Файл: Нормативные документы, регулирующие порядок ведения кассовых операций (Теоретические основы учета кассовых операций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы учета кассовых операций

1.1 Понятие кассовых операций, значение и задачи их учета

1.2. Нормативно-правовое регулирование учета кассовых операций

- Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 г. № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» ( в ред. от 15.04.2014);

Федеральный закон от 10.12.2003 "О валютном регулировании и валютном контроле" N 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Федеральный закон "О применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" определяет сферу применения контрольно-кассовой техники, порядок ведения Государственного реестра, требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения, обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику, а также контроль за применением контрольно-кассовой техники.

В соответствии с принятым Указанием ЦБ РФ №3210 с 1.06.2014 действует измененный порядок учета кассовых операций. Цель внесенных изменений заключена в усовершенствовании учета денежной наличности и более точном соблюдении кассовой дисциплины. Указание №3210 определило новые правила ведения операций по кассе. Измененный порядок ведения операций по кассе предполагает использование прежних форм кассовой документации. Для всех юридических лиц сохранена обязанность заполнения кассовой книги и составления кассовых документов. Единственное «упрощение» коснулось малых предприятий – они могут не учреждать лимит остатка наличности.

Несколько изменился порядок кассовых операций, осуществляемых в обособленных подразделениях. При этом определено понятие «обособленного подразделения» — всякое подразделение предприятия, какое имеет не менее одного оборудованного рабочего места, независимо от момента его создания. Для подразделений введен лимит остатка наличности. Обязательна для них и кассовая книга.

1.3 Принципы организации наличных расчетов в современных условиях

ГЛАВА 2. Контроль кассовой работы и пути совершенствования учета кассовых операций

2.1 Контроль кассовой дисциплины в организации

2.2 Рекомендации по совершенствование организации кассовой работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных источников и литературы

Однако следует помнить, что пункт 30 Порядка ведения кассовых операций содержит прямой запрет на хранение в кассе денег, не принадлежащих организации. Поэтому если при проверке выяснится, что кассир хранил в кассе личные деньги, их могут изъять. Эти средства будут считаться "неоприходованной наличностью". В этом случае доказывать, что деньги личные, а не принадлежат организации, придется в суде.

Контроль кассовых операций производится сплошным способом. Кассовые документы подвергаются сплошной проверке со дня окончания предыдущей ревизии или аудиторской проверки. При этом контролю подлежат кассовые отчеты со всеми приложенными к ним оправдательными документами, как по форме, так и по существу, а также корреспонденция счетов.
При проверке используются следующие первичные документы и регистры бухгалтерского учета: отчеты кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми документами, журнал регистрации расходных и приходных кассовых документов, кассовая книга, корешки чеков использованных чековых книжек, выписки банка со счетов предприятия с прилагаемыми к ним документами, ведомости по счетам 50«Касса», 51«Расчетный счет», 55«Специальные счета в банке», 56«Денежные документы», 57«Переводы в пути», 90 «Краткосрочные кредиты банков», 92«Долгосрочные кредиты банков», 93 «Кредиты банков для работников». Проверяя соблюдение кассовой дисциплины, следует выяснить:
- не превышают ли остатки наличных денег в кассе установленного банком лимита и используется ли кассовая выручка на текущие нужды в пределах установленных норм;
- использование полученных из банка наличных денег по целевому назначению;
- своевременность и полноту возврата в банк неиспользованных денежных средств, полученных на выплату заработной платы, премий, пособий, а также кассовой выручки (выручки от реализации товарно-материальных ценностей, оказания работникам услуг и прочих денежных поступлений).
Проверяя кассовые операции, нужно установить их законность, достоверность и хозяйственную целесообразность. При этом особенно тщательно анализируется полнота и своевременность оприходования денег в кассу, полученных из банка. Полноту и своевременность оприходования денег в кассу, полученных со счетов предприятия в банке, устанавливают путем встречной и взаимной сверке данных банковских выписок со счетов предприятия, корешков чековых книжек, приходных кассовых ордеров и записей в кассовой книге. Все чековые книжки, корешки использованных чеков, а также неиспользованные чеки должны храниться у главного бухгалтера в условиях, исключающих возможность их утери. Испорченные чеки с надписью «Аннулировано» следует хранить подклеенными к корешкам чеков. Запрещается доверять хранение чековых книжек другому лицу, в частности кассиру, получающему по чекам наличные деньги из банка, а также подписывать незаполненные чеки. Не следует выписывать чеки на предъявителя, должны использоваться только именные чеки. В процессе ревизии обязательно следует удостовериться в наличии всех выписок банка со счетов предприятия. Полноту банковских выписок устанавливают по переносу остатков средств на счете. Если конечный остаток средств в предыдущей выписке соответствует начальному остатку в последующий, это свидетельствует о наличии всех выписок по данному счету. Если окажется, что часть выписок в делах предприятия отсутствует, необходимо получить в банке заверенные копии. Необходимо также проверить наличие в делах хозяйства выписок со всех лицевых счетов, открытых в банке. При отсутствии выписок следует обратиться в обслуживающий предприятие банк для получения соответствующей справки. Достоверность выписок определяется как по внешним признакам (наличие необходимых реквизитов, подписей, штампов банка и т.д.), так и путем встречной проверки в банке. На всех выписках должен быть штамп банка. Исправления в выписках заверяются подписью главного бухгалтера и гербовой печатью банка. Встречной проверке обязательно подвергаются выписки, имеющие подчистки и исправления, не подтвержденные банком. С целью облегчения работы и обеспечения полноты проверки оприходованных в кассу полученных в банке денег рекомендуется накапливать необходимые сведения в ведомости. В ведомости вносятся данные всех чеков в порядке возрастающих номеров, включая номера испорченных и аннулированных чеков, которые должны быть прикреплены к корешкам и погашены надписью «Аннулировано». Против номера такого чека в ведомости делается отметка «Аннулировано». Такой порядок дает возможность выявить факты неоприходования в кассе полученных денег. При установлении случаев неоприходования денег, исправлений, подчисток, расхождений в номерах или разрывам между датой получения денег по выписке банка и оприходования их в кассе следует выяснить причины. С этой целью берутся письменные объяснения кассира и главного бухгалтера предприятия, проводится встречная проверка в учреждении банка и сличаются выписки с подлинными записями в лицевых счетах предприятия. Одновременно с проверкой полноты оприходования полученных из банка денег устанавливают правильность отражения по кассе наличных денег, внесенных в банк и зачисленных на счета предприятия. С этой целью составляют отдельную ведомость с указанием даты, номера и суммы расходного кассового ордера, суммы и даты зачисления денег на счет предприятия согласно выписке банке, в которой отражено поступление денег. Указанные сведения следует группировать в ведомости.


Тщательной проверке подлежат операции по оприходованию выручки за реализованную продукцию и оказанные услуги работникам предприятия за наличный расчет, так как по данным операциям чаще всего случаются злоупотребления, связанные с полным или частичным неоприходованием поступивших в кассу денег.

Для выяснения полноты оприходования денег за реализованные товарно-материальные ценности необходимо проверить отчеты о их движении, а также записи по счетам их учета и реализации. При этом дебетовые записи по счету реализации (в частности реализации за наличный расчет) должны сверяться с кредитовыми записями по счетам учета материальных ценностей, а кредитовые записи по счету реализации (за наличный расчет) – с дебетовыми записями по счету кассы. В случае расхождений следует проверить указанные операции по существу и установить причины отклонений. При наличии задолженности работников и других лиц за купленные материальные ценности необходимо проверить реальность возникновения такой задолженности.
На каждом предприятии материальные ценности должны выдаваться только при наличии на накладной поставленного кассой штампа «Оплачено».

При контроле правильности выплаты денег по платежным ведомостям следует выборочным способом установить, все ли внесенные в расчетно-платежные ведомости лица фактически работали на предприятии и нет ли среди них подставных, на которых выписывается заработная плата с целью ее присвоения. Таки факты устанавливают путем сверки данных ведомости с показателями учета личного состава и табелей, с приказом о зачислении на работу и увольнении, с данными первичных документов о начислении заработной платы.

Необходимо также проверить итоги в платежных ведомостях, так как нередко допускаются факты умышленного завышения итогов в графе «К выдаче на руки» на предполагаемую сумму присвоения. При этой проверке обращают внимание на величину выплаченных сумм отдельным лицам с последующей проверкой их правильности, на достоверность подписей лиц, получивших деньги, на дописные суммы, подчистки, неоговоренные исправления, некачественно оформленные доверенности и т.п. Во всех ведомостях надо проверить подлинность подписей получателей денег. Для этого подписи в одних ведомостях сопоставляются с подписями в других, причем особое внимание обращается на поправки и подчистки. В отдельных случаях надо опросить получателей денег. Этот прием позволяет обнаружить подлинные подписи, а иногда и подставных и вымышленных лиц.
Осуществляя контроль кассовых операций, нужно проверить правильность подсчета оборотов по приходу и расходу в кассовых отчетах, определения остатков на конец отчетного периода, а также соответствия остатка, по отчету кассира на конец месяца остатку по счету 50 «Касса» в Главной книге. Особенно тщательно следует проверять обоснованность кассовых операций по расходу наличных денег, списываемых на издержки производства и другие счета без последующего предоставления отчетов и оправдательных документов об использовании денег.


Ответственность за нецелевые расходы из кассы административным законодательством не предусмотрена.

Контролируя кассовые операции, нужно установить соответствие корреспонденции счетов действующим положениям и правилам ведения бухгалтерского учета. Такой контроль осуществляется по всем кассовым операциям на основе данных отчетов кассира и приложенных к ним оправдательных документов, а также записей в учетных регистрах. Он позволяет выявить хозяйственные операции с неправильной корреспонденцией, повлекшие искажение учетной и отчетной информации, и списание похищенных сумм. На основании акта инвентаризации кассы и данных группировочных ведомостей о нарушениях кассовой дисциплины и других злоупотреблениях составляется соответствующий раздел акта налоговой проверки, где приводятся установленные факты недостатков в организации и ведении кассовых операций, данные повторяющихся нарушений со ссылками на прилагаемые к акту группировочные ведомости и таблицы. 

Проверки исполнения кассовой дисциплины налоговыми органами ограничены до 20 рабочих дней. Если руководитель организации не уверен в правильности ведения учета, в частности, кассовых операций, то он может заключить договор на проведение инициативного аудита. Методика проведения которого, аналогична методике проверки налоговой инспекцией.

Отдельные проверки кассовых операций и наличия денежных средств могут производится:

1) учредителями предприятий, вышестоящими организациями (в случае их наличия), а также аудиторами (аудиторскими фирмами) в соответствии с заключенными договорами. При производстве документальных ревизий и проверок на предприятиях они производят ревизию кассы и проверяют соблюдение кассовой дисциплины;

2) в бюджетных организациях — соответствующими финансовыми органами;

3) органами внутренних дел в пределах своей компетенции — проверки технической укрепленности касс и кассовых пунктов, обеспечения условий сохранности денег и ценностей на предприятиях.

Внутренняя проверка соблюдения кассовой дисциплины- это прежде всего проведение инвентаризации кассы.

Порядок проведения инвентаризации кассы на территории России установлен:

- Федеральным законом от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»,

- Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», 

-Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».


Цель проведения инвентаризации кассы — проверка правильности и реальности текущего учета кассовых операций, выявление ошибок в расчетах, контроль за сохранностью денежных средств и денежных документов в кассе, соблюдение принципа материальной ответственности должностных лиц.

Существует два вида инвентаризаций кассы — плановая инвентаризация и внеплановая (внезапная) ревизия кассы.

Плановая инвентаризация кассы осуществляется в случаях, установленных нормативно-правовыми актами, ее сроки и регламент проведения утверждаются заранее в учетной политике и других дополнительных распорядительных документах организации.

Обязательно проведение инвентаризации кассы:

-при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

-перед составлением годовой бухгалтерской финансовой отчетности;

-при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

-при установлении фактов хищений, злоупотреблений, порчи ценностей;

-при форс-мажорных обстоятельствах, в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций;

-при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Минфина (основание — п. 1.5 Методических указаний № 49).

Внеплановая инвентаризация кассы (ревизия), напротив, проводится внезапно, неожиданно для материально ответственного лица с целью проверки его добросовестности и компетентности.

Например, ревизии кассы осуществляется:

-для усиления системы внутреннего контроля на предприятии;

-выявления причины возникшей ошибки в учете;

-по требованию ревизоров, следственных и контрольных органов.

Действующим законодательством не определены сроки проведения внезапной (внеплановой) инвентаризации кассы, поэтому организациями сроки определяются самостоятельно. В приказе о внеплановой инвентаризации указывается причина проведения такой инвентаризации кассы.

Алгоритм проведения ревизии кассы и соблюдения требований к кассовым операциям состоит из нескольких этапов:

-Подготовка к проведению ревизии: кассир передает ревизионной комиссии последний кассовый отчет, оформляет расписку подтверждающую отсутствие неоприходованных денежных средств и неучтенных денежных документов; председатель комиссии (ревизор) визирует и датирует все кассовые документы, переданные кассиром, делая пометку «До ревизии», так как эти документы еще не зафиксированы в учетных регистрах, но операции по ним уже проведены.


-Снятие остатков денег в кассе: проведение ревизии имеющейся наличности в кассе методом полистного пересчета и сличение полученного результата с учетными данными; проверка движения и наличия бланков строгого учета, хранящихся в кассе путем сопоставления их остатков  с журналами регистрации; оформление результатов актом ревизии денежной наличности в кассы ф. ИНВ-15 в 2-х экземплярах.

-Проверка соблюдения требований сохранности денег в кассе: наличие сейфов с исправными замками; организация транспортировки и обеспечение сохранности средств во время перевозки; изучение результатов предыдущих проверок соблюдения кассовой дисциплины; анализ периодичности проводимых ревизий.

- Определение и анализ  фактов превышения остатком денежных средств установленного лимита наличности в кассе.

- Проверка соблюдения кассовой дисциплины: проверка соблюдения требований нормативных актов к оформлению первичных кассовых документов – заполнение обязательных реквизитов и наличие разрешающих операцию, подписей; проверка правильности заполнения платежных и расчетно-платежных ведомостей – сроки выплаты, наличие росписи в получении денежных средств и разрешительных подписей; соблюдение требований к ведению кассовой книги – последовательность нумерации страниц, хронология записей, наличие исправлений и коррекционных оговорок; проверка обоснованности выплат из кассы авансов на хозяйственные нужды, премий, материальной помощи и др.; сплошная проверка своевременности и полноты оприходования полученных из банка денежных средств в кассу компании и выявление расхождений в хронологии событий при сдаче наличных в банк, если они имели место; контроль  своевременности сдачи остатков денежных средств, неиспользованных в командировках иди полученных под отчет.

- Проверка целевого использования полученных средств.

-Обобщение полученных результатов и отражение их в акте (отчете) ревизии исполнения кассовой дисциплины с приложением акта ревизии кассы ф. ИНВ-15.

Результаты проведенной ревизии кассы оформляются актом формы № ИНВ-15. В нем указываются сведения: о наличии денежных средств по документам, представленным к проверке; о фактическом наличии денег, находящихся в кассе; производится сопоставление данных позиций; выводится результат от их сравнения.

Позиции могут быть одинаковы, что означает благополучное состояние дел в кассе. Если размер денежных средств по документам превышает фактическое наличие – налицо недостача, а противоположный вариант свидетельствует об образовании излишков.