Файл: Понятие и значение приватизации (Понятие и сущность собственности в юридической науке).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальная собственность является средством социальной защиты жителей муниципального образования и выступает формой публичной собственности, она т.ж. позволяет обеспечить некоторые социальные потребности населения.

Назначение и сущность муниципальной собственности предполагает, в первую очередь, что цель управления -это решение вопросов местного значения, т.е. вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Субъекты, которые реализуют право распоряжения, владения и пользования муниципальной собственностью, действуют в публичном интересе, который установлен их предметами компетенцией, полномочиями ведения.

В соответствии со статьей 8 Конституции РФ муниципальная собственность защищается и признается наряду с иными формами собственности. Статьей 132 Конституции РФ установлено право органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью.

Согласно статье 215 ГК РФ: имущество, которое принадлежит на праве собственности сельским и городским поселениям, а также иным муниципальным образованиям, это имущество и есть муниципальная собственность.

Состояние муниципальных хозяйствующих субъектов и объектов муниципальной собственности целиком на совести местных органов управления и власти.

Наличие муниципальной собственности - это одно из важных условий успешного существования муниципального образования.

Одной из самых важных характеристик муниципальной собственности, как экономического явления, необходимо считать ее функциональные возможности и функциональное предназначение. Содержание муниципальной собственности проявляется в ее различных и многочисленных функциях.

В системе отношений муниципальной собственности необходимо разграничивать три группы функций: социальные, управленческие, экономические функции муниципальной собственности.

Самой важной экономической функцией муниципальной собственности стоит определить воспроизводственную. Эта функция охватывает 3 взаимосвязанных процесса: воспроизводство отношений собственности; воспроизводство человека и воспроизводство нематериальных и материальных благ. Эта функция позволяет возобновлять производство многообразных нематериальных и материальных благ для удовлетворения потребностей индивидов, которые как правило невозможно удовлетворить по отдельности.

Данный вид собственности так же участвует в процессе воспроизводства человека, как совокупного работника данного территориального образования, создавая, как правило ,рекреационную среду: коммунально-бытовое обслуживание, жилищный фонд, здравоохранение, образование и т.п. Муниципальная собственность обеспечивает самовоспроизводство территории, природной среды обитания человека.


Границы реализации социальных и экономических функций муниципальной собственности достаточно условны. Можно отметить, что они прозрачны, т.к. эти функции взаимодополняют друг друга. Формирование муниципальной собственности и её эффективное использование в большинстве своем зависит, в первую очередь, от выбора её формы реализации по различным группам; затем, от соотношения между её социальной и экономической составляющей; и после, от развития инфраструктуры муниципальных образований, которая обеспечивает её воспроизводство.

Муниципальное образование является юридическим лицом и субъектом гражданского права и соответственно является собственником муниципального имущества. От имени собственника функции его исполняют представительные и исполнительные органы местного самоуправления, которые уполномочены на то Уставом муниципального образования и др. нормативно-правовыми актами.

Круг объектов права муниципальной собственности законодательно ограничен. К муниципальной собственности не могут быть отнесены объекты, которые были изъяты из оборота или ограниченные в обороте, к таким объектам можно отнести боевое оружие.

Исходя из текста Федерального закона №131-ФЗ следует, что в состав муниципальной собственности входят: муниципальные жилищный фонд , муниципальные внебюджетные фонды, средства местного бюджета, муниципальные земли, учреждения образования, учреждения здравоохранения, муниципальные банки, предприятия и организации, нежилые помещения, а так же другое движимое и недвижимое имущество.

Для более четкого понимания природы муниципальной собственности нужно осуществить анализ юридической составляющей содержания самого понятия муниципальной собственности. Для достижения этой цели необходимо рассмотреть основные нормативные правовые акты РФ, которые являются основой правового регулирования отношений муниципальной собственности в нашей стране.

Основополагающий закон РФ наряду с иными немаловажными сферами жизни государства и общества регулирует также отношения муниципальной собственности. В Конституции РФ говорится о том, что местное самоуправление в нашей стране способно обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, пользование, распоряжение и владение муниципальной собственностью. Согласно Конституии РФ местное самоуправление имеет право самостоятельно управлять муниципальной собственностью, чем достигается обеспечение самостоятельности в осуществлении местного самоуправления в целом.


В первую очередь вопросы муниципальной собственности регулируются на уровне Конституции Российской Федерации. Согласно ей признаются и гарантируются права местного самоуправления, определяются экономические условия его существования и функционирования. Это выражается в первую очередь в признании и равной правовой защите муниципальной собственности наряду с государственной и частной собственностью. Органы местного самоуправления обладают правом пользования, распоряжения и владения муниципальной собственностью, а также самостоятельным управлением ею.

Гражданский кодекс РФ говорится о том, что право собственника муниципального имущества принадлежит сельским, городским и иным муниципальным образованиям, на территориях которых осуществляется местное самоуправление. Данное право реализуется органами МСУ от имени муниципального образования, а в некоторых случаях непосредственно населением. Основным законодательным актом федерального уровня принято считать федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [7]. Данный закон устанавливает общие территориальные, организационные, правовые и экономические принципы организации местного самоуправления, а так же определяет государственные гарантии его осуществления.

Имущество. которое находится в муниципальной собственности один из трёх составных элементов экономической базы местного самоуправления наряду со средствами местных бюджетов и имущественными правами муниципальных образований.

Концептуальной особенностью ФЗ №131 является установление исчерпывающего перечня видов муниципального имущества, а также критериев отнесения отдельного имущества к имуществу, находящемуся в муниципальной собственности.

Когда возникает право собственности на имущество у муниципальных образований, которое не входит в состав имущества МО, то такое имущество перепрофилируется или отчуждается. Перепрофилирование стоит охарактеризовать как приведение имущества в состояние предназначенности для решения вопросов местного значения.

Частная собственность есть форма собственности, которая означает абсолютное защищенное законом право гражданина или юридического лица на конкретное имущество, включая средства производства. Одна из трех форм собственности, признаваемых законодательством РФ: п. 2 ст. 9 Конституции РФ гласит, что «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» .


В самом широком плане частная собственность - это собственность отдельных, обособленных лиц, направленная главным образом на получение и умножение их доходов. Другими словами, имеются в виду обогащения, носящие тем самым приобретательский и индивидуалистический характер (но не всегда индивидуальный).

Данный тип собственности, несмотря на многовековое господство и повсеместное распространение, исследован все еще слабо. Об этом говорят следующие обстоятельства. Во-первых, частную собственность нередко отождествляют с личной.

Частная собственность - это присвоение средств производства и результатов производства отдельными лицами. Она имеет как положительные (мощный стимул усердно трудиться, материальное благополучие, свобода и независимость личности, моральное удовлетворение), так и отрицательные (эгоизм, индивидуализм, тяга к стяжательству, разобщенность в обществе) черты. Другими словами, частная собственность это когда право владеть, пользоваться и распоряжаться получает частное лицо.

Одно из наиболее востребованных мероприятий поддержки -субсидирование затрат МСП по лизинговым договорам, реализуется с 2009 года. С 2010 года развитие лизинга МСП - один из приоритетов госпрограммы.

Объем финансирования: в целом в 2015 году выделено 4,64 млрд. рублей 75 регионам на мероприятия по модернизации производства, поддержку получили около 4 тысяч предпринимателей.

На начало декабря 2016г. доходы от приватизации государственных пакетов акций составили примерно 275 млрд. рублей.

В Министерстве энергетике РФ также обсуждается вопрос о возможности приватизации в 2017 г. одной из Межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК), какой именно – не уточняется.

В настоящее время в ПАО «Российские сети» входит 11 межрегиональных, а также 5 региональных компаний. Государство владеет 85,3% акций «Россетей».

Таким образом, доходы от приватизации государственных активов в крупнейших отечественных компаниях может существенно пополнить российский бюджет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В наши дни проблемы становления и развития собственности все больше и больше привлекают внимание ученых и экономистов. Анализ перспектив развития частной собственности и различных факторов ее изменения лежит в основе работ прогнозированию и планированию государственной экономики, служит основой для выработки хозяйственной политики страны.


При развитии институциональных отношений и изменениях в формах хозяйствования можно лишь с помощью частной собственности повернуть экономику к рынку. Формирование рыночной экономики выдвинуло проблему становления и развития частной собственности на главные позиции. Но элементы частной собственности не адаптированы к потребностям современных институциональных отношений - это и есть самая важная проблема для исследований в наше время.

В Российской Федерации с каждым годом увеличивается количество частных собственников недвижимого имущества. По данным статистической отчетности Росреестра сведений о количестве зарегистрированных прав на недвижимое имущество, в 2014 г. составляет доля частных собственников 45 554 145, в 2015 г. увеличение количества частных собственников составило 15 591 519 В частной собственности граждан и юридических лиц могут быть такие виды недвижимых объектов, как: земельные участки, здания, строения, сооружения, предприятия, объекты незавершенного строительства, а также единый недвижимый комплекс.

Приватизация - это процесс реформирования государственной собственности путем передачи государственного имущества в собственность граждан и юридических лиц. Сущность приватизации заключается в изменении формы собственности и субъекта права собственности на имущество.

Общая цель приватизации - обеспечение условий для функционирования будущей рыночной системы.

Задачами приватизации принято считать обеспечение стабильности системы отношений собственности, формирование устойчивой структуры прав собственности, повышение экономической эффективности хозяйствования.

В современном мире нет ни одной страны, где бы государство активно не занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю.

Законодательство Российской Федерации о приватизации включает Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ) и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Переход к «новой приватизации» обозначился в 2010 году и был оформлен принятием Федерального закона от 31 мая 2010 года № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О приватизации государственного и муниципального имущества”».