Файл: Понятие и значение приватизации (Понятие и сущность собственности в юридической науке).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы понятия и значения трансформации собственности
1.1. Понятие и сущность собственности в юридической науке
1.2. Формы собственности и их классификация
1.3. Особенности государственной и муниципальной собственности
2. Анализ процессов приватизации государственного и муниципального имущества
2.1. Оценка итогов приватизации государственной собственности в России
2.2. Анализ современных процессов приватизации государственного и муниципального имущества
3. Проблемы и перспективы приватизации государственного и муниципального имущества
Вместе с тем по сравнению с итогами сопоставимого по условиям кризисного 2009 г. (проданы акции 52 обществ на 1,37 млрд руб.) можно сделать вывод о большей эффективности приватизации в 2015 г. (проданы акции 103 обществ на 7,34 млрд руб.). Росимущество связывает это с системными изменениями в организации приватизации федерального имущества и реализацией комплексных мероприятий по предпродажной подготовке и управлению приватизируемыми активами. Однако при этом необходимо иметь в виду, что с того времени имела место почти полуторакратная инфляция, в 2009 г. более половины продаж пришлось на миноритарные пакеты, а негосударственные продавцы в проведении приватизации не участвовали вовсе.
Целью их привлечения в последние годы являлось повышение эффективности продаж приватизируемого имущества, поскольку предполагалось, что продавец, получающий за счет бюджетных средств вознаграждение в процентах от суммы сделки, должен обладать необходимыми компетенциями в сфере маркетинга и привлечения инвесторов. Исходя из этого можно было ожидать участия в торгах, проводимых независимым продавцом, большего количества участников при росте цены в ходе торгов. Однако статистика работы независимых продавцов в 2015 г. не всегда свидетельствовала о достижении указанных целей. Эффективность продаж, измеренная как совокупный рост стоимости активов на аукционах, у ОАО «РАД» оказался ниже, чем у Росимущества (11% против 17% прироста) при том, что для продажи независимым продавцам переданы относительно ликвидные активы из числа включенных в программу приватизации 31, С.303.
В целом в 2015 г. было проведено 462 торга по продаже пакетов акций (долей в уставных капиталах) хозяйственных обществ, на которых проданы акции 103 АО, тогда как в 2014 г. при 341 проведенном торге были проданы акции 107 АО. Подведение итогов продажи акций в отношении еще 85 обществ запланировано на I квартал 2016 г. Таким образом, ввиду сокращения инвестиционного спроса на приватизируемое имущество вследствие высокой волатильности финансовых рынков и повышения стоимости кредитных средств доля состоявшихся торгов по всем способам продажи сократилась в 2015 г. по сравнению с 2014 г. с 31 до 22%, т.е. в среднем признавались состоявшимися 1 из 5 объявляемых торгов.
Развитие государственной поддержки в форме государственных программ и грантов за счет снижения издержек на содержание социальной инфраструктуры, нерентабельных организаций.
Были рассмотрены данные по государственному управлению, а показатели отражены в таблице 1
Таблица 1 - Показатели государственного управления России за период 2013-2015 гг., млн. руб. 26, С.188
Показатели |
2013 |
2014 |
2015 |
Абсолютное изменение |
Относительное изменение |
Финансовые активы |
21 956 703 |
24 534 916 |
31 228 057 |
9 271 354 |
37,79 |
Наличная валюта и депозиты |
8 767 004 |
9 216 890 |
12 793 507 |
4 026 503 |
43,686 |
Долговые ценные бумаги |
1 458 012 |
1 801 524 |
1 975 450 |
517 438 |
28,722 |
Кредиты и займы |
2 833 900 |
3 040 100 |
2 991 483 |
157 583 |
5,183 |
Акции и прочие формы участия в капитале |
6 722 991 |
7 533 684 |
8 994 031 |
2 271 040 |
30,145 |
Страховые и пенсионные резервы |
11 665 |
10 161 |
14 120 |
2 455 |
24,161 |
Дебиторская задолженность |
2 163 131 |
2 932 557 |
4 459 466 |
2 296 335 |
78,305 |
Обязательства |
7 429 100 |
8 779 300 |
11 455 018 |
4 025 918 |
45,857 |
Долговые ценные бумаги |
5 547 700 |
6 275 400 |
8 189 208 |
2 641 508 |
42,093 |
Кредиты и займы |
1 303 000 |
1 632 500 |
2 105 323 |
802 323 |
49,147 |
Кредиторская задолженность |
578 400 |
871 400 |
1 160 487 |
582 087 |
66,799 |
Сальдо |
14 527 603 |
15 755 616 |
19 773 039 |
5 245 436 |
33,292 |
На основании таблицы 1 можно сделать вывод, что сегодня правительство России имеет оптимальную финансовую структуру управления:
- депозиты растут на протяжении трех лет на 43,686 % или на 4026503 млн. руб.;
- облигационные займы увеличились на 28,72% или на 517438 млн. руб.;
- государственные кредиты и займы повысились всего на 5,183 %;
- акции и прочие формы участия в капитале увеличились на 30,145%.
Обязательства же имеют меньшую структуру, в которой появились следующие изменения:
- повышение долговых ценных бумаг наблюдается рост на 42,09% или на 2641508 млн. руб.
- кредиты и займы государства увеличилось на 49,147 % млн. руб.
- рост кредиторской задолженности на 66 78 %.
Эффективностью данного управления можно считать увеличения сальдо на 33,29 за три года или на 5245 436 млн. руб.
Таким образом, на рисунке 2 представлена структура финансовых активов России.
Рисунок 2- Структура финансовых активов за период 2013-2015 гг., млн. руб.
На рисунке 2 продемонстрировано, что акции государства госкорпораций увеличиваются с каждым годом. 26, С.190
Рисунок 3 - Структура обязательств за период 2013-2015 гг., млн. руб. 26, С.193
На основе рисунка 3 видно, что основной статей обязательств являются облигационные займы.
Что касается долгосрочного периода, то в «Концепции управления федеральным имуществом до 2018 года» обозначены шесть основных принципов проводимой приватизации:
1) Принцип определенности: применительно к каждому объекту управления (группе объектов) государством должны быть сформированы и нормативно определены цель, для достижения которой служит объект, и способ ее достижения.
2) Принцип прозрачности: обеспечение открытости и доступности информации о субъектах и объектах управления, непрерывности процессов управления и контроля, выявление и учет данных об объектах управления.
3) Принцип обеспечения баланса интересов: национальной безопасности, обороноспособности страны, социальной ответственности и экономических интересов.
4) Принцип непрерывности осуществления контроля: непрерывный контроль за достижением установленных целей и задач, показателей их достижения, а также соблюдением принципов и механизмов управления.
5) Принцип проектного подхода: определение планов достижения определенных целей и задач управления, исходя из планируемого результата, набора инструментов, сопоставления ресурсов, мотивации и ответственности.
6) Принцип ответственности: обеспечение профессионализма, мотивации и ответственности всех участников процесса управления за результат и достижение установленных показателей деятельности.
Принципы новой программы приватизации действительно соответствуют ее главной цели и отражают экономический подход к приватизации с позиций эффективности отчуждения имущества.
Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года предусматривает два этапа приватизации:
− первый этап (с 2012 по 2015 год) предполагает реализацию текущих планов, минимум радикальных решений и подготовку к существенному сокращению участия государства в экономике, запланированному на втором этапе;
− второй этап (с 2016 по 2020 гг.) предусматривает радикальное сокращение прямого участия государства в экономике.
К основным мерам Правительства РФ на первом этапе приватизации относят следующие:
- введение моратория на создание новых государственных корпораций и государственных компаний, а также унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения;
- сокращение численности субъектов государственной собственности путем ликвидации широкой совокупности федеральных государственных унитарных предприятий машиностроения, агропромышленного комплекса, дорожного хозяйства, строительного комплекса и др.;
- реализация комплекса мер по расширению потенциальной базы для приватизации на втором этапе; что, в частности, предполагает оптимизацию количества стратегических предприятий и акционерных обществ в соответствии с решениями Президента Российской Федерации;
- расширение круга крупных компаний со смешанной собственностью (приватизация до уровня 75% плюс 1 акция);
- приватизация «неликвидов» (мелких пакетов акций с низкой стоимостью);
- активизация продажи непрофильных активов крупнейшими компаниями на конкурсных условиях в соответствии с едиными процедурами;
- формирование единого информационного пространства продаж федерального, регионального и муниципального имущества.
Радикальное сокращение прямого участия государства в экономике на втором этапе предполагает полную приватизацию крупнейших компаний либо снижение в них доли государственного участия до уровня блокирующего пакета акций; сокращение государственного участия в государственных институтах развития и специализированных банках за счет дополнительной эмиссии; преобразование государственных корпораций (прекращение деятельности либо преобразование в ОАО и приватизация части пакета акций) 12, С.207.
С момента начала реализации «Прогнозного плана приватизации государственного имущества» прошло уже более двух лет - достаточный срок для того, чтобы судить о том, согласуются ли меры, предлагаемые правительством на нынешнем этапе приватизации, с декларируемыми в «Концепции управления федеральным имуществом до 2018 года» принципами.
Совершенно не соответствует принципу обеспечения баланса интересов политика «расширения потенциальной базы для приватизации», что в действительности предполагает тотальное исключение из перечня стратегических предприятий России крупных объектов государственной собственности, задействованных в реальном секторе экономики, а также научно-исследовательских центров, которые уже сейчас отдаются в руки частных владельцев.
Каким бы эффективным ни был новый собственник (хотя критерии выбора эффективного собственника также весьма размыты), главной целью функционирования частного бизнеса всегда было и будет получение прибыли. Когда речь идет об объектах собственности, имеющих стратегическое значение для всей страны, конечной целью является благосостояние граждан, но никак не финансовая выгода собственника. В таком согласовании материальных, трудовых и финансовых балансов и заключается суть стратегического планирования.
Для предотвращения негативных последствий при реализации новой программы приватизации, на наш взгляд, важно понимать следующее:
− во-первых, необходимо учитывать множественность объектов госсектора и дифференцировать подход к различным видам государственной собственности;
− во-вторых, приватизационные процессы не должны затрагивать сферы жизнедеятельности, являющиеся стратегически важными, так как возможна подмена общественных интересов узкоспециальными - ведомственными и частными;
− в-третьих, приватизация не должна быть самоцелью, она является только инструментом в рамках общей стратегии социально-экономического развития страны.
Таким образом, приватизация стратегически значимого федерального имущества должна на современном этапе носить точечный, выверенный, не массовый характер и «работать» на достижение экономического роста. Она должна быть результатом общественного консенсуса, соответствующее решение должно приниматься с участием представителей законодательной власти и руководителей регионов.
3. Проблемы и перспективы приватизации государственного и муниципального имущества
Отношения собственности пронизывают всю систему экономических отношений. Там где есть экономическая деятельность, как правило там всегда присутствует проблема собственности.
Государственная собственность занимает одну из важнейших форм собственности в России.
Муниципальная собственность, которая начала формироваться относительно недавно в муниципальных образованиях России, еще не обрела законченной формы. а сам процесс ее формирования находится в постоянном совершенствовании и движении и терпит постоянные нововведения.