Файл: Понятие и значение приватизации (Понятие и сущность собственности в юридической науке).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вместе с тем по сравнению с итогами сопоставимого по условиям кризисного 2009 г. (проданы акции 52 обществ на 1,37 млрд руб.) можно сделать вывод о большей эффективности приватизации в 2015 г. (проданы акции 103 обществ на 7,34 млрд руб.). Росимущество связывает это с системными изменениями в организации приватизации федерального имущества и реализацией комплексных мероприятий по предпродажной подготовке и управлению приватизируемыми активами. Однако при этом необходимо иметь в виду, что с того времени имела место почти полуторакратная инфляция, в 2009 г. более половины продаж пришлось на миноритарные пакеты, а негосударственные продавцы в проведении приватизации не участвовали вовсе.

Целью их привлечения в последние годы являлось повышение эффективности продаж приватизируемого имущества, поскольку предполагалось, что продавец, получающий за счет бюджетных средств вознаграждение в процентах от суммы сделки, должен обладать необходимыми компетенциями в сфере маркетинга и привлечения инвесторов. Исходя из этого можно было ожидать участия в торгах, проводимых независимым продавцом, большего количества участников при росте цены в ходе торгов. Однако статистика работы независимых продавцов в 2015 г. не всегда свидетельствовала о достижении указанных целей. Эффективность продаж, измеренная как совокупный рост стоимости активов на аукционах, у ОАО «РАД» оказался ниже, чем у Росимущества (11% против 17% прироста) при том, что для продажи независимым продавцам переданы относительно ликвидные активы из числа включенных в программу приватизации 31, С.303.

В целом в 2015 г. было проведено 462 торга по продаже пакетов акций (долей в уставных капиталах) хозяйственных обществ, на которых проданы акции 103 АО, тогда как в 2014 г. при 341 проведенном торге были проданы акции 107 АО. Подведение итогов продажи акций в отношении еще 85 обществ запланировано на I квартал 2016 г. Таким образом, ввиду сокращения инвестиционного спроса на приватизируемое имущество вследствие высокой волатильности финансовых рынков и повышения стоимости кредитных средств доля состоявшихся торгов по всем способам продажи сократилась в 2015 г. по сравнению с 2014 г. с 31 до 22%, т.е. в среднем признавались состоявшимися 1 из 5 объявляемых торгов.

Развитие государственной поддержки в форме государственных программ и грантов за счет снижения издержек на содержание социальной инфраструктуры, нерентабельных организаций.

Были рассмотрены данные по государственному управлению, а показатели отражены в таблице 1


Таблица 1 - Показатели государственного управления России за период 2013-2015 гг., млн. руб. 26, С.188

Показатели

2013

2014

2015

Абсолютное изменение

Относительное изменение

Финансовые активы

21 956 703

24 534 916

31 228 057

9 271 354

37,79

Наличная валюта и депозиты

8 767 004

9 216 890

12 793 507

4 026 503

43,686

Долговые ценные бумаги

1 458 012

1 801 524

1 975 450

517 438

28,722

Кредиты и займы

2 833 900

3 040 100

2 991 483

157 583

5,183

Акции и прочие формы участия в капитале

6 722 991

7 533 684

8 994 031

2 271 040

30,145

Страховые и пенсионные резервы

11 665

10 161

14 120

2 455

24,161

Дебиторская задолженность

2 163 131

2 932 557

4 459 466

2 296 335

78,305

Обязательства

7 429 100

8 779 300

11 455 018

4 025 918

45,857

Долговые ценные бумаги

5 547 700

6 275 400

8 189 208

2 641 508

42,093

Кредиты и займы

1 303 000

1 632 500

2 105 323

802 323

49,147

Кредиторская задолженность

578 400

871 400

1 160 487

582 087

66,799

Сальдо

14 527 603

15 755 616

19 773 039

5 245 436

33,292

На основании таблицы 1 можно сделать вывод, что сегодня правительство России имеет оптимальную финансовую структуру управления:

  • депозиты растут на протяжении трех лет на 43,686 % или на 4026503 млн. руб.;
  • облигационные займы увеличились на 28,72% или на 517438 млн. руб.;
  • государственные кредиты и займы повысились всего на 5,183 %;
  • акции и прочие формы участия в капитале увеличились на 30,145%.

Обязательства же имеют меньшую структуру, в которой появились следующие изменения:

  • повышение долговых ценных бумаг наблюдается рост на 42,09% или на 2641508 млн. руб.
  • кредиты и займы государства увеличилось на 49,147 % млн. руб.
  • рост кредиторской задолженности на 66 78 %.

Эффективностью данного управления можно считать увеличения сальдо на 33,29 за три года или на 5245 436 млн. руб.

Таким образом, на рисунке 2 представлена структура финансовых активов России.


Рисунок 2- Структура финансовых активов за период 2013-2015 гг., млн. руб.

На рисунке 2 продемонстрировано, что акции государства госкорпораций увеличиваются с каждым годом. 26, С.190

Рисунок 3 - Структура обязательств за период 2013-2015 гг., млн. руб. 26, С.193

На основе рисунка 3 видно, что основной статей обязательств являются облигационные займы.

Что касается долгосрочного периода, то в «Концепции управления федеральным имуществом до 2018 года» обозначены шесть основных принципов проводимой приватизации:

1) Принцип определенности: применительно к каждому объекту управления (группе объектов) государством должны быть сформированы и нормативно определены цель, для достижения которой служит объект, и способ ее достижения.

2) Принцип прозрачности: обеспечение открытости и доступности информации о субъектах и объектах управления, непрерывности процессов управления и контроля, выявление и учет данных об объектах управления.

3) Принцип обеспечения баланса интересов: национальной безопасности, обороноспособности страны, социальной ответственности и экономических интересов.

4) Принцип непрерывности осуществления контроля: непрерывный контроль за достижением установленных целей и задач, показателей их достижения, а также соблюдением принципов и механизмов управления.

5) Принцип проектного подхода: определение планов достижения определенных целей и задач управления, исходя из планируемого результата, набора инструментов, сопоставления ресурсов, мотивации и ответственности.

6) Принцип ответственности: обеспечение профессионализма, мотивации и ответственности всех участников процесса управления за результат и достижение установленных показателей деятельности.

Принципы новой программы приватизации действительно соответствуют ее главной цели и отражают экономический подход к приватизации с позиций эффективности отчуждения имущества.

Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года предусматривает два этапа приватизации:

− первый этап (с 2012 по 2015 год) предполагает реализацию текущих планов, минимум радикальных решений и подготовку к существенному сокращению участия государства в экономике, запланированному на втором этапе;

− второй этап (с 2016 по 2020 гг.) предусматривает радикальное сокращение прямого участия государства в экономике.


К основным мерам Правительства РФ на первом этапе приватизации относят следующие:

- введение моратория на создание новых государственных корпораций и государственных компаний, а также унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения;

- сокращение численности субъектов государственной собственности путем ликвидации широкой совокупности федеральных государственных унитарных предприятий машиностроения, агропромышленного комплекса, дорожного хозяйства, строительного комплекса и др.;

- реализация комплекса мер по расширению потенциальной базы для приватизации на втором этапе; что, в частности, предполагает оптимизацию количества стратегических предприятий и акционерных обществ в соответствии с решениями Президента Российской Федерации;

- расширение круга крупных компаний со смешанной собственностью (приватизация до уровня 75% плюс 1 акция);

- приватизация «неликвидов» (мелких пакетов акций с низкой стоимостью);

- активизация продажи непрофильных активов крупнейшими компаниями на конкурсных условиях в соответствии с едиными процедурами;

- формирование единого информационного пространства продаж федерального, регионального и муниципального имущества.

Радикальное сокращение прямого участия государства в экономике на втором этапе предполагает полную приватизацию крупнейших компаний либо снижение в них доли государственного участия до уровня блокирующего пакета акций; сокращение государственного участия в государственных институтах развития и специализированных банках за счет дополнительной эмиссии; преобразование государственных корпораций (прекращение деятельности либо преобразование в ОАО и приватизация части пакета акций) 12, С.207.

С момента начала реализации «Прогнозного плана приватизации государственного имущества» прошло уже более двух лет - достаточный срок для того, чтобы судить о том, согласуются ли меры, предлагаемые правительством на нынешнем этапе приватизации, с декларируемыми в «Концепции управления федеральным имуществом до 2018 года» принципами.

Совершенно не соответствует принципу обеспечения баланса интересов политика «расширения потенциальной базы для приватизации», что в действительности предполагает тотальное исключение из перечня стратегических предприятий России крупных объектов государственной собственности, задействованных в реальном секторе экономики, а также научно-исследовательских центров, которые уже сейчас отдаются в руки частных владельцев.


Каким бы эффективным ни был новый собственник (хотя критерии выбора эффективного собственника также весьма размыты), главной целью функционирования частного бизнеса всегда было и будет получение прибыли. Когда речь идет об объектах собственности, имеющих стратегическое значение для всей страны, конечной целью является благосостояние граждан, но никак не финансовая выгода собственника. В таком согласовании материальных, трудовых и финансовых балансов и заключается суть стратегического планирования.

Для предотвращения негативных последствий при реализации новой программы приватизации, на наш взгляд, важно понимать следующее:

− во-первых, необходимо учитывать множественность объектов госсектора и дифференцировать подход к различным видам государственной собственности;

− во-вторых, приватизационные процессы не должны затрагивать сферы жизнедеятельности, являющиеся стратегически важными, так как возможна подмена общественных интересов узкоспециальными - ведомственными и частными;

− в-третьих, приватизация не должна быть самоцелью, она является только инструментом в рамках общей стратегии социально-экономического развития страны.

Таким образом, приватизация стратегически значимого федерального имущества должна на современном этапе носить точечный, выверенный, не массовый характер и «работать» на достижение экономического роста. Она должна быть результатом общественного консенсуса, соответствующее решение должно приниматься с участием представителей законодательной власти и руководителей регионов.

3. Проблемы и перспективы приватизации государственного и муниципального имущества

Отношения собственности пронизывают всю систему экономических отношений. Там где есть экономическая деятельность, как правило там всегда присутствует проблема собственности.

Государственная собственность занимает одну из важнейших форм собственности в России.

Муниципальная собственность, которая начала формироваться относительно недавно в муниципальных образованиях России, еще не обрела законченной формы. а сам процесс ее формирования находится в постоянном совершенствовании и движении и терпит постоянные нововведения.