Файл: Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость(Налоги в экономической системе общества. Налог на добавленную стоимость).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
1.1. Принципы налогообложения в Российской Федерации. Функции налогов
1.2. Понятие налога на добавленную стоимость, его характеристика, недостатки и достоинства
1.3. Экономическое содержание налога на добавленную стоимость и его место в налоговой системе
1.4. Налогоплательщики, объект налогообложения
2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НДС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Налоговая база, налоговый период и ставка по НДС
2.2. Порядок исчисления и сроки уплаты НДС
2.4. Налоговый учет налога на добавленную стоимость
3. МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Подфункцию воспроизводительного назначения несут в себе плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, отчисления в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы и лесной доход [16].
1.2. Понятие налога на добавленную стоимость, его характеристика, недостатки и достоинства
Налог на добавленную стоимость (НДС) является косвенным налогом. При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) предъявляет к оплате покупателю и сумму НДС. Налогоплательщик перекладывает свои расходы по уплате НДС на покупателя, который при перепродаже товара исчисляет НДС, перекладывая бремя по его уплате на своего покупателя, и так до конечного потребителя. Налоговое бремя уплаты НДС несут не налогоплательщики, а конечный потребитель товаров (работ, услуг).
Налогоплательщики НДС: организации; индивидуальные предприниматели; лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ.
Организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты НДС, если за три предшествующих календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (кроме подакцизных) не превысила в совокупности 1 млн руб. Данное правило не распространяется на лиц, реализующих подакцизные товары. Если одновременно реализуются и подакцизные, и не подакцизные товары, то указанные лица освобождаются от уплаты НДС только по операциям с не подакцизными товарами.
Объект налогообложения НДС – операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе на безвозмездной основе; передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
НК РФ предусматривает изъятия из перечня объектов обложения НДС. Не облагаются НДС операции, не признаваемые налоговым законодательством реализацией товаров (работ или услуг). К ним в соответствии с п. 3 ст. 39 НК РФ относят операции:
– связанные с обращением российской или иностранной валюты;
– передача имущества правопреемникам при реорганизации;
– передача имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательством;
– передача имущества инвестиционного характера (вклады в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, по договору простого товарищества, паевые взносы в паевые фонды кооперативов);
– передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного (муниципального) жилищного фонда при проведении приватизации;
– изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с ГК РФ. Кроме того, не облагаются НДС:
– передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и подобных объектов государственным (местным) органам власти;
– передача имущества государственных (муниципальных) предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
– работы, услуги государственных (местных) органов в рамках выполнения своих полномочий;
– передача на безвозмездной основе объектов основных средств государственным (местным) органам;
– операции по реализации земельных участков;
– передача имущественных прав организации ее правопреемнику.
Налог на добавленную стоимость (НДС) – самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему Российской Федерации. Его относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. Кроме того, если при прямом налогообложении источник уплаты налога, как правило, формируется у налогоплательщиков, то при косвенном – источник налога поступает налогоплательщику в составе иных платежей (в основном в составе цены).
Налог на добавленную стоимость уменьшает прибыль производителя и таким образом становится прямым налогом [28].
Существующие в настоящее время в России условия и порядок взимания НДС делают его смешанным и многообъектным налогом.
Так, наряду с общими правилами исчисления и уплаты НДС, в некоторых случаях, например, когда имеет место оборот товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, осуществляется строительство хозяйственным способом, происходит реализация продукции по цене не выше себестоимости и т.д., исчисление НДС регулируется специальными правилами. При реализации продукции по цене не выше себестоимости налогоплательщик обязан увеличить для целей налогообложения свою выручку до уровня рыночных цен, составить специальный расчет, доначислить налог и уплатить его в бюджет.
Начиная с 1 февраля 1993г. при ввозе товаров на территорию России, они подлежат обложению НДС. Закрепление в качестве объекта НДС этих двух несопоставимых показателей, а также особенности отнесения к зачету сумм НДС, плаченных на таможне в режиме общего налогообложения, также породили дополнительные трудности в порядке исчисления и платы НДС [21].
В различных странах мира используются свои методики его исчисления и уплаты.
Добавленную стоимость можно представить, как сумму заработной платы (V) и получаемой прибыли (М). С другой стороны, добавленную стоимость можно определить, как разность между выручкой от реализации товаров (О) и производственных затрат (I).
Основываясь на этих двух методах можно выделить четыре основных механизма расчета НДС:
R (V+M), где R- ставка налога;
RV + RM;
R (O-I);
RO-RI.
При таких условиях, когда при исчислении НДС могут быть использованы различные подходы и способы, наиболее важным является законодательно установленный порядок исчисления НДС [23].
Первоначальная редакция ст.1 Закона «О налоге на добавленную стоимость» содержала следующее определение НДС «представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере их реализации». Из этого следует неясность взимания налога.
Позднее Законом от 16.07.92г., статья 1 была изложена в новой редакции: «Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения» [7].
Но и в данной формулировке также не отражены все случаи его исчисления. При обычных условиях, когда происходит смена основных элементов налога (объект налогообложения, налогоплательщик, ставка и т.д.) неизбежно происходит изменение размеров налогового бремени.
Следовательно, в ст.1 Закона «О налоге на добавленную стоимость» дано лишь общее определение налога, конкретное содержание которого может меняться в зависимости от того, какой существенный признак будет положен в его основу.
Учет налога на добавленную стоимость в РФ регулируется законодательными актами (законами), принимаемыми Федеральным Собранием РФ, указами Президента и Постановлениями Правительства РФ, нормативными актами Министерства Финансов РФ, нормативными актами других министерств и ведомств.
НДС относится к тем налогам, которые имеют в России наиболее разветвленную сеть исключений из общих правил, множество льгот, а также огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно связана. Поэтому при исчислении и уплате НДС у налогоплательщика возникает много ошибок и неточностей. Тем не менее, НДС успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой [25].
Налогообложение добавленной стоимости часто называют «европейским» налогом, отдавая должное его роли в восстановлении и развитии западноевропейского интеграционного процесса. В странах ЕЭС НДС является важным источником доходной части бюджета. Так, рыночная экономика этих стран всегда сталкивалась с проблемой перепроизводства. НДС служил в конечном счете одной цели – торможению. Не насильственному, а щадящему силы и средства, плавно переориентирующему экономику на новые технологии и более высокий уровень потребления. Органично вписываясь в модели западных экономических систем и выполняя важную роль в регулировании товарного спроса, НДС является составным элементом налоговых систем более чем 60 стран мира [20].
Несмотря на широкое распространение этого налога, не прекращается активная дискуссия среди экономистов о положительных и отрицательных его сторонах [28].
К достоинствам НДС относятся:
- широкая и устойчивая база обложения, не зависящая от текущих затрат;
- упрощение освобождения от налогообложения;
- перенос налогового бремени на конечного потребителя;
- поступление денежных средств в бюджет до окончательной реализации готовой продукции;
- сложность уклонения от уплаты налога.
К недостаткам НДС относятся:
- излишняя фискальность;
- высокие ставки;
- сложность исчисления и уплаты;
- трудоемкость для налогоплательщиков;
- высокие затраты по администрированию.
Отсюда видно, что преимущества НДС перевешивают его недостатки.
НДС является одним из бюджетообразующих налогов, его роль значительна и является главенствующей по сравнению с другими налоговыми доходами бюджета.
Так как достоинства и недостатки присущи любому налогу в стране и происходят реформы и иные действия, направленные на совершенствование налоговой системы.
1.3. Экономическое содержание налога на добавленную стоимость и его место в налоговой системе
Налог на добавленную стоимость зародился во Франции в 1954г., его создателем стал Морис Лоре – директор Дирекции по налогам и сборам и НДС Министерства экономики, финансов и промышленности Франции. Сначала введение налога стало тестироваться в Кот-д Ивуаре, а затем эксперимент был признан успешным и налог вводится во Франции [29]. К началу 90-х годов НДС получает распространение в странах Европы, СНГ,
Ближнем Востоке, Северной Америке и Азии. Сейчас НДС взимают 137 стран. Ставки налога колеблются от 27% (в Венгрии) до 5% (в Малайзии и Сингапуре).
В России НДС появился в 1992году, заменив налог с продаж. Необходимость была в том, что был очень высокий уровень инфляции, доходы государства не покрывали всех расходов, экономика страны попадала в кризисное состояние. При расчете НДС в условиях высокой инфляции доходы растут так же, как и расходы, поэтому бюджет остается сбалансированным [25].
Неоспоримое преимущество НДС перед прямыми налогами – относительно простое администрирование в условиях коррупционной экономики. Собирать прямые налоги в развитых странах достаточно сложно. Прямые налоги граждане и бизнес должны платить по результатам своей деятельности, и государству необходимо прикладывать усилия, чтобы привлечь их к уплате. Делать это без соответствующих институтов сложно, поэтому проще брать деньги с транзакций. НДС проще администрируется в экономике, где высокая доля коррупции.
Первоначальная ставка налога в России составила 28% - это был достаточно высокий уровень, вызвавший кризис трудоемких производств, где высока доля добавленной стоимости.
Поэтому ставка была снижена до 20%, а после 2004года – до 18% [20].
В результате применения НДС конечный потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости, приобретаемого им блага. Однако в бюджет эта сумма поступает ранее конечной реализации, так как налог со всей части стоимости, «добавленной» к стоимости приобретенных сырья, работ и услуг, необходимых для производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве товара, работы или услуги на различных стадиях.
На практике почти невозможно выделить добавочную стоимость в общей стоимости продукции (работ, услуг), поэтому для упрощения расчетов за объект обложения налогом на добавленную стоимость принимается не добавленная стоимость, а весь оборот по реализации, включая стоимость списанных на издержки производства и обращения материальных затрат (без учета, уплаченного за них НДС). Выделение же налога на добавленную стоимость и исключение двойного налогообложения достигается тем, что плательщики перечисляют в бюджет разность между суммами налога, полученными потребителями и уплаченными поставщикам.