Файл: Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость(Налоги в экономической системе общества. Налог на добавленную стоимость).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ставкой 0% облагается реализация: товаров на экспорт при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ, а также работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров; работ (услуг) непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию РФ товаров в рамках транзита; услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ; работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве; драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих с ними членами их семей; припасов вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов, где припасами признаются топливо и ГСМ, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов смешанного (река-море) плавания [19 ].

Таким образом, можно отметить многообразие ставок налога на добавленную стоимость. Перечень товаров по ставкам 10% и 18% настолько широк, что, не зная точного списка, можно легко запутаться при исчислении налога. В связи с чем, иногда у продавцов товаров возникают вопросы, связанные с выбором ставки.

2.2. Порядок исчисления и сроки уплаты НДС

В соответствии с п.1 ст.166 НК РФ сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете (в случае наличия операций, облагаемых по различным ставкам) – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом общая сумма НДС получается сложением всех исчисленных сумм НДС за конкретный налоговый период [2].

Важной практической особенностью является тот факт, что согласно п.7 ст.166 НК РФ в случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы НДС, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам. На практике данной нормой налоговые органы пользуются довольно часто, поэтому в случае возникновения проблем лучше признать неправильность исчисления НДС, но стараться сделать все возможное, чтобы не было доказано отсутствие ведения бухгалтерского или налогового учета по НДС [11].


В соответствии со статьей 167 НК РФ моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

а) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг);

б) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

Сумма НДС, начисленная как процентная доля налоговой базы за конкретный налоговый период, и сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, не всегда тождественны. Это обусловлено тем, что налогоплательщики имеют право вычесть из исчисленной суммы НДС суммы налоговых вычетов, рассчитанных на основании положений ст.171 НК РФ. Учитывая вышесказанное и в соответствии с требованиями ст.173 НК РФ определить НДС, подлежащий уплате в бюджет можно по формуле:

НД сб = НБ* Ставка – НВ, где

НД сб – налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет;

НБ* Ставка - соответствующая ставка по налогу;

НВ – налоговые вычеты по налогу [24].

Согласно ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС на суммы налоговых вычетов. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в отношении:

1. товаров (работ, услуг), приобретенных для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с НК РФ;

2. товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В связи с особенностями механизма исчисления НДС, определяемого зачетным методом, в порядке исчисления данного налога необходимо выделить следующие этапы:

- возникновение объекта налогообложения;

- ведение учета объекта налогообложения;

- формирование налоговой базы;

- расчет налога (заполнение налоговой декларации);

- определение налогового обязательства налогоплательщик за отдельный налоговый период [26].

Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 ст.166 НК РФ.

Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, в соответствие с подпунктами 1-3 пункта 1 ст.146 НК РФ, момент определения налоговой базы которых, установленный ст.167 НК РФ относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде, если иное не предусмотрено гл.21 НК РФ.


Общая сумма при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, исчисляются как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст.160 НК РФ.

Сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 ст.164 НК РФ по налоговой ставке 0%, исчисляется отдельно по каждой такой операции в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 ст.166 НК РФ [2].

Следует обратить внимание на то, что согласно п.2 ст. 173 НК РФ, если сумма налогового вычета окажется больше суммы НДС к уплате, исчисленного по операциям, признаваемым объектом налогообложения НДС, то разница между суммой налогового вычета и суммой НДС к уплате подлежит возмещению налогоплательщику [2].

В соответствии со ст.174 НК РФ НДС уплачивается по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации за истекший период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

При ввозе товаров в Россию уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.

НДС, подлежащий уплате в бюджет, по операциям реализации на территории РФ уплачивается по месту налогового учета плательщика.

Налоговые агенты уплачивают НДС по итогам налогового периода, в котором произошла соответствующая реализация, по месту своего нахождения.

Плательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Плательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации без учета НДС, не превышающими 2 млн.руб., вправе уплачивать НДС исходя из фактической реализации за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Плательщики, учитывающие налог ежеквартально, представляют декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом [26].

2.3. Льготы по НДС

Налоговый кодекс в ст.149 предусматривает ряд льгот по НДС [2].

Условно их можно разделить на три группы:

- льготы, предоставляемые при реализации определенных видов товаров (работ, услуг);

- льготы, предоставляемые определенным категориям фирм и предпринимателей;

- льготы, предоставляемые при осуществлении определенных операций.

Объекты, не подлежащие налогообложению:


- обращение российской и иностранной валюты;

- передача имущества при реорганизации организации;

- безвозмездная передача жилых домов, детских садов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения;

- передача имущества государственных и муниципальных предприятий.

Операции, не подлежащие налогообложению:

- предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации [19].

- реализация на территории РФ медицинских товаров и услуг, услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях;

- продуктов питания, произведенных студенческими и школьными столовыми, услуг по перевозке пассажиров и т.д.

Налоговые ограничения:

- операции, облагаемые по ставке 0% [13].

Кроме выше перечисленных также предоставляются следующие льготы:

- при реализации почтовых марок, маркированных открыток и маркированных конвертов;

- при реализации изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;

- при реализации товаров в магазинах беспошлинной торговли;

- при выдаче займов в денежной форме и оказании финансовых услуг по предоставлению таких займов;

- при оказании услуг по гарантийному ремонту товаров в период гарантийного срока эксплуатации

- при работе организаций кинематографии по производству кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма;

- при реализации монет из драгоценных металлов (кроме коллекционных);

- при выполнении ритуальных услуг;

- при оказании услуг по страхованию;

- при проведении лотерей по решению властей, включая услуги по реализации лотерейных билетов;

- при проведении работ по тушению лесных пожаров;

- при оказании услуг по негосударственному пенсионному обеспечению;

- при выполнении НИОКР за счет бюджетных средств в целях создания новой продукции и технологий;

- при проведении банковских операций и при обслуживании банковских карт;

- при проведении работ в портовой особой экономической зоне резидентами этой зоны;

- при оказании услуг по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, оказываемое непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве России [26].

Анализируя перечень приведенных выше льгот по НДС, можно сделать вывод, что таких льгот существует огромное количество. В основном они предоставляются бюджетным учреждениям и организациям, которые обеспечивают успешное функционирование инфраструктуры государства.


Воспользоваться льготой может любая фирма или предприниматель, если выполнены определенные условия. Их можно разделить:

- общие, которые распространяются на все без исключения фирмы;

- дополнительные, представляемые в зависимости от конкретной льготы [19].

2.4. Налоговый учет налога на добавленную стоимость

Нормативным актом, устанавливающим правила ведения налогового учета по НДС, является постановление Правительства РФ от 2.12.2002г. №.914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж при расчетах по НДС» (в редакции изменений и дополнений) [10 а].

Налоговый учет по НДС ведется с использованием первичных документов и налоговых регистров.

Структура учета по НДС состоит из трех уровней: [11].

1-й уровень. Первичные документы (счета-фактуры).

2-й уровень. Налоговые регистры:

Книга покупок (журнал учета полученных счетов-фактур)

Книга продаж (журнал учета выставленных счетов-фактур)

3-й уровень. Налоговая отчетность (налоговые декларации).

В соответствии со ст.169 главы 21 НК РФ налогоплательщик НДС обязан составить счет-фактуру:

При совершении операций, признаваемых объектом налогообложения НДС, в том числе неподлежащим налогообложению на основании ст.149 НК РФ; в иных случаях, определенных постановлением № 914.

Налогоплательщики, осуществляющие операции, не подлежащие налогообложению согласно ст.149 НК РФ, а также налогоплательщики, получившие освобождение от уплаты НДС согласно ст.145 НК РФ в счетах –фактурах делают соответствующую надпись или ставят штамп «Без налога НДС». Согласно ст.168 НК РФ требования по выставлению счетов-фактур считаются выполненными в случае выдачи покупателю кассового чека или иного документа, установленной формы следующими продавцами:

  1. Организациями и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, реализующими товары за наличный расчет;
  2. Другими организациями и индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению.

По правилам ст.169 НК РФ счета-фактуры не составляются:

а) по операциям реализации ценных бумаг, за исключением брокерских и посреднических услуг;

б) банками, страховыми организациями и негосударственными фондами по операциям, не подлежащим налогообложению по НДС согласно ст.149 НК РФ [2].