Файл: Понятие и значение приватизации (Понятие и сущность собственности в юридической науке).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

· имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

· имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

1.3. Особенности государственной и муниципальной собственности

Отношения собственности пронизывают всю систему экономических отношений. Там где есть экономическая деятельность, как правило там всегда присутствует проблема собственности.

Государственная собственность занимает одну из важнейших форм собственности в России. Муниципальная собственность, которая начала формироваться относительно недавно в муниципальных образованиях России, еще не обрела законченной формы. а сам процесс ее формирования находится в постоянном совершенствовании и движении и терпит постоянные нововведения.

Муниципальная собственность является средством социальной защиты жителей муниципального образования и выступает формой публичной собственности, она т.ж. позволяет обеспечить некоторые социальные потребности населения. Структура муниципального имущества на конец 2016 г. представлена в приложении.

Назначение и сущность муниципальной собственности предполагает, в первую очередь, что цель управления -это решение вопросов местного значения, т.е. вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Субъекты, которые реализуют право распоряжения, владения и пользования муниципальной собственностью, действуют в публичном интересе, который установлен их предметами компетенцией, полномочиями ведения.

В соответствии со статьей 8 Конституции РФ муниципальная собственность защищается и признается наряду с иными формами собственности. Статьей 132 Конституции РФ установлено право органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью.

Согласно статье 215 ГК РФ: имущество, которое принадлежит на праве собственности сельским и городским поселениям, а также иным муниципальным образованиям, это имущество и есть муниципальная собственность.


Состояние муниципальных хозяйствующих субъектов и объектов муниципальной собственности целиком на совести местных органов управления и власти 28 С.190

Наличие муниципальной собственности - это одно из важных условий успешного существования муниципального образования.

Одной из самых важных характеристик муниципальной собственности, как экономического явления, необходимо считать ее функциональные возможности и функциональное предназначение. Содержание муниципальной собственности проявляется в ее различных и многочисленных функциях.

В системе отношений муниципальной собственности необходимо разграничивать три группы функций: социальные, управленческие, экономические функции муниципальной собственности.

Самой важной экономической функцией муниципальной собственности стоит определить воспроизводственную. Эта функция охватывает 3 взаимосвязанных процесса: воспроизводство отношений собственности; воспроизводство человека и воспроизводство нематериальных и материальных благ. Эта функция позволяет возобновлять производство многообразных нематериальных и материальных благ для удовлетворения потребностей индивидов, которые как правило невозможно удовлетворить по отдельности.

Данный вид собственности так же участвует в процессе воспроизводства человека, как совокупного работника данного территориального образования, создавая, как правило ,рекреационную среду: коммунально-бытовое обслуживание, жилищный фонд, здравоохранение, образование и т.п. Муниципальная собственность обеспечивает самовоспроизводство территории, природной среды обитания человека.

Границы реализации социальных и экономических функций муниципальной собственности достаточно условны. Можно отметить, что они прозрачны, т.к. эти функции взаимодополняют друг друга. Формирование муниципальной собственности и её эффективное использование в большинстве своем зависит, в первую очередь, от выбора её формы реализации по различным группам; затем, от соотношения между её социальной и экономической составляющей; и после, от развития инфраструктуры муниципальных образований, которая обеспечивает её воспроизводство.

Муниципальное образование является юридическим лицом и субъектом гражданского права и соответственно является собственником муниципального имущества. От имени собственника функции его исполняют представительные и исполнительные органы местного самоуправления, которые уполномочены на то Уставом муниципального образования и др. нормативно-правовыми актами.


Круг объектов права муниципальной собственности законодательно ограничен. К муниципальной собственности не могут быть отнесены объекты, которые были изъяты из оборота или ограниченные в обороте, к таким объектам можно отнести боевое оружие.

Исходя из текста Федерального закона №131-ФЗ следует, что в состав муниципальной собственности входят: муниципальные жилищный фонд , муниципальные внебюджетные фонды, средства местного бюджета, муниципальные земли, учреждения образования, учреждения здравоохранения, муниципальные банки, предприятия и организации, нежилые помещения, а так же другое движимое и недвижимое имущество.

Для более четкого понимания природы муниципальной собственности нужно осуществить анализ юридической составляющей содержания самого понятия муниципальной собственности. Для достижения этой цели необходимо рассмотреть основные нормативные правовые акты РФ, которые являются основой правового регулирования отношений муниципальной собственности в нашей стране.

Основополагающий закон РФ наряду с иными немаловажными сферами жизни государства и общества регулирует также отношения муниципальной собственности. В Конституции РФ говорится о том, что местное самоуправление в нашей стране способно обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, пользование, распоряжение и владение муниципальной собственностью. Согласно Конституии РФ местное самоуправление имеет право самостоятельно управлять муниципальной собственностью, чем достигается обеспечение самостоятельности в осуществлении местного самоуправления в целом.

В первую очередь вопросы муниципальной собственности регулируются на уровне Конституции Российской Федерации. Согласно ей признаются и гарантируются права местного самоуправления, определяются экономические условия его существования и функционирования. Это выражается в первую очередь в признании и равной правовой защите муниципальной собственности наряду с государственной и частной собственностью. Органы местного самоуправления обладают правом пользования, распоряжения и владения муниципальной собственностью, а также самостоятельным управлением ею 32, С.87.

Гражданский кодекс РФ говорится о том, что право собственника муниципального имущества принадлежит сельским, городским и иным муниципальным образованиям, на территориях которых осуществляется местное самоуправление. Данное право реализуется органами МСУ от имени муниципального образования, а в некоторых случаях непосредственно населением. Основным законодательным актом федерального уровня принято считать федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [7]. Данный закон устанавливает общие территориальные, организационные, правовые и экономические принципы организации местного самоуправления, а так же определяет государственные гарантии его осуществления.


Имущество. которое находится в муниципальной собственности один из трёх составных элементов экономической базы местного самоуправления наряду со средствами местных бюджетов и имущественными правами муниципальных образований.

Концептуальной особенностью ФЗ №131 является установление исчерпывающего перечня видов муниципального имущества, а также критериев отнесения отдельного имущества к имуществу, находящемуся в муниципальной собственности.

Когда возникает право собственности на имущество у муниципальных образований, которое не входит в состав имущества МО, то такое имущество перепрофилируется или отчуждается. Перепрофилирование стоит охарактеризовать как приведение имущества в состояние предназначенности для решения вопросов местного значения.

Согласно ФЗ №131 определяется порядок и сроки отчуждения имущества. Особенности осуществления, прекращения и возникновения права муниципальной собственности, порядок учёта муниципального имущества устанавливаются так же ст.50 ФЗ №131.

Для лучшего изучения правовой базы управления муниципальной собственностью можно проанализировать Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», потому что приватизация представляет собой сложный процесс возмездного отчуждения имущества, которое находится в собственности нашей страны, субъектов нашего государства, мун. образований, в собственность юридических и физических лиц. Покупателями муниципального имущества могут быть любые юридические и физические лица, исключая муниципальные учреждения и государственные, муниципальные унитарные предприятия государственные и другие лица. В Федеральном законе «О приватизации государственного и муниципального имущества» рассматриваются такие способы приватизации муниципального имущества как: продажа муниципального имущества на аукционе, продажа муниципального имущества на конкурсе, продажа акций ОАО на рынке ценных бумаг, продажа муниципального имущества с помощью публичного предложения, продажа акций ОАО по результатам доверительного управления, преобразование унитарного предприятия в ОАО и т.д. В итоге приватизацию муниципального имущества возможно проводить разными способами, основная часть которых в основном сводится к продаже данного имущества.

В современной России, к сожалению, существует ряд проблем, которые связаны с управлением муниципальной собственностью и проблем, которые препятствуют повышению наилучшего использования городской собственности. Они как правило возникают в связи со следующим.


На современном этапе одной из проблем, которые препятствуют наиболее результативному использованию муниципальной собственности, стоит определить проблему, связанную с ветхостью водопроводно-канализационной сети и жилищного фонда города, на ремонт которых необходимы значительные денежные средства.

Следует обратить внимание на определении кадастровой стоимости. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистики и ее последующего анализа. Изучаются рыночные цены и любая иная информация о сделках купли-продажи объектов недвижимости. Все это сводится в единую информационную базу 33, С.105.

Потом происходит деление данных, зонирование. Очевидно, что земля сельскохозяйственного назначения значительно дешевле земли в городах. Повысить стоимость могут достоинства и преимущества земельного участка по отношению к пустующей и неиспользуемой земле. Учитывается все: уровень развития транспортной инфраструктуры, уровень развития инженерной и производственной инфраструктуры, транспортная доступность объектов, состояние окружающей среды, инженерно-геологические условия, ликвидность участка и так далее.

Иная проблема, на которую тоже стоит обратить внимание - это проблема, связанная с низким уровнем доходов от использования объектов недвижимости нежилого фонда, это связано в первую очередь с тем что, его количество весьма не велико, и те объекты, которые можно отдать в аренду требуют капитального ремонта

Методика определения размера арендной платы за землю под строительство в привязке к кадастровой стоимости земли заключается в следующем.

Так как правительство области внесло изменения в порядок определения размера арендной платы и условий ее внесения за пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, которые естественно находятся на территории РФ. Размер арендной платы определяется в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в зависимости от вида возводимых объект

Определенное время существовала проблема по определению размера платы за размещение и эксплуатацию нестационарных торговых объектов на земельных участках, строениях и в зданиях, которые находятся в муниципальной собственности и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Была утверждена методика по определению размера платы за размещение и эксплуатацию нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участков, государственная собственность на которые не разграничивается.