Файл: Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость(Налоги в экономической системе общества. Налог на добавленную стоимость).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно постановлению №914 покупатели ведут журнал учета полученных от продавцов оригиналов счетов-фактур, в котором хранятся их вторые экземпляры.

Покупатели ведут учет счетов-фактур по мере их поступления от продавцов, а продавцы ведут учет счетов-фактур, выставленных покупателем в хронологическом порядке.

Журналы учета, полученных и выставленных счетов-фактур должны быть прошнурованы, а их страницы пронумерованы [10а].

Не принимаются к учету счета-фактуры, имеющие подчистки и помарки. Исправления, внесенные в счет-фактуру, должны быть заверены подписью и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.

Покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами в целях определения суммы НДС предъявляемой к вычету.

Счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке с момента принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг).

Книга покупок должна быть прошнурована, а ее страницы пронумерованы и скреплены печатью.

Книга покупок хранится у покупателя в течение полных пяти лет от даты последней записи.

Продавцы ведут книгу продаж, предназначенную для регистрации счетов-фактур, составляемых продавцом в целях определения суммы налоговых обязательств по НДС.

Регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке, в котором возникает налоговое обязательство.

Книга продаж должна быть прошнурована, а ее страницы пронумерованы и скреплены печатью.

Книга продаж храниться у поставщика в течение полных пяти лет от даты последней записи.

Контроль за правильностью ведения книг покупок и книг продаж осуществляется руководителем организации или уполномоченным им лицом.

Допускается ведение книги покупок и книги продаж в электронном виде.

В этом случае по истечении налогового периода по НДС книга покупок и книга продаж распечатывается, страницы пронумеровываются, прошнуровываются и скрепляются печатью [13].

Изучив аспекты обложения НДС можно сделать вывод, что НДС является одним из наиболее сложных в исчислении налогов. Он имеет огромное фискальное значение, являясь значительным источником пополнения доходов бюджета. В то же время налог на добавленную стоимость выполняет регулирующую функцию путем воздействия на механизм ценообразования. Значение НДС для отечественной экономики невозможно переоценить.

Оптимальная ставка НДС для российской экономики на сегодняшний день составляет 18%, а предоставляемые льготы по НДС являются мощным стимулом для ведения хозяйственной деятельности, как в производственной, так и в непроизводственной сферах деятельности [20].


3. МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Начиная с 60-х годов, в развитых странах налоговая система становится важнейшим средством государственного воздействия на экономику. И это не случайное явление, так как налоговые мероприятия позволяют перераспределить в государственный бюджет возрастающую долю национального дохода и тем самым использовать их как средство стимулирования экономических процессов.

Налоги, участвуя в процессе перераспределения новой стоимости, выступают частью единого процесса воспроизводства. Налоговая система включает различные виды налогов. Одним из важнейших косвенных налогов является налог на добавленную стоимость. В настоящее время НДС взимается более чем в семидесяти странах мира: почти во всех европейских странах, Латинской Америке, Турции, Индонезии, ряде стран Южной Америки. В США и Канаде применяется близкий по методу взимания к НДС налог с продаж [15].

Во многих странах механизм взимания НДС является идентичным. Как известно, плательщиками этого налога являются юридические и физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Объектами обложения выступают оборот товаров, объем произведенных работ и оказанных услуг. Необходимо отметить, что налог взимается многократно на каждом этапе производства и реализации продукции при ее движении от первого производителя до конечного потребителя. Налогооблагаемая база определяется исходя из стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения, включая заработную плату с начислениями, проценты за кредит, прибыль и расходы общего характера (за электроэнергию, рекламу, транспорт и др.). При том, стоимость средств производства и материальных затрат исключается из облагаемого оборота. Так же, как и по многим налогам, предусмотрены льготы при расчете и уплате НДС, которые определяются историческим и социально-экономическим развитием каждой страны [21]. Применяются к продовольственным, медицинским и детским товарам; стандартные (основные) ставки (12-23%) – к промышленным и другим товарам и услугам; и, наконец, повышенные ставки (свыше 25%) к предметам роскоши.

Ставки любого налога в значительной мере определяют налоговую нагрузку или налоговое давление. Что касается ставок НДС, то здесь лидируют Дания и Швеция [29].


Немногим ниже ставка НДС в Исландии- 24 – 25%,5%. Далее следует еще одна скандинавская страна -Норвегия – 24%. Примечательно, что самые высокие ставки НДС имеют страны с наиболее высоким уровнем жизни в мире. Однако же следующий уровень ставки НДС – 23% далеко не у самой богатой страны – Уругвая. Далее в рейтинге ставок НДС – 22% - Хорватия, Финляндия и Польша. В России и Беларуси так называемая стандартная ставка – 18 %. Это двенадцатый показатель мирового рейтинга по уровню ставок.

Эти цифры говорят, прежде всего о том, что налоговые ставки сами по себе вовсе не свидетельствуют о налоговой нагрузке и эффективности применяемого налога. Куда важнее налоговая база, а по НДС это связано с порядком применения налоговых вычетов по так называемому входному налогу. Кроме того, механизм расчета НДС весьма сложен, и налогоплательщики регулярно жалуются на то, что этот налог сложнее всего считать. То есть по этому параметру налоговой системы Россия ничем не отличается от государств Евросоюза [25].

Финансисты привели подробнейшие расчеты бюджетных потерь и пришли к выводу, что в условиях российской экономики высока вероятность того, что эффект от снижения ставки НДС как для увеличения финансовых ресурсов предприятий, так и повышения инвестиционной активности в стране будет незначительным. Вдобавок, качество администрирования налога от этой инновации не улучшится.

От того насколько правильно построена система налогообложения зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Совершенно очевидно, что чем выше доля конкретного налога в общих налоговых поступлениях, тем более значимым признается этот налог. Если учесть, что сумма уплачиваемого НДС в 2016 году составила 5302,3 млрд. рублей и превысила уплаченный НДФЛ почти в два раза, то из этого следует, что НДС на сегодняшний день имеет огромное значение для пополнения бюджета Российской Федерации [13].

В связи с тем, что налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из наиболее значимых и трудных для понимания и уплаты налогом, возникает много споров между налогоплательщиками и налоговыми органами. Поэтому по сложившейся традиции в течение 2017 года в налоговое законодательство внесли большое количество изменений, одни из которых уже вступили в силу, другие должны вступить в действие в течение 2018 года. В том числе изменения коснулись НДС [12].

Министерство финансов Российской Федерации опубликовало письмо № 03-07/51894 от 14.08.2017 года, в котором главной темой для обсуждения стоял вопрос о возложении обязанностей по уплате НДС на покупателей товаров, а именно налоговых агентов. В настоящее время Министерством финансов России


Данный законопроект только разрабатывается, а его принятие рассматривается как эксперимент. При этом законопроект о возложении обязанностей по уплате НДС на налоговых агентов вступит в силу только для реализации отдельных видов продукции, в частности, лома и отходов черных и цветных металлов, сырых шкур. Вывод о целесообразности его более широкого применения можно будет сделать только по итогам внедрения данного законопроекта.

Существует неопределенность и неуверенность добросовестных компаний в праве на вычет НДС, которые не могут отвечать за исполнение налоговых обязательств всех контрагентов в цепочке. Именно поэтому ФНС решила обратиться к опыту Евросоюза при администрировании НДС в отраслях, в которых наблюдается наибольший риск мошенничества с налогом. Данный механизм делает невыгодным многоступенчатые перепродажи с целью уклонения от уплаты налога, поскольку налог «не попадает в цепочку», а к вычету при таких продажах можно заявить только тот НДС, который исчислен самим покупателем – налоговым агентом [14].

Бухгалтерам придется принять на себя дополнительные обязанности и оплачивать НДС не только за проданные или произведенные товары, но и за те товары и услуги, которые приобрела организация или ИП, этот факт является основным минусом введения данного законопроекта.

Что же касается плюсов, то предполагается, что таким образом упроститься процедура его возврата, а также повысится собираемость.

Планируется повышение ставки налога на добавленную стоимость с 18 до 20 %. Компенсировать это собираются понижением процентной ставки до 20 % на страхование, за которое платят работодатели. Уплату придется производить исключительно в электронном виде. Данное изменение находится на стадии обсуждения и подписания, его введение очень вероятно, но не абсолютно [29].

Так Министерство финансов предлагает повышение НДС с 18% до 22%, Минэкономразвития – до 21%, торгово-промышленная палата РФ до 22%, но при этом должно произойти сохранение льгот по НДС в размере 10 % на продовольственные товары, детские товары и товары первой необходимости. Отсюда можно сделать вывод, что, так как все финансовые ведомства нашего государства едины в этом вопросе, то повышение НДС в 2018 году вполне очевидно.

Последствия возможных изменений НДС можно с той или иной долей вероятности просчитать, если точно знать, какая из вышеперечисленных систем будет введена в действие.

Если говорить об увеличении НДС, но при этом уменьшении страховых взносов, то от этого выиграют, конечно же, бюджетные организации, и те фирмы, в которых доля заработной платы сотрудникам составляет значительную часть расходов. Таких компаний в российском экономическом секторе, к сожалению, не так уж много [12].


Большинство же российских фирм окажется в достаточно неприятной ситуации, так как повышение НДС автоматически влечет за собой повышение цен на продукцию, а это чреват потерей определенного числа покупателей. Так увеличение НДС до 22% главным образом негативно отразится на отраслях, в которых заняты низкоквалифицированные рабочие, в том числе работающие нелегально (строительство, коммунальное хозяйство, торговля), а также в добывающей, обрабатывающей промышленности и в машиностроении. Что же касается повышения НДС, то вся не экспортирующая внутренняя экономика окажется в достаточно тяжелом положении [13].

Согласно прогнозам аналитиков Министерства финансов РФ, повышение НДС и НДФЛ в 2018 году должно принести в государственную казну 5,4 трлн. рублей, что составит 38 % от общего количества денег в государственном бюджете [12].

Ведущие экономисты выделяют два вида рисков, обусловленных планируемыми налоговыми новациями:

- возможность возвращения обильного теневого сектора;

- возможность увеличения инфляции на 2 %.

Поэтому наряду с вопросом об увеличении налогов рассматриваются и меры по борьбе с теневыми выплатами зарплат и меры предотвращения инфляции [29].

Также на рассмотрении в Государственной думе находится проект, которым предполагается оптимизировать список документов, которые обосновывают право применения ставки НДС 0 %. В частности, предполагается:

- исключить норму, согласно которой нулевая ставка применяется, только если покупатель импортируемых товаров – иностранное лицо;

- исключить товаросопроводительные документы из списка документов, которые обосновывают право на применение ставки 0 % при вывозе товаров за рубеж;

- исключить признак обладания правом собственности (аренды) на вагоны, которые используются в международных перевозках, как условие применения ставки 0 %;

- ввести в статью 165 НК РФ норму, аналогичную норме статьи 93 НК РФ, согласно которой документы в ИФНС подаются один раз.

Еще одним значительным нововведением в области НДС является введение дополнительной льготы. Так от налога освободили передачу медицинских изделий в лизинг с правом выкупа. Такая льгота появилась в статье 149 НК РФ, изменение вступило в силу с 1 октября 2017 года [2].

Одним из направлений совершенствования законодательства о налогах и сборах и механизмов его применения на практике является принятие действенных мер, обеспечивающих как законные права налогоплательщиков, повышение их защищенности от неправомерных требований налоговых органов, так и пресечение имеющейся практики уклонения от налогообложения.