Файл: Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость(Налоги в экономической системе общества. Налог на добавленную стоимость).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах. Налоговый Кодекс Российской Федерации устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Основным источником формирования бюджета государства являются налоговые сборы и платежи. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, которые обеспечивают существование и функционирование самого государства.

Основное место в российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место и обязательны к уплате на всей территории России. Такое количество косвенных налогов неизбежно приводит к неоднократному обложению одного и того же объекта и способствует постоянному росту цен на потребительские товары и услуги. Наиболее существенным из косвенных налогов, применяемых в Российской Федерации, является налог на добавленную стоимость.

НДС – сравнительно молодой налог для России, так как он появился во время перехода к рыночным отношениям в 1992 году. Его необходимость возникла в результате реорганизации исчисления и взимания действующего до 1992 года налога с оборота, который более чем на 80% поступал в государственный бюджет в виде разницы между фиксированными государством розничными и оптовыми ценами. В новых условиях свободного ценообразования применение налога с оборота исключалось. А так как государство должно иметь стабильный источник доходов бюджета, был введен новый налог – НДС.

Налог на добавленную стоимость играет главную роль не только при формировании доходов федерального бюджета, но и при планировании налоговой нагрузки компаний. Поэтому в законодательное регулирование НДС постоянно вносятся изменения, направленные на совершенствование налогового администрирования, при этом, за свой период существования действующий механизм исчисления и взимания налога на добавленную стоимость претерпел существенные изменения.

При слове «НДС» у каждого бухгалтера, даже опытного, возникает некое волнение. На то, есть объективные причины, так как это один из самых сложных налогов, исчисление и уплату которого регламентируют множественные нормативные документы. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения данным налогом.


Налог на добавленную стоимость – один из самых сложных налогов, традиционно вызывающий множество дискуссий. Практика применения главы 21 НК РФ выявила много противоречий толкования ее положений, которые зачастую приводят к налоговым спорам.

Всё это объясняет актуальность темы данной курсовой работы.

Целью данной курсовой работы является изучение налога на добавленную стоимость, особенностей исчисления, уплаты и налогового учета НДС, а также роли НДС в формировании доходов государства. Выявить плюсы и минусы работы налога, а также пути совершенствования в России.

Исходя из цели работы, были сформулированы задачи:

- раскрытие сущности налогов и принципов налогообложения;

- раскрытие понятия НДС и его функций;

- рассмотрение экономического содержания НДС;

- изучение порядка исчисления и уплаты налога, состава льгот, применяемых при исчислении НДС;

- исследование возможных путей совершенствования и перспективы НДС в России.

1. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

1.1. Принципы налогообложения в Российской Федерации. Функции налогов

Налоги – это экономическая основа правительственной машины, и ничего другого. Слова, сказанные К. Марксом в «Замечаниях к программе германской рабочей партии».

Налоговая система является неотъемлемой частью современного развития любой страны, так как обеспечивает стабильные доходы государства. А государство, в свою очередь, за счет поступлений выполняет свои функции: экономические, социальные, оборонные и другие. Главной частью налоговой системы являются налоги.

Налоги возникли в связи с переходом к товарным отношениям, разделением общества на классы и появлением государства, которому нужны были средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий - рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства [22].


Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребности государства в финансовых ресурсах, государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Первые такие принципы были сформулированы Адамом Смитом в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776г., где и были сформулированы четыре принципа налогообложения [27].

  • Принцип справедливости. Все граждане должны платить налоги, соразмерно возможностям и доходам.
  • Принцип определенности налогообложения. Налоги должны быть определены и понятны налогоплательщикам (это сроки, ставки и способ платежа).
  • Принцип удобства налогообложения. Налоги должны взиматься таким способом, которым это удобно для налогоплательщика.
  • Принцип экономности. Расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог.

Таким образом, был заложен фундамент налогообложения, на основе которого строились налоговые системы государств (в первую очередь европейских). Данные принципы сочетают в себе как интересы государства, так и интересы граждан.

Изъятие государством в свою пользу определенной части ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:

- работники, своим трудом, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

- хозяйствующие объекты, владельцы капитала [25].

За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах.

Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.

К основным принципам налогообложения в Российской Федерации относятся:

1. Принцип законности налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе чем федеральным законом (ч.3 ст.55 Конституции РФ). Налог здесь выступает неким ограничителем, но служит интересам общества. Уплачиваться должны только установленные государством налоги [1].

2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Этот принцип закреплен в ст. 57 Конституции РФ, согласно которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Кроме того, каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ч.2 ст.6) и Налоговым Кодексом (п.1 и п.5 ст.3 НК РФ) [2].


3. Принцип справедливости налогообложения. Первоначально был сформулирован в п.5 Постановления Конституционного суда РФ от 4 апреля 1996г. № 9 [5].

Впоследствии, данный принцип был закреплен в п.1 ст.3 НК РФ, в несколько ином виде без упоминания о справедливом распределении собранных налогов: «…При установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога, исходя из принципа справедливости», т.е. налоги должны быть справедливыми.

Налоговый смысл данного принципа состоит в том, что налоги должны перераспределяться справедливо и равномерно в обществе.

4. Принцип публичности налогообложения. Данный принцип предполагает поиск баланса интересов государства и общества. «Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества (п.3 Постановления КС РФ от 17 декабря 1996г. № 20-П [6].

5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре. Данный принцип заключается в том, что введение и регулирование налогов осуществляется в стране только законодательной властью.

6. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Налоги и сборы должны обязательно иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (п.3 ст.3 НК РФ).

7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах (п.7 ст.3 НК РФ).

8. Принцип определенности налоговой обязанности (п.6 ст.3 НК РФ) Налогоплательщик должен понимать: за что и кому платится налог.

9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики (ч.1 ст.8 Конституции РФ, п.4 ст.3 НК РФ). Суть данного принципа состоит в том, что не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

10. Принцип единства налогов и сборов. Принципы налогообложения в России, предполагающие целостность, унифицированность и единообразие налогов и налоговых процедур на всей территории страны составляют единство системы налогов и сборов [2].

Все принципы построены на основе федерализма, и осуществляются на всех трех уровнях бюджета без ограничений и изменений.


Налоги являются важной доходной частью бюджетно-финансовой системы. Изъятие государством в свою пользу определенной части ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

Источником налоговых платежей (взносов) независимо от объекта налогообложения является ВНД, который количественно не совпадает с ВВП. Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения валового продукта. Он продолжается в перераспределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: - от работников - в форме подоходного налога (13% и более) и отчислений в пенсионный фонд (22 %), а от хозяйствующих субъектов – в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов [15].

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются: прибыль (доход), стоимость определенных товаров, добавленная стоимость продукции, имущество юридических и физических лиц, передача имущества (дарение, продажа, наследование), операции с ценными бумагами, отдельные виды деятельности, другие объекты, установленные законом.

По методу установления налоги подразделяются:

  • Прямые – налог на доходы с физических лиц, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения;
  • Косвенные вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами) [23].

Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

Первая - фискальная (бюджетная) функция посредством которой реализуется главное общественное назначение налогов: формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций.

Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Распределительная функция налогов прежде носила фискальную функцию: наполнить государственную казну и т.д., а теперь у нее появилась регулирующая функция, которая осуществляется через налоговый механизм [18].

Стимулирующая функция реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.