходило согласно определенным как правилам, так и отданным распоряжениям.

Тем не менее, в течение ХХ столетия содержание функций, а также наименование отдельных претерпело значительные изменения в сопоставлении с теми, которые приведены в работах А. Фойля. Это определено изменениями, как в экономике, так и в социальной структуре общества. [4, С.15]


Тем самым все функции менеджмента можно подразделить согласно двум главным признакам, а именно: согласно содержанию процесса управления (основные функции) и согласно направленности влияния на объекты управления (специфические либо определенные функции). Итак, основные функции выступают главными всего процесса менеджмента в целом, а специфические функции отображают специфики определенной управленческой деятельности работников. Они исследуются специальными дисциплинами, а именно:

- товароведение, организация коммерческой деятельности, бухгалтерский учет, планирование, правоведение и др.

Так, более полное содержание менеджмента как процесса отображают основные функции. Они выступают общим условием управления как социальными, так и социально - экономическими процессами.

Таким образом, основными функциями менеджмента выступают: [8, С.55]

1.Предвидение представляет прогнозирование, целеполагание, стратегическое планирование.

Прогнозирование – это предвидение результатов деятельности предприятия.

Целеполагание представляет собой как постановку, так и создание целей в соответствии с надобностью общества в производимой конкретным предприятием продукции (услугах), в обеспечении ресурсообеспеченности целей, а также реализуемости.

Цели представляют определенные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в ходе собственной деятельности.

Однако цели могут быть самые разнообразные, а именно: экономические, социальные, маркетинговые и др.

Социально-экономические и в особенности производственно-хозяйственные системы выступают многоцелевыми.

Главная задача менеджеров – добиться реальных конечных результатов деятельности. При этом менеджеры должны, верно, назначить, уяснить собственные цели, поставить цели персоналу с тем, чтобы как назначить, так и уточнить исходные данные, выяснить сильные, а также слабые стороны системы и эффективно их использовать. Менеджер должен постоянно контролировать цели и результаты их достижения. В ходе управления реализовывается постоянный процесс согласования, а также определение взаимного соответствия целей и результатов.

Схема основополагающих функций менеджмента показана на рисунке Б.1.

1.2 Сущность и характеристика функции планирования менеджмента


Планирование представляет собой главную функцию менеджмента, вид деятельности по созданию средств влияния, которые предоставляют достижение назначенных целей. Планирование используется к значимым решениям, назначающим последующее развитие предприятия. Так, согласно концепции немецкого профессора Д. Хана планирование представляет собой направленный в будущее систематический процесс принятия решений. Суть планирования выражается в конкретизации целей развития предприятия и любого подразделения в отдельности на определенный период: установление хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, раскрытие как материальных трудовых, так и финансовых ресурсов с целью решения назначенных задач. Планирование предоставляет возможность заблаговременно учесть как внутренние, так и внешние факторы, предоставляющие благоприятные условия с целью нормального как функционирования, так и развития организации, предприятия либо иного структурного подразделения. [9, С.64]

Тем самым в зависимости от содержания, как целей, так и задач можно выделить такие как формы планирования, так и виды планов как:

Формы планирования:

- перспективное;

- среднесрочное;

- текущее (бюджетное, оперативное).

Виды планов: [5, С.70]

1. В зависимости от содержания хозяйственной деятельности: планы производства, планы сбыта, материально-технического снабжения, финансовый план, план рекламной работы, план по НОТ и др.

2. В зависимости от структуры предприятия: план работы предприятия, секции, филиала, отдела.

Планирование полагает аргументированный выбор целей, назначение политики, разработку мероприятия и мер, выбор методов достижения назначенных целей.

Так, в зависимости, как от направления, так и от характера исследуемых задач различают три основных вида планирования, а именно: стратегическое или перспективное; среднесрочное и тактическое либо текущее.

Отметим, что стратегическое планирование направлено на продолжительное существование предприятия, а также охватывает срок 10-20 лет. При этом оно предусматривает разработку общих целей предприятия на перспективу, назначает программу развития, как содержание, так и последовательность реализации мер по достижению назначенных целей с учетом средств и обеспечения надобными ресурсами. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями, а также фактическими данными. С целью чтобы эффективно конкурировать в настоящем современном мире бизнеса, предприятие должно постоянно заниматься как сбором, так и анализом большого числа информации об отрасли, рынке, конкуренции и иных факторах.


Потому как в современных условиях стихийного развития рынка выражение планов в количественных показателях невозможно, планы выражаются в качественных показателях в виде, как прогнозов, так и программ. На их основании реализовывается координация перспективных направленностей развития предприятия с учетом, как нужд, так и ресурсов.

Стратегическое планирование реализовывается в виде: [1, С.85]

- долгосрочных планов: где показатели прошлого периода по принципу «будущее будет лучше прошлого» претворяются в программы действий, бюджеты, планы прибылей с установлением отклонений фактических показателей от запланированных.

- стратегических планов: показатели развития предприятия на будущий период разрабатываются с учетом научного обоснования проблем, с которыми может столкнуться предприятие. Здесь перспективы, а также цели связаны между собой с целью выработки стратегии.

Отметим, что стратегические планы должны быть разработаны таким образом, чтобы не только оставаться целостными на протяжении долговременных периодов времени, однако и быть довольно гибкими, чтобы при надобности можно было реализовать их как модификацию, так и переориентацию.

Отдельные предприятия, как и индивиды, могут достичь назначенного уровня успеха, при этом, не затрачивая огромного труда на формальное планирование. Помимо всего этого, стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха. Предприятие, которое создает стратегические планы, может потерпеть неудачу в результате ошибок в организации, мотивации и контроле.

Планирование может сформировать целый ряд значимых и зачастую существенных благоприятных факторов для организации. Так современный темп изменения и повышения знаний выступает настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих как проблем, так и возможностей. Стратегическое планирование предоставляет основу с целью принятия решения. Планирование содействует понижению риска в результате принятия решения. Планирование, потому как оно предназначается с целью формулирования определенных целей, позволяет сформировать единство общей цели внутри конкретного предприятия.

Для стратегического планирования свойственны следующие положения. [3, С.47]

1. Небольшой плановый отдел (менее 6 человек) корпорации дополняется планированием на низших уровнях.

2. Возраст функции планирования даже в более крупных корпорациях насчитывается менее десяти лет.