Файл: Гражданское право как отрасль права, наука и учебная дисциплина.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако если вообще запретить акты обмена, между юридически несоподчиненными субъектами продолжат возникать, оформляя натуральное хозяйство, правоотношения собственности, т. е. окажется дозволенной статика имущественного оборота. Значит, к отмиранию гражданского права как отрасли способно привести только полное запрещение на обладание экономическими благами, сопровождаемое, помимо прочего, приведением участников социальных связей в имущественное состояние «гол как сокол», что трудно представить даже гипотетически - при таком предположении ad absurdum вслед за цивилистической отраслью исчезнет и само общество.

Итак, гражданское право неизбежно возникает вместе с государством, которое не может не разрешить присвоения индивидуумом экономических благ. В этом случае уже получают известное упорядочивание социальные связи, составляющие основу предмета цивилистической отрасли, а именно отношения собственности. При отсутствии же запрета товарообменных актов дополнительно подвергается воздействию динамика имущественного оборота с учетом того, что в условиях нормативного «вакуума» незапрещенные акты выходят на авансцену механизма гражданско-правового регулирования.

Следовательно, в идее мыслима цивилистическая отрасль, не содержащая конкретных юридических предписаний, в том числе диспозитивных правил, когда государство ограничивается одним дозволением оборота, о чем, в свою очередь, свидетельствует отсутствие адресованного субъектам прямого запрета на вступление в имущественные связи. Соответственно, определенное жизненное обстоятельство порождает гражданско-правовые последствия независимо от наличия на данный счет отдельных юридических норм (например, незапрещенный законом, а поэтому дозволенный акт присвоения имущества влечет возникновение правоотношения собственности). Здесь, помимо прочего, кроется суть общедозволительного приема правового регулирования по типу «разрешено все, что не запрещено».

В отличие от этого публично-правовые отрасли не могут существовать, не будучи наполненными конкретным нормативным материалом. Как следствие, исключается возникновение публичного правоотношения, если отсутствует законодательное правило, придающее данному жизненному обстоятельству юридическое значение.

Так, управленческое действие, не входящее в круг полномочий органа исполнительной власти, не порождает административно-правового отношения, хотя бы указанному действию фактически и подчинилось подвластное лицо; деяние, не предусмотренное специальным законом в качестве преступления, не влечет уголовно-правовых последствий, в связи с чем субъекта нельзя привлечь к уголовной ответственности, даже если он сам этого пожелает и т. п. Ведь разрешительный прием правового регулирования по типу «разрешено только то, что разрешено» не допускает прямо не разрешенного законом поведения, что в равной мере касается и властной, и подвластной деятельности.


Таким образом, существуют методы частноправового и публично-правового регулирования. Метод гражданского права, как и методы иных частноправовых отраслей, образуют следующие взаимосвязанные приемы: 1) координация общего правового положения субъектов, гарантирующая автономию их воль, самостоятельность и независимость друг от друга при вступлении в юридическую связь (прием координации); 2) правонаделение, обеспечивающее инициативу координируемых субъектов в осуществлении принадлежащих им юридических возможностей (правонаделительный прием)2; 3) общее дозволение правоотношений, не предусмотренных, но вместе с тем не запрещенных положительным правом (общедозволительный прием); 4) конкретное дозволение, формирующее с учетом отраслевых принципов особенности динамики, элементов и юридических форм обеспечения гражданских правоотношений (конкретно-дозволительный прием).

Например, многие охранительные гражданско- правовые нормы состоят из гипотезы и диспозиции, что выражает специфику юридических форм обеспечения соответствующих правоотношений[11]; общая для права форма обеспечения - ответственность, которая представлена здесь мерами принудительного характера, выражающимися в лишении нарушителя государством имущественного права, - становится в определенном смысле исключением (свойство «экзотичности» гражданско-правовой ответственности), лишь необходимо дополняя в конкретных ситуациях гражданско-правовую защиту как деятельность носителя нарушенного (оспоренного) права, осуществляемую им строго своей волей и в своем интересе[12].

Конкретное дозволение в каждой частноправовой отрасли имеет собственные черты, неизбежно сказывающиеся на специфике динамики, элементов и юридических форм обеспечения соответствующих правоотношений.

Итак, гражданско-правовой метод есть совокупность проистекающих непосредственно из юридических принципов приемов ограничения гражданским правом свободы воли участников регулируемых данной отраслью общественных отношений. В числе таких приемов - координация, правонаделение, общее дозволение, конкретное дозволение. Как это, по существу, делалось в советское время при регулировании экономического поведения государственных предприятий (учреждений, организаций), что, наряду с прочим, привело к появлению известного юридического монстра - концепции «хозяйственного права». Неправильно было бы отрицать наличие гражданского права и в годы «военного коммунизма».


Глава 2. Виды и краткая характеристика источников гражданского права Российской Федерации.

2.1 Нормы международного права и международные договоры в системе источников гражданского права РФ

Конституция РФ (ч.4 ст. 15) провозгласила, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» В развитие данного весьма важного конституционного положения были приняты аналогичные правовые нормы и в отраслевом гражданском законодательстве. Констатация участия норм международного права в регулировании гражданских правоотношений содержится в ст.7 ГК РФ. Более того, на применение международных норм суды ориентируют также Федеральный конституционный закон РФ «О судебной системе Российской

Федерации» , Арбитражный процессуальный кодекс РФ[13] (далее АПК РФ) , Гражданский процессуальный кодекс РФ[14] (далее ГПК РФ).

В актах Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ содержатся положения, разъясняющие применение к гражданским отношениям норм международного права[15]. Так Высший Арбитражный Суд РФ (далее ВАС РФ) также указал перечень международных договоров, в исполнении которых участвуют арбитражные суды России[16]. Кроме того, ВАС РФ проводит регулярные обзоры практики рассмотрения арбитражными судами споров по делам с участием иностранных лиц, содержащих конкретные указания о применении норм международных договоров РФ.

Верховный Суд РФ также разъясняет судам общей юрисдикции некоторые вопросы применения общепризнанных принципов и норм международного права[17], в частности, им закреплено обозначение общепризнанных принципов в качестве действующих норм, подлежащих применению всеми судьями Российской Федерации.


Применение принципов международного права встречается и в практике Конституционного Суда РФ. В своем постановлении Конституционный Суд отметил, что «государство обязано признавать, соблюдать и защищать право собственности согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ»[18].

В связи с частым употреблением конституционной формулировки о «признании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ составной частью отечественной правовой системы» в федеральном законодательстве, а также включение этой нормы в структуру ГК РФ (ст.7), резонно возникает вопрос об их правовой природе. В частности, являются ли они формальными источниками гражданского права РФ?

Монистический подход предлагает рассматривать международное право как составную часть национального права, соответственно относя источники международного права к источникам внутреннего национального права, таким образом, отрицая их самостоятельный характер. Первое направление монистической теории исходит из примата внутригосударственного права, второе, наиболее распространенное, наоборот, признает приоритет норм международного права (М.И. Абдуллаев, И.П. Блищенко, Н.Е. Троекуров, P.A. Мюллерсон и др.[19]).

Дуалистическая теория основана на тезисе о самостоятельности каждой правовой системы, которая проявляется в субъектном составе, объекте правового регулирования, способе создания правовых норм, а также специфическом методе принуждения . Международное право - это самостоятельная, отличная от национальных правовых систем конкретных государств система права, соответственно, оно не может являться отраслью национального права какого-либо государства[20].

На взгляд автора работы, дуалистический подход представляется наиболее обоснованным.

Первый аргумент основывается на тезисе о том, что источники (формы) права одной системы не в состоянии быть одновременно формами права другой системы.[21]

Второй аргумент в защиту позиции не включения общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров в систему национальных источников гражданского права РФ состоит в более детальном анализе понятия «правовая система».

Ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, а вслед за ней и п. 1 ст. 7 ГК РФ признают международные договоры РФ составной частью правовой системы РФ, при этом в данных актах не раскрывается содержание используемой научной категории «правовая система», что и обуславливает критику рассматриваемой конституционной формулировки. Так, по мнению Е.Т. Усенко, «правовая система» - это научное понятие, нормативно не урегулированное и поэтому едва ли уместное в Конституции» [22].


Подводя итог вышесказанному, общепризнанные принципы и нормы международного права играют роль правового регулятора, главным образом, межгосударственных отношений, и их роль в регулировании имущественных отношений ограничена.

2.2 Конституция РФ и федеральные конституционные законы

1) Конституция Российской Федерации.

В специальной научной и учебной литературе положение о том, что Конституция РФ - это юридическая база всего российского законодательства, имеющая первостепенное значение для его развития и совершенствования, давно приобрело характер незыблемого и непререкаемого постулата. В связи с чем дополнительное упоминание об этом в ст. 3 ГК РФ, раскрывающей понятие и состав гражданского законодательства, было бы излишним.

Обоснованно считается, что в отношении гражданского права Конституция РФ является особым источником права с наибольшей юридической силой, так как именно в ней закрепляются неприкосновенность частной собственности, свобода предпринимательской деятельности, ряд других основных начал гражданского оборота. Следует согласиться с мнением В.Ф. Яковлева, который полагает, что «среди источников гражданского права, естественно, первое место принадлежит Конституции Российской Федерации»[23].

В целом полагаем, что такой подход достаточно убедителен и подкрепляется, прежде всего, предписаниями самой Конституции РФ (ч.1 ст. 15), в соответствии с которыми она «имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты ... не должны противоречить Конституции РФ».

Конституция РФ является важнейшим источником отечественного гражданского права. В подтверждение данного тезиса следует обратить внимание на утверждение Г.А. Гаджиева, что «конституционные нормы, «возвышаясь» над нормами гражданского права, могут оказывать регулирующее воздействие на конкретные имущественные отношения»[24]. Из всех статьей Конституции РФ в 65-ти закреплены нормы, регулирующие гражданско-правовые отношения. Всю совокупность этих статей можно разбить на три блока: 1) статьи, закрепляющие права и свободы граждан в сфере гражданского права, (ст. 17-25, 27-30,34-37, 40-46. 48, 52-56, 58, 60. 64); 2) статьи, определяющие основные принципы, содержание гражданского законодательства, порядок принятия и круг субъектов, которые могут принимать акты в сфере гражданского права, (ст. 3-19, 15, 67, 71-76, 84, 90, 104, 105, 107, 108, 115, 135, 136); 3) статьи, устанавливающие компетенцию органов государственной власти в сфере гражданского права (ст. 87, 88, 102, 113,114, 125-127, 132).