Файл: Правовое регулирование валютного рынка: общая характеристика(Назначение регулирования валютного рынка в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11. Единство политики экспортного контроля. Система экспортного контроля представляет собой совокупность мер по вывозу за пределы Российской Федерации вооружений и военной техники, отдельных видов сырья и материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, если те могут быть использованы при создании военной техники. Также эта система служит для недопущения вывоза оружия массового уничтожения, иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания[23].

12. Единство таможенной территории Российской Федерации. Таможенная территория – это территория, в пределах которой Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Таможенная территория РФ также определяется как сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними. Таможенная территория также определена в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации с искусственными островами, установками и сооружениями, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела[24].

13. Принцип единства таможенной территории нацелен на предотвращение появления внешнеторгового и таможенного партикуляризма. Он исключает возможность появления внутренних таможенных границ[25].

14. Приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации[26]. Тот или иной метод регулирования предполагает использование конкретных инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, которые условно могут быть объединены в следующие группы:

‒ таможенно-тарифные инструменты (импортный и экспортный тарифы);

‒ паратарифные инструменты, использование которых формально не связано с регулированием внешнеторговой деятельности, но на деле оказывает на нее существенное влияние (таможенные сборы и иные таможенные платежи неналогового характера, внутренние налоги (акцизы, НДС), взимаемые налоговыми органами) [27];

‒ валютно-финансовое регулирование (порядок совершения валютных операций);


‒ антидемпинговые и компенсационные полшины, с помощью которых осуществляется защита интересов национальных производителей, борьба с занижением цен экспортируемых товаров и использованием экспортных субсидий;

‒ государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами;

‒ установление технических барьеров, позволяющих контролировать импортные поставки на предмет соответствия национальным стандартам безопасности и качества;

‒ контингентирование (квотирование) внешнеторговых операций, означающее ограничение экспортных и (или) импортных поставок определенным количеством товаров или их суммарной стоимостью на установленный период времени;

‒ лицензирование, предполагающее выдачу уполномоченными на то органами исполнительной власти разрешений (лицензий) на совершение экспортных и (или) импортных операций[28].

15. Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация. Этот принцип тесным образом связан с конституционным принципом юридического равенства, признания защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Государство не должно дискриминировать участников внешнеторговой деятельности, то есть предоставлять одним субъектам условия для внешнеторговой деятельности худшие, по сравнению с предоставленными другим субъектам.

16. Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности[29]. Если интересы участников внешнеторговых операций пострадали из-за участия Российской Федерации в международных санкциях, они имеют право на возмещение убытков в судебном порядке за счет средств федерального бюджета. Для защиты экономических интересов российских лиц, пострадавших от действий зарубежных государств, Российская Федерация может вводить ответные меры[30].

17. Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике РФ в целом. Очевидно, что данным принципом не исключается возможность государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность. В целом ряде ситуаций государство не только может, но и обязано вмешаться во внешнеторговую деятельность, осуществив тем самым защиту основ конституционного строя, нравственности, законности, прав и законных интересов других лиц. Исключением являются лишь случаи неоправданного вмешательства[31].


Лица, осуществляющие в РФ валютные операции, в целях валютно-правового регулирования делятся на резидентов и нерезидентов[32].

К резидентам в соответствии с валютным законодательством относятся:

‒ физические лица, имеющие постоянное местожительство в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ;

‒ юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;

‒ организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;

‒ дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ;

‒ находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов – юридические лиц и организации, не являющиеся юридическими лицами.

В число нерезидентов входят:

‒ физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РФ;

‒ юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;

‒ организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ[33];

‒ находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства; находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов – юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами.

Все юридические и физические лица стран-участников СНГ рассматриваются в качестве нерезидентов, если иное не установлено специальными соглашениями РФ с этими государствами[34].

В целях развития системы валютного контроля, полного и безусловного выполнения участниками внешнеэкономической деятельности таможенных и налоговых обязательств предусматривается:

‒ совершенствовать действующее законодательство о валютном контроле, в том числе о контроле за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, а также при перемещении валютных ценностей;

‒ подготовить правовые акты, направленные на реализацию контрольных функций таможенных органов при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в процессе которой возможны нарушения валютного законодательства[35];


‒ разработать единые принципы осуществления валютного контроля таможенными службами государств-участников Таможенного союза;

‒ укреплять взаимодействие таможенных органов с иными государственными контролирующими органами и другими заинтересованными ведомствами (Банком России, МВЭС, ВЭК, ФСНП) в осуществлении валютного контроля и борьбы с «отмыванием грязных денег»[36].

Развитие и совершенствование механизма таможенно-банковского контроля за внешнеторговыми операциями должно оказать несомненное содействие созданию основ будущей глобальной системы валютного контроля Российской Федерации[37].

1.2. Меры ответственности за нарушение валютного законодательства

Согласно Федеральному Закону РФ «О валютном регулировании и
валютном контроле» уголовную и административную ответственность за
нарушение положений актов валютного законодательства несут все без исключения лица, которые будут признаны виновными в несоблюдении валютного законодательства. При этом нет никакой разницы, является виновный резидентом или нерезидентом Российской Федерации[38].

Что касается уголовной ответственности, то следует отметить, что в соответствии с нормой закона она, к примеру, наступает за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Валютным преступлением, также признаётся виновное опасное деяние, которое было совершено под опасностью санкции. Следует также всегда брать во внимание эквивалент денежной суммы, которая не была возвращена из-за границы. К примеру, если сумма в пять миллионов рублей, то она как раз является порогом малозначительности. За невозвращение такой суммы денежных средств лицо может быть осуждено в соответствие с нормами уголовного законодательства. Если же сумма иностранной валюты будет составлять три миллиона рублей, то в
данном конкретном случае может наступить административная ответственность. Итак, можно говорить о том, что валютным преступлением является
правонарушение средней тяжести со всеми вытекающими отсюда уголовно-правовыми последствиями[39].

Согласно нормам Уголовного кодекса Российской Федерации[40] к уголовной ответственности может быть привлечён руководитель юридического лица только в том случае, если в его действии или бездействии будут обнаружены признаки, которые в дальнейшем будут являться составом преступления, ответственность за которое предусмотрена УК РФ.


Как уже было отмечено выше, за нарушение валютного законодательства предусмотрена также и административная ответственность. В Кодексе об административных правонарушениях ответственность за нарушение валютного законодательства закреплена в статье 15.25. Часть 2 статьи 15.25 Кодекса об административных преступлениях Российской Федерации[41] предусматривает, невыполнение в установленный срок прямых обязанностей по ввозу на территорию РФ товаров, невозврат в установленный срок, переведённой за данные товары суммы капитала, или цена которых эквивалентна сумме оплаченных за их капитала, влечёт наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в объёме от одной десятой до одного объёма суммы нелегальной денежной операции. Следует заметить, что в такой ситуации речь может идти только о валютных средствах в сумме, которая не превышает объём 5 млн. руб.

Выводы.

Валютное регулирование и валютный контроль направлены на сферу обращения валютных ценностей, связанных с внешней торговлей и перемещением капитала, операциями с наличной инвалютой и обеспечение стабильности и конвертируемости российского рубля.

Основы организации и осуществление валютного регулирования определены Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Регулирующая функция валютного законодательства сводится, в первую очередь, к определению объема прав и обязанностей лиц, участвующих в совершении валютных операций. Основной целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Согласно Федеральному Закону РФ «О валютном регулировании и
валютном контроле» уголовную и административную ответственность за
нарушение положений актов валютного законодательства несут все без исключения лица, которые будут признаны виновными в несоблюдении валютного законодательства.

Глава 2. Правовое регулирование биржевого и внебиржевого валютного рынка в России