Файл: Налоговые правонарушения (отношения по начислению и уплате налогов в РФ).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1 Понятие и признаки налоговых правонарушений
1.2 Правонарушения против системы налогов
1.3 Правонарушения против исполнения налогового обязательства
2 АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
2.1 Причины налоговых правонарушений в России
2.3 Анализ налоговых правонарушений в России
3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
3.1 Основные проблемы применения ответственности за совершение налоговых правонарушений
- недостаточный уровень подготовленности руководителей и бухгалтерского персонала по налоговым вопросам.
Нравственно-психологическими основами налоговых преступлений являются:
- отрицательное отношение к деятельности налоговой службы (фискальная налоговая система приводит не к развитию бизнеса и росту производства, а, наоборот, к его сворачиванию и сокрытию налогов);
- низкая отдача от налоговых платежей при их перераспределении через бюджет порождает снижение уровня налоговой лояльности;
- корыстные мотивы поведения некоторых налогоплательщиков.
Необходимо отметить, что в отдельные периоды развития нашей страны, несмотря на серьезные материальные трудности и нестабильность внешнеполитической ситуации, уровень собираемости налогов был почти стопроцентным, а налоговая культура налогоплательщиков была на гораздо более высоком уровне. Например, во время Великой Отечественной войны доля поступления налогов в бюджеты всех уровней приближалась к 100%, существовала практика добровольных пожертвований граждан в пользу бюджета обороны [Гритчина М.Н. Особенности налогового планирования в кризисный период // Модернизация России: актуальные вопросы налогово-финансового регулирования экономики: сб. науч. тр. Саратов, 2016, с. 29].
-
- Зарубежный опыт
Законодательство западных стран, закрепляющие налоговые нормы, в частности нормы по борьбе с преступлениями тщательно проработаны и составляют детальную систему. Одним из главных аспектов налогового законодательства является то, что оно не применяет принцип презумпции невиновности и обязанность по доказыванию при рассмотрении судебных исков по налоговым делам возникает у налогоплательщика. Однако у обвиняемого (подозреваемого) в налоговом преступлении отсутствует право на отказ предоставлении информации, которая могла быть использована против него . Незначительным отличием российского законодательства от зарубежного является то, что нормы уголовного права содержатся в едином Кодексе (Уголовный кодекс Российской Федерации), так как за рубежом в основном нормы о налоговых преступлениях закреплены в актах налогового законодательства. В США это раздел 26 Свода законов США, в основу которого лег Кодекс внутренних доходов; в Великобритании, Италии и Японии — отдельные налоговые законы; во Франции — Общий кодекс о налогах. Однако в КНР также, как и в Российской Федерации налоговые преступления содержатся в Уголовном кодексе (УК КНР) [Артемьева Ю.А. Международно-правовые основы борьбы с налоговыми преступлениями // Налоги. 2012. № 12, с. 5].
За рубежом меры государственного принуждения в сфере уклонения от уплаты налогов считаются наиболее жесткими и используются уже после наибольшего применения средств убеждения, основанных на заинтересованности граждан и организаций уплачивать налоги. Такое практикуется в Канаде, Болгарии, Франции, Украине и в Германии, где лишение своды на срок до 10 лет будет грозить недобросовестным налогоплательщикам [Шувалова Е.Б, Климовицкий В.В., Пузин А.М. Налоговые системы зарубежных стран - М.: Дашков и Ко, 2010, с. 35].
В Канаде к ответственности за налоговые преступления будут привлекаться руководители компании, если суд признает размер неуплаченных налогов крупным, а во Франции и Украине такой срок предусмотрен для налоговых правонарушителей, совершивших преступление в сфере уклонения от уплаты налогов повторно. Тем не менее, самое строгое наказание применяется в государственной системе налоговых правоотношений в Китае. Это единственное государство, где наказание за неуплату налогов является особо жестоким, например за получение обманным путем государственного налога, может применяться наказание в виде пожизненного заключения либо смертной казни [Шепенко Р.А. Налоговое право Китая: взимание и ответственность. М., 2005. С. 247]. За рубежом принято налоговые преступления делить на два условных направления: американское и европейское [Козырин А.Н. Уголовно-правовая ответственность за нарушение уголовного законодательства: опыт зарубежных стран // Ваш налоговый адвокат. ФБК-Пресс.1998. Вып. 1 (3). с. 139].
В США используют относительно жесткие методы в борьбе с налоговыми преступлениями, которые применяются к налогоплательщику, практикуется криминализация значительного числа составов налогового преступления. Преступлением также будет являться несвоевременная подача налоговой декларации, если будет доказано, что налогоплательщик умышлено замедлил с ее составлением и подачей в соответствующий орган. Внесение в документацию налоговой отчетности заведомо ложных сведений считается серьезным преступлением и за совершение данного налогового преступления следует назначение санкции в виде штрафа до 100 000 долларов, а если преступление совершила корпорация – 500 000 долларов и тюремное заключение на срок до пяти лет. Помимо этого, штрафы имеют изощренную специфику.
Например, при неполной уплате налогов взыскивается 5% от неуплаченной суммы и 50% от суммы, которую недобросовестный налогоплательщик получил бы, если бы положил данные денежные средства в банк под среднерыночный процент. Привязка размера штрафа к итогам возможной капитализации налоговых сумм является надежным способом избежать и предотвратить ситуацию, когда налогоплательщику делается выгоднее не платить налоги, а вкладывать «сэкономленные» ресурсы в оборот и приобретать прибыль, на много порядков превышающие размеры определенных законодательством наказаний. На практике, если разговор идет о неуплате крупных сумм, многочисленные налогоплательщики-нарушители просто мирятся с взысканием небольшого зафиксированного штрафа, поскольку, положив «сэкономленные» деньги на депозит, они нагонят упущенное [Кордуба С. Б. Ответственность за уклонение от уплаты налогов: зарубежный опыт / С.Б. Кордуба // Юридические науки, правовое государство и современно законодательство. – Пенза. – 2018. – С. 103]. В Лас-Вегасе проводилось 34 ежегодное совещание Национального Института по Налоговому Мошенничеству (National Institute on Criminal Tax Fraud (NICTF)), на котором Министерство Юстиции США объявило о том, что были изменены принципы оценки наказания по налоговым преступлениям и был введен принцип «двойное наказание за налоговые преступления в США». Mark Daly – старший адвокат по судебным делам Налогового Департамента при Министерстве Юстиции США, сделал объявление, что теперь при назначении наказаний за преступления в сфере уклонения от уплаты налогов в США обвиняемым, прокуратура будет руководствоваться положениями 2 части статьи S1,3. Данная статья содержит преступления, связанные с «отмыванием денег» и финансовыми махинациями в оффшорах [Министерство Юстиции США изменяет меры наказания за налоговые правонарушения. URL: https://internationalwealth.info/offshore-tax/us-legal-ministry-changes-punishment-for-tax-crimes].
Таким образом, резиденты США могут быть подвергнуты двойному наказанию, что влечёт за собой увеличение штрафных санкций в десятки раз и увеличение срока лишения свободы. В то же время специалисты в налоговых вопросах говорят о том, что Налоговая Служба США (IRS) не будет наказывать физических лиц за просроченные отчёты FBAR, если налоги своевременно выплачиваются согласно поданной налоговой декларации и ранее IRS не предъявляло претензий по налоговым запросам [Кордуба С. Б. Ответственность за уклонение от уплаты налогов: зарубежный опыт / С.Б. Кордуба // Юридические науки, правовое государство и современно законодательство. – Пенза. – 2018. – С. 104].
Европейский подход отличается более мягкими наказаниями, применяемые с налогоплательщиками-нарушителями. В Европейских странах по возможности стремятся избегать судебных процедур, а штрафы сменяются доплатами к налогам, устанавливаемыми в административном порядке. Однако в случае повторного нарушения сумма штрафа возрастает неоднократно. Кроме того, применяется изъятие имущества, полученного за счет денежных средств, приобретенных в следствии уклонения от уплаты налогов, запрет заниматься коммерческой деятельностью, работать в государственных и муниципальных органах.
В уголовном законодательстве Швеции и Франции, помимо штрафов, предусмотрены отдельные санкции за налоговые преступления в виде лишения свободы на длительный срок, в плоть то 10 лет.
В некоторых государствах развивается тенденция применения способов государственного убеждения, а не принуждения налогоплательщиков добросовестно выполнять свои обязанности по уплате налогов.
Также получил развитие метод замены уголовной ответственности на административную в случаях совершения неумышленного уклонения от уплаты налогов [Фрадков М.Е. Налоговая преступность без границ и национальностей // Налоговый вестник. 2001. № 10, С. 125]. Например, в Индонезии ежегодно публикуется список 200 частных компаний, уплативших самый крупный налог. По традиции президент страны награждает организации-налогоплательщиков почетными грамотами и также, они получают определенные налоговые льготы.
Другой случай применения административной ответственности взамен уголовной является Германия, в ситуациях, когда затруднительно доказать умысел неуплаты налогов, применяются альтернативные нормы, предусматривающие крупные штрафы.
Налоговая амнистия проводится в Италии. По решению властей налогоплательщики имеют возможность репатриировать фонды из стран с либеральным банковским законодательством. Налоговая амнистия предусматривает, что владелец капитала уплатит помимо налога 5 % штрафа со всего объема утаенных средств и не должен будет объяснять их происхождение [Налоговое право: Учебник / под ред. С.Г. Пепеляева. – М., 2017, С. 581].
Таким образом, успех обеспечения экономической безопасности государства и реализации программы по противодействию налоговым правонарушениям во многом зависит от того, каким реальным содержанием она наполнена, какие меры заложены в ее основных положениях.
2.3 Анализ налоговых правонарушений в России
Налоговым правонарушением, согласно НК РФ, является виновное противоправное деяние в области налогового законодательства «налогоплательщика и иных субъектов, определенных НК РФ, за которое установлена ответственность, предусмотренная Налоговым Кодексом. Налоговые правонарушения чаще всего выявляются в процессе проведения мероприятий налогового контроля. НК РФ (ст. 82) предполагает, что «налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции, осуществляют налоговый контроль посредством: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом» [Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. — Москва: Проспект, КноРус, 2018.] .
Налоговые правонарушения в большинстве случаев обнаруживают в процессе осуществления налоговых проверок. Налоговые проверки подразделяются на выездные и камеральные. Их отличие состоит в месте их проведения. Так, камеральные проверки проводятся в месте нахождения налоговой инспекции по имеющимся у них документам, а выездные - на территории фирмы или предприятия, проверка, которого осуществляется. Количество выездных проверок значительно меньше камеральных, т.к. выездные проверки проводятся только с указание руководителя, они более трудоемки по объему работы, но при этом проводятся в меньший срок. Сравним данные выездных проверок за период 2015-2017 гг. Из приведенных ниже данных прослеживается тенденция повышение эффективности проверок, при уменьшении их общего числа. Так, с 2015 года количество проведенных выездных проверок уменьшилось на 11 700, но при этом общая сумма доначислений по результату проверок увеличилась на 56, 8 млрд, а средний размер доначислений за одну проверку увеличился на 7,2 млн. соответственно [Ширкин А.А. Анализ статистики налоговых правонарушений / А.А. Ширкин // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. - №9(25) - 2018].
Таблица 1 - Данные выездных проверок за период 2015-2017 гг.
Характеристика /год проведения |
2015 |
2016 |
2017 |
Количество выездных проверок |
30 700 |
26 000 |
больше 19 тыс. проверок |
Общая сумма доначислений |
267.5 млрд |
349Л млрд |
324,3 млрд |
Средний размер доначислении составлял на одну проверку |
8,9 млн |
13,7 млн. |
16,1 млн |
На данный момент уже имеются данные камеральных и выездных проверок за 4 месяца 2018 года, сравним имеющиеся данные с аналогичным периодом 2017 года.
Таблица 2 - Сравнительная характеристика проверок за 4 месяца 2017 и 2018 г. [Кузнецов И. Налоговые проверки 2018 [Электронный ресурс]. 25 июня 2018 г. URL: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/954223.html]
Отчетный период |
4 месяца 2017 года |
4 месяпа 2018 |
количество выездных проверок |
5,6 тыс. |
4,1 тыс. |
количество камеральных проверок |
10,6 млн. |
14.9 млн. |
из них с нарушениями налогоплательщиков |
698 тыс. |
864 тыс. |
средний размер доначислений выездных проверок |
23 тыс. рублей |
21 тыс. рублей |
общая сумма доначислений в результате выездных и камеральных проверок |
42 млрд. |
57 млрд. |
Сравнивая данные за 4 месяца 2018 года и аналогичного периода 2017 года можно отметить следующие изменения: количество выездных проверок уменьшилось на 1,5 тыс., но при этом количество камеральных, напротив, увеличилось- на 4,3 млн. При увеличении количества камеральных проверок
произошел закономерный рост количества проверок, в результате которых были выявлены нарушения (их количество увеличилось на 166 тыс.).
С положительной стороны можно отметить, что общая сумма доначислений в результате выездных и камеральных проверок увеличилась на 15 млрд., однако средний размер доначислений в результате выездных проверок уменьшился на 2 тыс. рублей (что незначительно). Из этого следует, что общая сумма доначислений продолжает расти, при общем уменьшении выездных проверок и увеличении камеральных.
Из приведенных статистических данных предыдущих лет и 4-х месяцев 2018 года с учетом плана работы ФНС на 2018 год (внедрение новых информационных систем и методов работы) можно прогнозировать дальнейший рост эффективности проводимых проверок.