Файл: Правовое регулирование валютного рынка: общая характеристика(Назначение регулирования валютного рынка в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, в России в области регулирования биржевого валютного рынка на законодательном уровне сформировалась «система сдержек и противовесов»: оба регулятора тесно взаимодействуют друг с другом (и имеют реальные возможности для отстаивания собственных позиций в рамках рабочего диалога), но при этом они и юридически, и, что чрезвычайно важно, фактически являются независимыми друг от друга[72].

В этой связи примечателен тот факт, что при формальном равенстве национальных регуляторов на валютного рынке в действительности основные регулятивные меры (как тактического, так и стратегического характера) реализуются именно Банком России, в то время как Правительство Российской Федерации, по нашему мнению, в данной области государственного регулирования активных действий не предпринимает[73]. В качестве показательного примера можно привести ситуацию на валютном рынке во II полугодии 2014 г. и 2015 г., характеризовавшуюся чрезвычайно резкими колебаниями валютных курсов: на протяжении всего этого периода ключевые регулятивные действия, в том числе связанные с изменением ключевых процентных ставок и параметров проведения валютных аукционов, предпринимались Банком России, а члены Правительства Российской Федерации де-факто ограничились «словесными интервенциями» (мало того, именно благодаря активной позиции Банка России на протяжении рассматриваемого периода времени в нашей стране так и не были введены административные ограничения на совершение валютных операций) [74].

Третьей особенностью, характерной для нормативного регулирования биржевого валютного рынка, которая четко прослеживается в официальных документах Московской биржи, выступает рассмотрение биржевого валют кого рынка в совокупности с биржевым рынком драгоценных металлов.

В целом подобное комплексное нормативное рассмотрение этих сегментов финансового рынка является совершенно нехарактерным для мировой практики[75]. Практически во всех странах, в которых одновременно существует биржевая торговля валютой и драгоценными металлами, данные сегменты регулируются обособленно друг от друга (как правило, для каждого из них организатор торгов специально разрабатывает или как минимум модифицирует нормативные документы).

В отечественной же практике эти сегменты финансового рынка регулируются одними и теми же нормативными документами. Например, один из основополагающих документов Московской биржи, касающийся регулирования биржевого валютного рынка, носит название «Правила организованных торгов ОАО «Московская биржа» на валютном рынке и рынке драгоценных металлов». Одновременно два сегмента финансового рынка регулируются и целым рядом других нормативных документов Московской биржи, в частности «Временным регламентом проведения торгов на валютном рынке и рынке драгоценных металлов», «Параметрами заявок и отчетными документами валютного рынка и рынка драгоценных металлов», «Правилами допуска к участию в торгах на валютном рынке и рынке драгоценных
металлов ПАО «Московская биржа» [76].


Как нам представляется, наглядно проиллюстрировать сходство регулирования рассматриваемых сегментов финансового рынка можно на примере «Правил организованных торгов ПАО «Московская биржа» на валютном рынке и рынке драгоценных металлов» [77]. Одним из важных разделов данного нормативного документа выступает глоссарий, в котором приводится перечень используемых в отношении биржевого валютного рынка и биржевого рынка драгоценных металлов термины и определения, которые позволяют сделать однозначной вывод о высокой степени сходства их регулирования[78].

Например, термин «организованные торги» понимается как «торги иностранной валютой или драгоценными металлами, проводимые в порядке, установленном» правилами торгов; при этом «лот» трактуется как «стандартное количество валюты, драгоценных металлов, определяемое применительно к каждому инструменту в соответствии с... правилами торгов или соответствующей спецификацией», а под «валютой лота» понимается валюта, драгоценный металл, в которой номинирован лот инструмента»[79].

Соответственно, можно утверждать, что в России нормативное регулирование биржевого валютного рынка и биржевого рынка драгоценных металлов, по крайней мере, из уровне крупнейшего организатора торгов — Московской биржи, осуществляется не столько с точки зрения внутренней сущности этих сегментов финансового рынка (он предполагает обособленное регулирование каждого из этих сегментов с учетом их специфических особенностей), сколько с точки зрения общего подхода инфраструктурной организации и организации торгов (в данном случае постулируется определения универсальность регулирования, то есть сходные по характеру обращения финансовые инструменты регулируются одинаково) [80]. Подробная универесализация регулирования, с одной стороны, объективно приводит к унификации обращающихся на биржевом рынке финансовых инструментов и повышению уровня его ликвидности, а с другой стороны, препятствует его качественному развитию регулирования, с одной стороны, объективно приводит
к унификации обращающихся на биржевом рынке финансовых инструментов и повышению уровня его ликвидности, а с другой стороны, препятствует его качественному развитию (в частности, расширению спектра доступных на биржевом валютном рынке финансовых инструментов)[81].


2.2. Регулирование внебиржевого валютного рынка в России

Спекулятивные сделки физических лиц, частных инвесторов на внебиржевом валютном рынке, называемом рынком Форекс, как правило, происходят путем размещения депозита, совершения сделок через электронную платформу или по телефону, после чего сделка через какое-то время подлежит закрытию. При этом поставки валюты не происходит – происходит фиксация финансового результата (прибыли или убытка), который вызван изменением курса одной валюты относительно другой.

На постсоветский простор Форекс попал в начале 1990-х гг., в самый разгар перестройки. По неподтвержденным данным на сегодняшний день на территории Российской Федерации насчитывается от 400 до 500 тысяч трейдеров. Поэтому, несомненно, данный развивающийся рынок требует регулирования, как со стороны государства, так и негосударственных организаций.

Одной из первых в направлении разработки правил и защиты прав трейдеров была созданная в 2003 г. «Комиссия по регулированию отношений участников финансовых рынков» (КРОУФР). Решения КРОУФР носят обязательный характер лишь для организаций, входящих в её состав, а для остальных они являются рекомендательными. Создание КРОУФР инициировали ведущие представители форекс-индустрии и авторитетные трейдеры. Статус некоммерческого партнерства, который получила КРОУФР, свидетельствует о том, что организация не преследует коммерческой выгоды.

Учредителями КРОУФР выступили три ведущие компании российской форекс-индустрии: Forex Club, Телетрейд и «Альпари» (впоследствии вышла из состава КРОУФР). В настоящее время членами КРОУФР являются 8 компаний, однако переговоры о вступлении новых компаний в КРОУФР продолжаются.

Основными целями деятельности КРОУФР в соответствии с уставом являются обеспечение условий и координация деятельности участников международных финансовых рынков, содействие минимизации рисков участников международных финансовых рынков[82].

Для реализации поставленных целей был запланирован внушительный перечень направлений деятельности. При этом сама история организации и наличие двустороннего контакта как с трейдерами, так и с представителями форекс-брокеров, позволили выбрать те из них, которые оказались наиболее востребованными в индустрии. Так, в рамках защиты прав и интересов участников международных финансовых рынков, а также разрешения вопросов и споров участников международных финансовых рынков создана Арбитражная Комиссия по рассмотрению претензий к компаниям. Комиссия, в состав которой входят представители ведущих форекс-компаний, авторитетные трейдеры, представители банковской и финансовой индустрии с самого начала своей работы ставила целью защиту прав трейдеров на рынке Форекс для повышения доверия к индустрии Форекс в целом и компаниям, которые руководствуются высокими стандартами работы[83].


Еще одна организация, осуществляемая регулирование рынка Форекс, – Центр регулирования внебиржевых финансовых инструментов и технологий (ЦРФИН), являющаяся саморегулируемой организацией, некоммерческим партнерством, основная цель которой сделать розничный внебиржевой Форекс полноправным членом российской финансовой индустрии.

ЦРФИН создан 20 декабря 2010 г. В 2011 г. центр получил статус саморегулируемой организации (СРО), в 2013 г. стал членом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. ЦРФИН занимается разработкой и внедрением стандартов и правил деятельности своих членов, осуществляет контроль за их соблюдением, а также проводит анализ деятельности компаний-участников СРО.

Функции ЦРФИН и КРОУФР в некоторой степени пересекаются. Однако рынок Форекс является глобальным. Разные брокерские компании имеют различные юрисдикции, при этом, у каждого регулятора есть свои ограничения на обслуживание клиентов из определенных стран: на торговые условия, на рекламную деятельность и так далее. Механизм КРОУФР позволяет рассматривать и урегулировать споры вне зависимости от юрисдикции компании и клиента. КРОУФР и ЦРФИН не являются конкурентами; они тесно сотрудничают с целью повышения стандартов форекс-индустрии и защиты прав клиентов компаний[84].

Рынок Форекс нуждается не только в саморегулировании, а также в частичном государственном регулировании. В ряде зарубежных стран действия на рынке Форекс регламентированы и регулируются государством. В России же до недавнего времени эта сфера была фактически лишена контроля. Контроль за проведением валютных операций в России осуществляет Центробанк. Однако свободного неограниченного проведения конвертационных операций законодательство нашей страны не предусматривает[85].

Законодательство Российской Федерации в настоящее время не устанавливает какого-либо описания правового статуса организаций, ведущих деятельность на рынке Форекс. Рынок Форекс не является деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаги и не регулируется правовыми актами Федеральной службы по финансовым рынкам России.

Доход клиентов дилинговых центров подлежит налогообложению по ставке НДФЛ 13%. Если брокером является российская организация, то обязанность по исчислению, удержанию у клиента и уплате суммы налога перекладывается на плечи брокера, который для своего клиента выступает в качестве налогового агента. В ином случае клиент обязан самостоятельно исчислять, декларировать и уплачивать НДФЛ.


До недавнего времени Российское налоговое законодательство имело целый ряд недостатков. В частности, по сделкам с производными инструментами на сырье, товары, валюту и другие активы прибыльные (положительные) сделки не плюсовались с убыточными (отрицательными), и налог рассчитывался исключительно с положительных сделок. Однако на практике, исходя из здравого смысла, брокеры рассчитывали НДФЛ с учетом отрицательных сделок. С 2010 г. вступили в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации. Теперь база налогообложения для финансовых инструментов срочных сделок считается с сальдированием (положительные и отрицательные результаты суммируются), убытки переносятся на следующие периоды. Однако инструменты рынка Forex к инструментам срочных сделок для целей налогообложения не относятся, поэтому сальдирование убытков на рынке Форекс на данный момент невозможно[86].

В 2014 г. в Государственную думу РФ был внесен на рассмотрение проект Федерального закона № 249583-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»[87] и отдельные законодательные акты РФ (в части правового регулирования дилерской деятельности на внебиржевом рынке Форекс). Данный закон вступил в законную силу с 2015 г.

В результате введения поправок в закон введено лицензирование форекс-дилеров на территории Российской Федерации. Еще одним обязательным моментом для дилерских фирм является обязательное членство в едином общероссийском объединении форекс-дилеров. Создается саморегулируемая организация форекс-дилеров, участие которой является для дилерских фирм обязательным. Саморегулируемая организация вводит требования и условия к лицензированию форекс-дилера, утверждает методику расчета достаточности средств, раскрывает порядок информации о деятельности форекс-дилера и перечень раскрываемой информации. Условием членства форекс-дилера в саморегулируемой организации является уплата вступительного взноса, ежемесячных членских взносов и взносов в компенсационный фонд в сроки, установленные уставом саморегулируемой организации, и в установленном законодательством размере, соблюдение стандартов и правил предпринимательской деятельности, а также выполнение иных требований к членству, установленных уставом саморегулируемой организации. Вступительный взнос для форекс-дилера составит 1 млн. руб., ежемесячный взнос – 350 тыс. руб., компенсационный фонд – 2 млн. руб.