Файл: Нормативные документы, регулирующие порядок ведения кассовых операций (Теоретические основы учета кассовых операций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы учета кассовых операций

1.1 Понятие кассовых операций, значение и задачи их учета

1.2. Нормативно-правовое регулирование учета кассовых операций

- Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 г. № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» ( в ред. от 15.04.2014);

Федеральный закон от 10.12.2003 "О валютном регулировании и валютном контроле" N 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Федеральный закон "О применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" определяет сферу применения контрольно-кассовой техники, порядок ведения Государственного реестра, требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения, обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику, а также контроль за применением контрольно-кассовой техники.

В соответствии с принятым Указанием ЦБ РФ №3210 с 1.06.2014 действует измененный порядок учета кассовых операций. Цель внесенных изменений заключена в усовершенствовании учета денежной наличности и более точном соблюдении кассовой дисциплины. Указание №3210 определило новые правила ведения операций по кассе. Измененный порядок ведения операций по кассе предполагает использование прежних форм кассовой документации. Для всех юридических лиц сохранена обязанность заполнения кассовой книги и составления кассовых документов. Единственное «упрощение» коснулось малых предприятий – они могут не учреждать лимит остатка наличности.

Несколько изменился порядок кассовых операций, осуществляемых в обособленных подразделениях. При этом определено понятие «обособленного подразделения» — всякое подразделение предприятия, какое имеет не менее одного оборудованного рабочего места, независимо от момента его создания. Для подразделений введен лимит остатка наличности. Обязательна для них и кассовая книга.

1.3 Принципы организации наличных расчетов в современных условиях

ГЛАВА 2. Контроль кассовой работы и пути совершенствования учета кассовых операций

2.1 Контроль кассовой дисциплины в организации

2.2 Рекомендации по совершенствование организации кассовой работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных источников и литературы

Все совершенные кассовые операции отражаются в кассовой книге. На последнем этапе учетного процесса данные кассовой книги переносятся в систематиче­ские (синтетические) учетные регистры, где они разносятся по счетам бухгалтерского учета.

Также важная роль в реализации нормативного регулировании бухгалтерского учета денежных средств принадлежит учетной политике организации и актам Минфина России разъяснительного характера.

1.3 Принципы организации наличных расчетов в современных условиях

Налично-денежное обращение представляет собой процесс непрерывного движения наличных денежных знаков (банкнот, казначейских билетов, разменной монеты). Он обслуживает получение и расходование большей части денежных доходов населения.

Сфера использования налично-денежных платежей связана в основном с реализацией доходов населения. Наличными деньгами производятся расчеты между всеми субъектами экономики.

В странах с развитой рыночной экономикой и банковской системой доля расчетов наличными деньгами в совокупном денежном обороте не превышает 3-8%. Это достигается переводом заработной платы рабочих и служащих на счет в банках. Расчеты населения за товары и услуги в основной массе проводятся в безналичном порядке с использованием переводов, чеков, кредитных карточек.

В России в настоящее время сфера налично-денежного оборота необоснованно расширена. Причины расширения налично-денежного обращения:

- экономический кризис;

- не достаточно хорошо организованная система межбанковских расчетов;

- сознательное сокращение прибыли и доходов предпринимателей с целью ухода от налогов и расширения наличных платежей за пределами банков.

Налично-денежное обращение в России обслуживается банкнотами и металлической разменной монетой. Наличные деньги - кредитные деньги, которые выпускаются в порядке кредитования хозяйства. Исключительное право выпуска (эмиссии) денег в обращение принадлежит Центральному банку России в связи с основной его функцией - играть роль эмиссионного центра страны. Главной его задачей является управление денежным обращением в целях обеспечения устойчивости денежной единицы (рубля).

Именно в налично-денежном обращении складывается постоянно повторяющийся кругооборот наличных денег.


Обращение наличных денег начинается в расчетно-кассовых центрах (РКЦ) Центрального банка РФ. Наличные деньги переводятся из их резервных фондов в оборотные кассы, и тем самым они поступают в обращение. Из оборотных касс РКЦ наличные деньги направляются в операционные кассы коммерческих банков. Часть этих денег банки могут передавать на платной основе друг другу, но большая часть наличных денег выдается клиентам. Часть наличных денег, поступающих в кассы организаций, используются для расчетов между собой, но большая часть передается физическим лицам в виде различных видов денежных доходов.

Население также использует наличные деньги в качестве расчетов между собой, но большая их часть идет на выплату налогов, сборов, страховых платежей, коммунальных платежей, погашение ссуд, покупку товаров и т.д.

Налично-денежное обращение организуется государством в лице Центрального банка.

Налично-денежное обращение организуется на основе следующих принципов:

- все предприятия и организации должны хранить наличные деньги в коммерческом банке (за исключением части, установленной лимитом);

- банки устанавливают лимиты остатка наличных денег для предприятий всех форм собственности;

- обращение наличных денег служит объектом прогнозного планирования;

- управление денежным обращением осуществляется в централизованном порядке;

- наличные деньги предприятия могут получать только в обслуживающих их учреждениях банка.

Таким образом, наличные деньги в России были и на сегодняшний день остаются наиболее предпочтительным инструментом платежа при совершении розничных трансакций. Так, согласно данным отчетности Банка России за 2015 г., доля наличных денег в сумме розничных операций составила 80,9%. И это несмотря на то, что выплата заработной платы, в основном, осуществляется безналичным способом. Стабильно высокий спрос населения и хозяйствующих субъектов на наличные деньги ежегодно приводит к росту их количества в обращении.. За 2015 год количество наличных денег в обращении в России выросло на 0,5 трлн руб., или на 6,4%, и на начало 2016 г. составило 8,8 трлн рублей . Аналогичные тенденции наблюдались и в зарубежных странах. [25]

ГЛАВА 2. Контроль кассовой работы и пути совершенствования учета кассовых операций


2.1 Контроль кассовой дисциплины в организации

Кассовая дисциплина – это соблюдение организациями и ИП правил ведения кассовых операций, правил расходования наличной выручки, правил хранения наличности, а также правил работы с ККТ. Кассовая дисциплина едина для всех (за исключением некоторых моментов), то есть кассовая дисциплина в настоящее время для ООО такая же, как, например, для АО.

Соблюдение кассовой дисциплины сводится к исполнению правил, установленных следующими документами:

-Указанием Банка РФ от 11.03.2014№ 3210-У, которое определяет правила ведения кассовых операций для юридических лиц и ИП.

-Указанием ЦБ РФ от 07.10.2013№ 3073-У, которое содержит условия расчетов наличными деньгами.

-Законом РФ от 22.05.2003 № 54-ФЗ, устанавливающим правила применения ККТ.

Контролировать правильность действий по осуществлении кассовых операций должны все работники, связанные с их выполнением. Если в организации есть главный бухгалтер, то за контролем работы бухгалтерии и входящей в ее состав операционной кассы отвечает он. Общую ответственность за деятельность фирмы несет руководитель.

Проверку кассовой дисциплины в настоящее время осуществляют налоговые органы .

Цели этой проверки заключаются в выявлении фактов:

-неполноты и несвоевременности оприходования выручки;

-превышения лимита расчетов наличными;

-превышения лимита остатка кассы;

-использования запрещенной, неисправной или не соответствующей установленным требованиям ККТ;

-невыдачи кассовых чеков или БСО;

-несоответствия фактических денежных остатков в кассе суммам, указанным в документах;

-выдачи крупных денежных сумм под отчет на неоправданно длительные сроки.

Проверка кассовой дисциплины проводится по решению руководителя ИФНС в порядке, установленном приказом МФ РФ от 17.10.2011 № 133н. "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.01.2012 N 22906)

В процессе проверки изучаются:

Все документы, которые имеют отношение к оформлению кассовых операций.

-Отчеты фискальной памяти и контрольные ленты ККТ.


-Документы на приобретение, регистрацию и обслуживание ККТ.

-Документы, связанные с приобретением, учетом и уничтожением БСО.

-Учетные регистры бухгалтерских или хозяйственных операций.

-Приказ на лимит кассового остатка.

-Авансовые отчеты.

При этом проверяющим предоставляется неограниченный доступ к ККТ, в том числе к ее паролям и к наличным денежным средствам.

При проверке могут запрашиваться любые другие документы, имеющие отношение к предмету проверки, а также пояснения.

Ответственность за нарушение кассовой дисциплины является административной и до 15 июля 2016 года наступала  в 2 случаях: при нарушении правил работы с наличными деньгами и при неприменении ККТ.

1.При нарушении правил работы с наличными деньгами (превышение лимитов, неоприходование выручки), что влечет за собой штраф для должностных лиц от 4 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб. (п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ).

2.При неприменении ККТ (к которому приравнивается применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям) или невыдаче подтверждающего оплату документа, что, в зависимости от тяжести проступка, приведет к предупреждению или к штрафу. Штраф в этом случае составит для граждан от 1 500 до 2 000 руб., для должностных лиц – от 3 000 до 4 000 руб., для юрлиц – от 30 000 до 40 000 руб. (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

Такая ответственность была предусмотрена за нарушения, совершенные до 15 июля 2016 года.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "о применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты российской федерации штрафы за нарушение кассовой дисциплины с 2016года, а точнее, ответственность за неприменение ККТ с 15 июля 2016 года серьезно усилилась.

Например, с 15.07.2016 административная ответственность за неприменение ККТ влечет:

-штраф для должностных лиц в размере от 25 до 50% суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.;

-штраф для юрлиц в размере от 75 до 100% суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 30 000 руб. (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в ред. федерального закона № 290-ФЗ).

Если организация попадется вторично на неприменении ККТ, то в случае, когда сумма расчетов без применения ККТ составит (в том числе в совокупности) 1 млн руб. и более, это повлечет:

-дисквалификацию должностных лиц на срок от 1 года до 2 лет;


-приостановление деятельности до 90 суток для ИП и организаций (п. 3 ст. 14.5 КоАП РФ в ред. федерального закона № 290-ФЗ).

Ответственность за нарушения в ведении кассовой дисциплины в 2016 году в виде применения ККТ, которая не соответствует установленным требованиям; применения контрольно-кассовой техники, используемой с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения до 1 февраля 2017 года, оставили без изменений (п. 15 ст. 7 федерального закона № 290-ФЗ).

Однако с 01.02.2017 за эти нарушения, а также за нарушение порядка, сроков и условий перерегистрации ККТ предусматривается ответственность в виде:

  • предупреждения или штрафа в размере от 1500 руб. до 3 000 руб. для должностных лиц;
  • предупреждения или штрафа в размере от 5 000 руб. до 10 000 руб. для юридических лиц (ст. 14.5 КоАП РФ, п. 15 ст. 7 закона № 290-ФЗ).

Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ внес и другие основания для привлечения к ответственности за нарушения в применении ККТ. Например:

-за ненаправление покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности в электронном виде или за непередачу этих документов на бумажном носителе по требованию покупателя;

-введена ответственность фискальных операторов, изготовителей ККТ, экспертных организаций.

Срок привлечения к административной ответственности ограничен 2 месяцами со дня совершения правонарушения (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ), так что разовое нарушение кассовой дисциплины в может остаться безнаказанным. Однако оно послужит поводом для более пристального внимания к налогоплательщику и при выявлении еще каких-либо проблем в его работе может привести к досрочной выездной проверке. Однозначный интерес налоговиков вызовут неполнота и несвоевременность оприходования выручки, а также выявление несоответствий документальных и фактических остатков денег в кассе.

Факт выдачи крупных денежных сумм под отчет на неоправданно длительные сроки может привести к доначислению НДФЛ с этих сумм (постановление президиума ВАС РФ от 05.03.2013 № 14376/12).

Инспекции ФНС проверяют кассовую дисциплину во время выездных проверок или в период проведения камеральных мероприятий. При проверке инспектор предлагает предоставить: кассовую книгу, документы первичного учета (РКО, ПКО, приложения, лимит кассы), изучаемые выборочно. В ряде случаев может сверятся наличный остаток с документами учета.

Весьма распространенным нарушением является хранение в кассе организации личных денег работника. Гражданское законодательство этого не запрещает. Работодателю достаточно заключить с работником договор хранения, в котором указаны передаваемая сумма и срок. Кроме того, такая услуга должна быть оплачена, поскольку данный договор возмездный (ст. 896 Гражданского кодекса РФ).