Файл: Гражданское право как отрасль права, наука и учебная дисциплина.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, Конституция РФ как источник гражданского права подлежит непосредственному применению в случаях, когда:

  1. закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятии федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения (например, ст. 35, устанавливающие неприкосновенность частной собственности);
  2. суд приходит к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ее положениям.

2) Федеральные Конституционные Законы.

Под федеральными конституционными законами в РФ (далее ФКЗ) понимаются законы, названные таковыми в тексте Конституции РФ. Они принимаются только по вопросам, предусмотренным ст. 108 Конституции РФ. Для ФКЗ характерен усложненный порядок принятия и отсутствие «отлагательного вето» Президента РФ. Следует поддержать точку зрения В.А. Толстика о том, что «особый порядок принятия — неотъемлемый признак этого вида законов, но он не является решающим при определении их юридической силы». Правовой формой выражения иерархического приоритета по отношению к следующему нижестоящему уровню является формулировка «не могут противоречить», а не особый порядок принятия этих законов[25].

ГК РФ прямо не называет ФКЗ среди источников гражданского права, вместе с тем они упоминаются в его отдельных статьях. Например, в п.3 ст.1 ГК РФ закреплено, что ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья, охраны природы культурных ценностей. В данном случае речь идет о ФКЗ «О чрезвычайном положении»[26] и ФКЗ «О военном положении»[27].


2.3 Гражданское законодательство – Гражданский кодекс РФ и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы, регулирующие гражданско-правовые отношения

Система гражданского законодательства состоит из Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, которые в строго юридическом смысле представляют собой нормативные правовые акты, обладающие определенными, присущими только им признаками. При этом частое использование юридического термина закон в широко смысле неизбежно снижает его значение как наиболее важного формального источника гражданского права, занимающего в иерархии нормативных правовых актов высшее место, тем самым происходит его растворение в многообразии нормативных правовых актов. Вместе с тем важно обратить внимание, что необходимость единообразного употребления и применения такого ключевого понятия теории права как «законодательство» существует во всех отраслях российского права, где данный термин до сих пор трактуется в его широком понимании. В тех же случаях, когда в тексте правовых документов встречается широкая трактовка термина законодательства, корректнее было бы использовать термин система нормативных правовых актов или правовых актов в зависимости от конкретной ситуации.

Проводя анализ понятия и содержания системы гражданского законодательства РФ, с неизбежностью встает еще одна актуальная проблема - существование возможности принятия норм гражданского права на уровне субъектов РФ.

Решая указанную проблематику, следует согласиться с мнением К.Г. Лачуева, что «федерация на законодательном уровне должна устанавливать источники регулирования отношений, составляющих предмет гражданского права»[28]. Такие источники определены ст.3 ГК РФ, в которой нормативные правовые акты субъектов РФ не предусмотрены. В виду этого нормотворчество субъектов РФ в сфере гражданского права требует соответствующей легализации в федеральном законе.

Стоит отметить, что рассматриваемые источники гражданского права закреплены и на более высоком законодательном уровне. В частности, имеются в виду п.«ж» и п.«о» ст.71 Конституции РФ, которые относят к ведению РФ установление правовых основ единого рынка и прямо называют гражданское законодательство в качестве предмета ведения РФ.

Указанная проблема осложняется тем, что, наряду с гражданским, существует целый ряд отраслей законодательства: земельное, водное, лесное, жилищное, семейное, трудовое, а также законодательство о недрах и об охране окружающей среды, которые Конституция РФ относит к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (п.«к» ч.1 ст.72). Перечисленные отрасли российского законодательства являются комплексными по своей природе, что приводит к пересечению предмета их правового регулирования с содержанием и предметом регулирования гражданского права. Это позволяет некоторым ученым сделать вывод, что Конституция РФ допускает возможность издания норм гражданского законодательства по определенному, весьма ограниченному кругу вопросов на уровне субъектов РФ.


Вместе с тем считаем, что данная конституционная норма в целом не позволяет расширительно толковать понятие гражданского законодательства и включать в него региональные правовые акты. В тех редких случаях, когда в законодательство комплексных отраслей российского права включаются гражданско-правовые нормы, которые детализируют и конкретизируют нормы ГК РФ и иных федеральных законов, в том числе обеспечивая специфику регулирования соответствующих отношений, связанную с особым объектом регулирования (например, земля, жилые помещения и т.д.), необходимо строгое и тщательное согласование этих норм с другими, так или иначе связанными с ними, нормами гражданского права. Еще раз, обращаясь к анализу п.2 ст.3 ГК РФ, особо укажем на то, что гражданское законодательство состоит из самого ГК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов. Отношения, подлежащие регулированию федеральным законом в случаях отсылок ГК РФ - это наиболее важные отношения, отражающие общегосударственные интересы, и которые единообразно должны быть урегулированы на всей территории РФ. Именно поэтому под «гражданским законодательством» и «законом» в ГК РФ понимаются только федеральные законы, составляющие исключительную прерогативу РФ.

Сохранение и обеспечение системности действия всего гражданского законодательства требуют приоритета норм ГК РФ в отношении норм гражданского права, находящихся за его пределами, в каком бы нормативном правовом акте они ни находились, включая акты комплексных отраслей совместной компетенции. Поскольку, по справедливому замечанию В.А. Рахмиловича, «в большинстве случаев содержание нормы, дающей отсылку к другому закону, прямо свидетельствует о гражданско-правовом характере нормы, к которой отсылает ГК РФ»[29]. Отступление же от нормы ГК РФ (федерального законодательства) возможно лишь в случаях, предусмотренных самим Кодексом (федеральным законодательством).

2.4 Иные нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права

Правовое регулирование гражданского оборота в современных условиях осуществляется не только одними законами, как могло бы предполагаться в идеале, но и другими видами нормативных правовых актов, содержащими нормы гражданского права. Рассматривая данную группу формальных источников гражданского права, следует исходить из большого объема и динамичности регулируемых ими общественных частноправовых отношений. В виду этого в подзаконных нормативных правовых актах содержится значительная часть всех правовых предписаний, призванных развивать и конкретизировать положения федеральных законов, а также соответствовать им.


В отечественном праве в последнее время существенно возрастает интерес к исследованию проблематики подзаконных правовых актов[30], в связи с чем всё большую актуальность приобретает вопрос обеспечения единства их формы и содержания, выраженное в унифицированных требованиях к их наименованию, а также предмету правового регулирования. Существующая на сегодняшний день ситуация издания нормативных актов в формах, не предусмотренных законодательством (письмах, телеграммах, указаниях), а также придание этим актам фактически нормативного характера, на практике приводит к введению в заблуждение субъектов правоприменения, что в целом негативно сказывается на регулировании гражданских правоотношений. Разрешению этих вопросов во многом препятствует и отсутствие легального определения подзаконного правового акта.

Обобщая выработанные юридической наукой и практикой положения, подзаконный нормативный правовой акт как формальный источник гражданского права можно определить как разновидность нормативного правового акта, издаваемого компетентным, уполномоченным на это законом государственным органом, на основе и во исполнение гражданского закона, в целях его дальнейшей конкретизации.

Необходимо обозначить, что указы Президента РФ и постановления Правительства РФ в ГК РФ обозначены в как «иные правовые акты». Представляется, что цель такого особого выделения заключается, во-первых, в их отдельном нормативном обособлении, то есть отнесении к отдельной группе актов, отличных от законов и «ведомственных актов». Это позволяет более кратко и конкретно определять, в каких именно случаях указы Президента РФ и постановления Правительства РФ регулируют те или иные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Во-вторых, такая формулировка позволяет говорить об особом месте этих нормативных актов в системе источников гражданского права. Что касается «ведомственных актов», то органы исполнительной власти РФ могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

Характеризуя подзаконные правовые акты, следует исходить из их признаков, позволяющих рассматривать их в качестве одного из видов формальных источников отечественного гражданского права. Как уже отмечалось, рассматриваемые акты являются нормативными по своей правовой природе, следовательно, все признаки нормативных актов относятся и к ним. Учитывая специфику вышеуказанных актов, A.B. Мицкевич аргументировано выделяет присущие им: подзаконность; обусловленность содержанием полномочий, издающих- органов; общегосударственный характер; одинаковую силу на всей территории[31]. Вместе с тем в области гражданского права к признакам подзаконных актов можно добавить ряд особенностей.


Признак подзаконного характера выражается для указанной группы актов в различных аспектах. При определении юридической силы и основы издания подзаконного акта используются специальные юридические формулы выражения иерархической зависимости, имеющие различные значения: «на основании и во исполнение закона», «не должны противоречить закону», «в соответствии с законом» и др. Подзаконность выражается и в том, что эти акты издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, как источника гражданского права, обладающего высшей юридической силой, ГК РФ, иных федеральных законов, содержащих в себе гражданско-правовые нормы. Это закреплено в Конституции РФ (ст.90, п.3 ст.116) и ГК РФ (п.5 ст.3).

Признак процедурности проявляется в опосредовании норм гражданско-правовых законов при помощи воспроизведения, дополнения, конкретизации, развития, детализации правовых норм. При этом следует заметить, что нормы подзаконных нормативных правовых актов в большинстве своем являются нормами видового значения по отношению к нормам законов, которые являются нормами родового значения. Из этого признака вытекает, что орган, издающий подзаконный нормативный правовой акт, как правило, принимает норму видового значения при наличии нормы родового значения, благодаря чему происходит дальнейшее развитие норм законов с помощью норм подзаконных нормативных правовых актов.

Следующим признаком подзаконных нормативных актов является их издание в рамках компетенции уполномоченных на их принятие государственных органов. Отличие от законов в данном случае выражается в том, что они в сфере гражданского права принимаются Федеральным Собранием РФ, которое обладает неограниченной компетенцией и может принимать любые законодательные акты, в том числе и не предусмотренные самим ГК РФ. Более законодатель в лице Государственной Думы РФ может в принципе внести и изменения в ст.2 ГК РФ, закрепляющую отношения, регулируемые гражданским правом.

Признак общегосударственности подзаконных актов характерен для всего массива актов, содержащих нормы гражданского права. Под ним понимается их обязательное исполнение на всей территории РФ, если в них не установлено иное.

Таким образом, применительно к тематике нашего исследования выделим из всего многообразия подзаконных нормативных правовых актов следующие виды, являющиеся источниками гражданского права РФ.

Указы Президента РФ. Как справедливо отмечает С.А. Иванов, «на протяжении длительного исторического промежутка времени указ являлся одним из самых конфликтных видов нормативных правовых актов в России ... указу на различных этапах российской истории пытались отвести роль едва ли не приравненного к закону акта»[32]. В связи с чем в научный оборот В.О. Лучиным был введен термин «указное право», который предельно точно отражал специфику указов Президента РФ, не просто как одного из разновидностей подзаконных правовых актов.