Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Понятие и функции невербального общения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чтобы улучшить свою компетентность, декодируя невербальные сообщения, найдите несколько невербальных сигналов, избегайте слишком большого веса на любой кий и оценивайте невербальные сообщения в зависимости от контекста и вашего предыдущего опыта с другим человеком. Хотя мы ставим больше веса на невербальную коммуникацию, чем словесную при попытке обнаружить обман, нет никакого руководства, которое может позволить нам рассказать, является ли другой человек обманчивым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Невербальное общение выступает одним из средств репрезентации личностью своего "Я", межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению, выступает в роли уточнения, опережения вербального сообщения. Для него характерно отсутствие членораздельной звуковой речи - это главное, что подчеркивается в большинстве исследований по проблеме этого общения. Во многих научных работах существует некоторая путаница в понятиях "невербальное общение", "невербальная коммуникация", "невербальное поведение" чаще всего использующихся как синонимы. Нам представляется важным дифференцировать эти понятия и уточнить контекст, в котором предполагается дальнейшее их употребление.

Понятие "невербальное общение" является более широким, чем "невербальная коммуникация". Мы придерживаемся определения, предложенного В.А. Лабунской, согласно которому, «невербальное общение - это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека. Невербальная коммуникация - это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система".

В невербальном поведении традиционно выделяется экспрессивная и перцептивная стороны. Экспрессия, или внешнее выражение эмоций, является неотъемлемым компонентом невербального поведения. Именно факторы эмоциональной природы, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

Являются причиной затруднений в установлении нормальных отношений между индивидом и группой или коммуникатором и реципиентом. Понятие перцепции характеризует процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению. Адекватное восприятие партнера позволяет более гибко реагировать на изменения ситуации общения, понять его истинные цели и намерения, предсказать возможные последствия передаваемой информации. Эти качества становятся незаменимыми для тех, чья профессиональная деятельность связана с людьми.


В настоящее время потребность в знаниях и практических навыках работы с невербальным поведением становится все более актуальной в прикладной социологии. Это связано, в первую очередь, с тем, что исследователи ставят перед собой все более сложные задачи в процессе изучения человека, пытаются все глубже проникнуть в его личностно-психологическую сферу, мотивацию, ценностные установки, потребительские привычки. Хотя навыки работы с невербальным поведением актуальны для большинства социологических методов, в данной статье особенно подробно будет рассмотрен один из наиболее динамично развивающихся методов качественной социологии - метод группового фокусированного интервью (фокус-группа). В последние несколько лет фокус-группы все более широко применяют в социологии, маркетинге, политологии и других областях. Результатом такого бурного развития становится разрыв между применением метода на практике и его теоретическим обоснованием. В условиях быстрого накопления практических знаний теоретическая база просто не успевает формироваться. Невербальные проявления в общении и методика работы с ними оказались в одном из таких разрывов между теоретической базой метода и его практическим применением. На эмпирическом уровне социологи сталкиваются с тем, что невербальный язык очень важен для успешного использования метода группового фокусированного интервью. Одним из основных условий эффективного применения метода является создание групповой динамики, а невербальное поведение – это одна из составляющих этого явления и одновременно инструмент контроля над ним. При анализе литературы выяснилось, что попытка сокращения этого разрыва еще никем не предпринималась. Поэтому, для того, чтобы приблизится к решению такой непростой задачи, было принято решение сделать ретроспективный обзор в историческом и междисциплинарном контексте накопленных знаний о невербальном языке.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Пендикова Андреева Г.М. “Социальная психология” – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 303 с.

2. Белановский С.А. “Метод фокус-групп” 2012. С. 119-127.

3. Бенвенист Э. “Общая лингвистика” – М.: Издательский Дом Гребенникова, 2003. 380 с.

4. Вельховер Е.С., Вершинин Б.В. “Тайные знаки лица– М., 2003. 214с.

5. Голубовский Б.Г. «Пластика в искусстве актера» Изд-во СГУ, 2006. 160 с.

6. Гримак Л.П., Скрыпников А.Н., Лаговский А.Ю., Зубрилова И.С. “Методы прикладной психологии в раскрытии и расследовании преступлений”. – М., 2009


7. Давыдов А.А. Давыдова А.Е. “Измерение искренности респондента”. – М., 2009

8. Дарвин Чарльз “О выражении ощущений у человека и животных”. – СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. 232 с.

9. Дмитриева Е.В. “Фокус-группы в маркетинге и социологии”. 1999. № 2. с. 112-120.

10. Лабунская В.А. «Психологическое исследование условий, влияющих на успешность опознания эмоциональных состояний по выражению лица». – М.: Аспект Пресс, 2000. 228 с.

11. Лабунская В.А. “Экспрессия человека: общение и межличностное познание”. 2012. С. 35-41.

12. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. “Психология затрудненного общения”. – М., 2003. 214с.

13. Лосев А.Ф. «История античной эстетики», 2009. С. 23–25.

14. Меграбян А. “Психодиагностика невербального поведения”. – М.: Ренесанс, 1991. 297 с.

15. Пиз А. “Язык телодвижений”. – СПб.: Питер, 2003. 448 с

16. Робертс, К. Lovemarks: бренды будущего. – М.: Рипол Классик, 2005. 224 с.

17. Пугачевский О.О. “Коммуникативно-личностные смыслы интерпретации невербального поведения”. 2004. № 5. С. 25–34.

18. Рубинштейн С.Л. “Проблемы общей психологии: в 2 т. Т.II. – СПб.: Питер, 2005. 544 с.

19. Рудестам К. “Групповая психотерапия”. – М.: Бестселлер, 2004. 192 с

21. Семенова В.В. “Качественные методы: введение в гуманистическую социологию”. 2010. № 2. С. 48–53.

22. Сериков Г.В. “Интерпретация невербального поведения в связи с социально- психологическими характеристиками личности”: Диссер, Ростов-на-Дону 2007. 232 с.

  1. Белановский С.А. “Метод фокус-групп” 2012. С. 119-127.

  2. Бенвенист Э. “Общая лингвистика” – М.: Издательский Дом Гребенникова, 2003. 380 с.

  3. Пендикова Андреева Г.М. “Социальная психология” – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 303 с.

  4. Вельховер Е.С., Вершинин Б.В. “Тайные знаки лица– М., 2003. 214с.

  5. Гримак Л.П., Скрыпников А.Н., Лаговский А.Ю., Зубрилова И.С. “Методы прикладной психологии в раскрытии и расследовании преступлений”. – М., 2009

  6. Голубовский Б.Г. «Пластика в искусстве актера» Изд-во СГУ, 2006. 160 с.

  7. Давыдов А.А. Давыдова А.Е. “Измерение искренности респондента”. – М., 2009

  8. Дмитриева Е.В. “Фокус-группы в маркетинге и социологии”. 1999. № 2. с. 112-120.

  9. Дарвин Чарльз “О выражении ощущений у человека и животных”. – СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. 232 с.

  10. Лабунская В.А. «Психологическое исследование условий, влияющих на успешность опознания эмоциональных состояний по выражению лица». – М.: Аспект Пресс, 2000. 228 с.

  11. Дмитриева Е.В. “Фокус-группы в маркетинге и социологии”. 1999. № 2. с. 112-120.

  12. Лабунская В.А. “Экспрессия человека: общение и межличностное познание”. 2012. С. 35-41.

  13. Лосев А.Ф. «История античной эстетики», 2009. С. 23–25.

  14. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. “Психология затрудненного общения”. – М., 2003. 214с.

  15. Меграбян А. “Психодиагностика невербального поведения”. – М.: Ренесанс, 1991. 297 с.

  16. Робертс, К. Lovemarks: бренды будущего. – М.: Рипол Классик, 2005. 224 с.

  17. Пиз А. “Язык телодвижений”. – СПб.: Питер, 2003. 448 с.

  18. Пугачевский О.О. “Коммуникативно-личностные смыслы интерпретации невербального поведения”. 2004. № 5. С. 25–34.

  19. Рубинштейн С.Л. “Проблемы общей психологии: в 2 т. Т.II. – СПб.: Питер, 2005. 544 с.

  20. Семенова В.В. “Качественные методы: введение в гуманистическую социологию”. 2010. № 2. С. 48–53.

  21. Рудестам К. “Групповая психотерапия”. – М.: Бестселлер, 2004. 192 с.

  22. Сериков Г.В. “Интерпретация невербального поведения в связи с социально- психологи-ческими характеристиками личности”: Диссер, Ростов-на-Дону 2007. 232 с.

  23. Лабунская В.А. «Психологическое исследование условий, влияющих на успешность опознания эмоциональных состояний по выражению лица». – М.: Аспект Пресс, 2000. 228 с.

  24. Бенвенист Э. “Общая лингвистика” – М.: Издательский Дом Гребенникова, 2003. 380 с.

  25. Дарвин Чарльз “О выражении ощущений у человека и животных”. – СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. 232 с.

  26. Белановский С.А. “Метод фокус-групп” 2012. С. 119-127.

  27. Меграбян А. “Психодиагностика невербального поведения”. – М.: Ренесанс, 1991. 297 с

  28. Пиз А. “Язык телодвижений”. – СПб.: Питер, 2003. 448 с.

  29. Меграбян А. “Психодиагностика невербального поведения”. – М.: Ренесанс, 1991. 297 с

  30. Рудестам К. “Групповая психотерапия”. – М.: Бестселлер, 2004. 192 с

  31. Пиз А. “Язык телодвижений”. – СПб.: Питер, 2003. 448 с.

  32. Пиз А. “Язык телодвижений”. – СПб.: Питер, 2003. 448 с

  33. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. “Психология затрудненного общения”. – М., 2003. 214с.

  34. Пиз А. “Язык телодвижений”. – СПб.: Питер, 2003. 448 с

  35. Семенова В.В. “Качественные методы: введение в гуманистическую социологию”. 2010. № 2. С. 48–53.

  36. Лабунская В.А. “Экспрессия человека: общение и межличностное познание”. 2012. С. 35-41.

  37. Меграбян А. “Психодиагностика невербального поведения”. – М.: Ренесанс, 1991. 297 с.

  38. Бенвенист Э. “Общая лингвистика” – М.: Издательский Дом Гребенникова, 2003. 380 с.

  39. Гримак Л.П., Скрыпников А.Н., Лаговский А.Ю., Зубрилова И.С. “Методы прикладной психологии в раскрытии и расследовании преступлений”. – М., 2009

  40. Гримак Л.П., Скрыпников А.Н., Лаговский А.Ю., Зубрилова И.С. “Методы прикладной психологии в раскрытии и расследовании преступлений”. – М., 2009

  41. Давыдов А.А. Давыдова А.Е. “Измерение искренности респондента”. – М., 2009

  42. Меграбян А. “Психодиагностика невербального поведения”. – М.: Ренесанс, 1991. 297 с.

  43. Дарвин Чарльз “О выражении ощущений у человека и животных”. – СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. 232 с.

  44. Рудестам К. “Групповая психотерапия”. – М.: Бестселлер, 2004. 192 с.