Файл: Понятие и значение приватизации (Понятие и сущность собственности в юридической науке).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, например, за 1 квадратный метр в год размер арендной платы ранее составлял для круглосуточных стоянок примерно 49 рублей. В г. Воронеж этот показатель был равен 63 рублям. Так же значительную долю поступлений в городскую казну обеспечивают арендаторы, которые оформляют земельные участки для эксплуатации промышленных объектов, складов и производственных баз. Это объясняется тем, что подобные объекты занимают большую площадь. Большие отчисления идут и от аренды участков, где размещены объекты. предназначенные для торговли, общественного питания и офисов. Причина заключается в том, что прежде всего таких объектов слишком много.

В совокупности с индексом инфляции увеличение арендной платы ожидается, в ближайшие 3 года, на уровне 16,9%, если брать за точку отсчета 2015 год.

Изменены и коэффициенты для земельных участков, которые предоставляются для сельскохозяйственного пользования, которые заняты объектами бытового назначения и объектами рекреационного назначения, но, к сожалению данное нововведение практически никак не отразится на объеме поступлений в казну, т.к. количество объектов такого типа невелико. Например, дополнительные поступления арендной платы за земельные участки, которые заняты объектами рекреации, планируются на уровне чуть более 330 тысяч рублей.

Весь пакет поправок, который был одобрен депутатами, по расчетам должен обеспечить прибавку в бюджет в размере 16,5 млн. рублей.

Решение проблемы с оформлением земельных участков, оказалось весьма не простым, поскольку ее нынешнее истолкование областными чиновниками лишает городской бюджет значительной доли отчислений за аренду земли и средств от выкупа земельных участков.

Следующая проблема, которая присутствует - это проблема, связанная с наличием бесхозяйных объектов.

В итоге стоит отметить, что приватизация муниципального имущества осуществляется только способами, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

2. Анализ процессов приватизации государственного и муниципального имущества


2.1. Оценка итогов приватизации государственной собственности в России

Начало приватизационного процесса берет свое начало в начале 1990-х гг. Первый этап приватизации (1992-1994), получивший название ваучерного, или чекового, начался 5 июня 1992 г., когда был принят в новой редакции Закон о приватизации. 11 июня была утверждена Государственная программа приватизации. Программа разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество). 14 августа 1992 г. президент Российской Федерации подписал Указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации».

Каждый житель получал ваучер номинальной стоимостью 10 тыс. руб., а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций - чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), или просто продать ваучер.

Согласно статистике, около 25 млн россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 млн вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали.

Переход ко второму этапу приватизации (денежному) был утвержден Указом президента от 22 июля 1994 г. «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.»

Третий этап приватизации получил наименование точечного. В аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется также этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью.

Некоторые эксперты предлагают считать началом этого этапа закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» от 21 июля 1997 г. (вступил в силу 2 августа 1997 г., действовал до 2002 г.). Другие исследователи считают нужным «продлить» денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998г.

С приходом к управлению нового президента, появился новый вид процесса приватизации, который можно сказать путинским. Президент открыл новый этап приватизационного процесса 28, С.178.

Сегодня в России этот процесс включает все сферы экономики, при этом, не ограничиваясь в способах своей деятельности. Процесс приватизации все больше трансформируется в постоянно действующую интеллектуальную систему новых экономических и финансовых взаимоотношений. По мнению большинства экономистов, данный процесс можно считать главным этапом мощного процесса приватизации. Новый этап приватизационной политики стартует по инициативе политической позиции российского президента В.В. Путина. Особенности этого этапа просматриваются достаточно четко.


Особенности процесса приватизации прослеживаются в соответствующем законодательстве периода 2000–2002 гг. и особенно в самом содержании нормативно-правовых актов, таких как «Закон о банкротстве», о земле, об обороте сельскохозяйственных земель и др. Значение имеет и Послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию от 18 апреля 2002 г.1, а также и в самой политике президента, и правительства в отношении государственного имущества, и государственной экономической политики.

Основные аспекты современного процесса приватизации:

  • быстрое повышение вторичного процесса приватизации в виде масштабного и совсем неконтролируемого правительством перехода ранее приватизированного имущества к новым владельцам. Как обычно подобные передачи прав касаются акционированных обществ, ценные бумаги которых приобретаются и предъявляются в качестве права на имущество. Так функционируют в регионах России московские «денежные мешки». Таким образом поступают и многие руководители публичных акционерных обществ, отбирая компании у трудовых коллективов.
  • значительно расширилась влияние процесса приватизации. Если в 90-х гг. прошлого столетия тысячи организаций и компаний оборонного назначения не выводились из государственного сектора по причине их непосредственной связи с обеспечением государственной безопасности, то сейчас такой фактор также не учтен экономической целесообразностью, желанием получить доход. Президент выделяет две причины, по которым необходимо проводить приватизацию:
  • неэффективный государственный сектор приносит стране одни убытки и затраты;
  • четкое распределение имущества между государственным и муниципальным имуществом.
  • разгосударствление самосоздавшихся монополий, таких компаний, как Газпром, РАО ЕЭС, РЖД. В 2001 г. в российском правительстве утверждены программы их реформирования посредством разбиения на мелкие самостоятельные элементы в соответствии с производственным процессом с последующей в будущем приватизацией каждого элемента структуры. Необходимо заметить, что с помощью участия в собственности естественных монополий страна способна существенно влиять на свою экономику.

Однако, с другой стороны, создаются государственные корпорации - некоммерческое учреждение, активы которого принадлежат РФ, созданное в целях осуществления общественно значимых функций, таких как, например, справедливое распределение финансовых ресурсов.  Политика в области данных компаний заключается в непосредственном государственном управлении, но и использованием эффективного наемного управленческого труда. И к таким компаниям относятся те предприятия, которые имеют значимое влияние на жизнедеятельность общества - нефтегазовые компании, ОАО «РЖД», Почта России, Пенсионный фонд и так далее.



2.2. Анализ современных процессов приватизации государственного и муниципального имущества

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы разработан в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» с учетом основных задач социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективах.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы предусматривает завершение до 2016 года выхода государства из капитала компаний «несырьевого сектора», не относящихся к субъектам естественных монополий и организациям оборонного комплекса, за исключением:

  • организаций, включенных в перечень стратегических акционерных обществ и стратегических предприятий, которые будут включаться в прогнозный план после принятия Президентом Российской Федерации решения об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий;
  • находящихся в собственности Российской Федерации миноритарных пакетов акций акционерных обществ, являющихся дочерними обществами головных компаний вертикально-интегрированных структур, в целях их последующего внесения в уставные капиталы головных обществ соответствующих интегрированных структур; 29, С.60
  • находящихся в федеральной собственности «единичных» акций акционерных обществ, затраты бюджетных средств на подготовку к приватизации которых превышают возможные доходы федерального бюджета от их приватизации.

Реализация прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы направлена на достижение целей и задач, предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Управление федеральным имуществом», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. № 191-р.


2015 год стал вторым годом реализации Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014–2016 годы, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 1 июля 2013 г. №1111-р. Это уже вторая трехлетняя приватизационная программа, разработанная с учетом увеличения планового периода действия прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества (от одного года до трех лет), исходя из изменений, внесенных действующий закон о приватизации весной 2010 г.

Как и в случае с предыдущей приватизационной программой, в действующий документ продолжали вноситься многочисленные изменения и дополнения. Всего с момента утверждения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014–2016 годы по состоянию на начало февраля текущего года было принято 65 соответствующих нормативно-правовых актов (НПА), из которых всего 22 было издано в 2014 г., а еще по 3 – в декабре 2013 г. и в январе 2016 г. Таким образом, по интенсивности корректировок (принято 37 НПА) минувший год намного превзошел предшествующие полтора (2014 г. вкупе со 2-м полугодием 2013 г.).

В результате, перечень активов, планируемых к приватизации в обычном порядке, заметно увеличился. Максимально это затронуло объекты иного имущества, количество которых в программе приватизации выросло с 94 ед. до 1562 ед. (или почти в 17 раз), количество хозяйственных обществ, включенных в нее, увеличилось с 440 до 977 ед. (или более чем в 2,2 раза). В то же время число планируемых к приватизации унитарных предприятий (ФГУПов), напротив, сократилась с 514 ед. до 491 ед. (или на 4,5%). Унитарные предприятия представляют вид активов, который в наибольшей степени подвержен исключению из приватизационной программы. В 2015 г. таковых насчитывалось 46 ед. (в 2014 г. – 31), тогда как хозяйственных обществ – 19 (в 2014 г. – 5), а объектов иного имущества – всего12.

Всего в 2015 г. были проданы пакеты акций (доли в уставных капиталах) 103 хозяйственных обществ, а в отношении 35 ФГУПов приняты решения об условиях приватизации. Такие итоги находятся в русле сложившейся в последние годы тенденции постоянного уменьшения количества проданных пакетов акций (долей участия). Динамика же приватизации унитарных предприятий, если исходить из числа тех, в отношении которых были изданы распоряжения об ее условиях, сопоставима с показателями последних двух лет действия предыдущей приватизационной программы (2012–2013 гг.).