Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности(на примере ЗАО «Майкл и Ко»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Разработка объема труда и увеличение его содержания

Возникает необходимость как непосредственно для деятельности самой фирмы, так и для работоспособности самого работника. Имеет место в данном случае наличие оптимального расчета такого объема рабочей нагрузки, который не будет слишком большим, чтобы сотрудники теряли самооценку своих способностей и находились на грани стрессового истощения, или слишком маленьким, для того, чтобы сотрудники не начали переживать из-за низкой значимости, невостребованности своего труда[32].

Говоря об определении объема работ нужно сказать, что он представляет собой расчет количества различных операций, выполняемых работником и частота их повторения. Также в аспекте рассматриваемого вопроса нужно сказать и о том, что содержательность работ определяется посредством степени влияния, которое работником может быть оказано непосредственно на работу и рабочую среду. Она находится в непосредственной прямой зависимости от степени самостоятельности в планировании, выполнении, определении ритма работы, от участия в принятии решений. Кроме того, можно провести реорганизацию работы посредством изменения ее объема или содержательности. Расширение объема и обогащение содержания работы являются двумя наиболее широко применяемыми современными методами совершенствования организации труда.

3. Процесс подбора и расстановки кадров должен осуществляться, основываясь на должностных инструкциях, которые должны иметь четко прописанные обязанности и права работника, а также составлен его приблизительный профессиональный портрет, включающий в себя и социально-психологическую оценку[33].

4. Уместным является также при найме на работу и в процессе ее выполнения осуществлять проведение оценки способностей, потребностей и склонностей подчиненных и выбор соответствующего объема и типа работы для них. Можно применить увеличение нагрузки, когда они добьются успеха при выполнении заданий (если они этого желают). В подходящих случаях можно прибегнуть к делегированию полномочий и ответственности. При найме целесообразным можно назвать включать в набор вопросников тест на стрессоустойчивость, если выполняемая функция связана с такими условиями работы.

5. Обеспечение моральной и материальной заинтересованности работника в результатах труда, обеспечение надлежащего вознаграждения за эффективную работу, т.е. постоянная работа на повышение мотивации сотрудников.


2. Технологические и технические методы – посредством данных методов определяется формирование адекватной организации производственного процесса и условий его протекания. Предполагается совершенствование условий труда предпочтительно в двух направлениях[34]:

- разработка и оптимизация оптимальных режимов труда и отдыха – происходит с опорой на анализ кривой работоспособности человека;

- усовершенствование орудий и средств труда, оборудования и самой технологии производства – особенный вопрос, учитывая стремительное развитие электроники[35].

Кроме того, также в аспекте рассматриваемого вопроса необходимо указать и на наличие отдельного направления, возникающего при решении проблемы, имеющей непосредственное прямое отношение к возникновению экстремального фактора стресса в результате монотонности труда – чередование функций в процессе выполнения работы. Уместным является применение метода антистрессовой защиты в виде переключения внимания, но направить его на продуктивное для предприятия действие – выполнение обязанностей, совершенно различных по своей природе.

3. Физиологические методы, которые призваны восстанавливать психофизиологическое состояние работников с целью повышения их физического здоровья[36]: оптимизация питания; фармакотерапия; массаж и самомассаж; занятия йогой, производственной гимнастикой; профилактика и лечение профессиональных заболеваний; нормализация экологических факторов производственной среды и др.

4. Социально-психологические методы, включающие создание благоприятного социально-психологического климата, разработку антистрессовой программы и профилактику неблагоприятных состояний.

Для того, чтобы создать благоприятный климат, имеет место наличие необходимости как во внутренних совершенствованиях (процесс комплектования кадров все же следует проводить, принимая во внимание совместимость различных типологий характеров человека, стремясь при этом сочетать людей с общими моральными, культурными ценностями, не обладающих слишком разными материальным и социальным статусами), так и во внешних факторах (таких, к примеру, как перечисленные в первом пункте плюс дополнительно особенности руководства коллективом). В данном случае уместным является рекомендации руководителю для формирования позитивного отношения работников к управлению и собственному месту в организации:[37]


- целесообразно разрешать подчиненным отказываться от выполнения какого-либо задания, когда у них есть для этого достаточные основания (при необходимости в выполнении этого задания, нужно объяснять его важность и установить приоритеты);

- необходимым является применение стиля лидерства, соответствующего требованиям данной конкретной ситуации;

- целесообразно выступать в качестве наставника по отношению к подчиненным, развивать их способности и обсуждать с ними сложные вопросы.

Также можно выделить основные подходы по управлению производственным стрессом[38]:

- изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте;

- обеспечение большей автономии работника;

- построение «мостов» между работой и домом (семьей), создание возможностей для жен управленцев лучше понять работу своего мужа и даже «возможностей для включения в процесс принятия решений, касающихся жизни семьи (например, связанных с переездом и т.п.)»;

- повышение квалификации (в плане осознания своих ролевых позиций и улучшения межличностных отношений);

- создание в организации благоприятного социально-психологического климата.

Люди, страдающие от чрезмерного стресса на работе, могут попытаться применить следующие методы регулирования стрессов (приложение 4)[39].

К числу других факторов, имеющих непосредственное отношение к понижению вероятности стресса, относят соблюдение надлежащего питания, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.

Для того, чтобы управлять другими, достигая при этом высокой производительности труда и низкого уровня стресса, психологами предлагаются следующие действия (приложение 5)[40]:

В качестве оптимального способа избавления от затянувшегося стресса можно назвать полное разрешение конфликта, устранение разногласий, заключение мира. В случае, когда сделать это не представляется возможным, необходимо провести логическую переоценку значимости конфликта. Можно выделить различные способы снижения значимости конфликта. Первый из них можно охарактеризовать словом «зато». Суть его – суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи. Второй прием успокоения – доказать себе, что «могло быть и хуже». Сравнение собственных невзгод с чужим еще большим горем позволяет стойко и спокойно отреагировать на неудачу.


К числу желательных условий труда можно отнести[41]:

- работа должна соответствовать «интеллектуальному запросу» работника, это повышает его личную заинтересованность;

- работа должна быть не слишком утомительной;

- вознаграждение за труд должно быть справедливым, информативным и соответствовать устремлениям (установкам) работника;

- «условия труда должны быть совместимы с физическими потребностями и содействовать достижению трудовых целей;

- работа должна способствовать росту самооценки работника;

- факторы, действующие на рабочем месте, должны помогать повышению значимости труда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования было выявлено следующее:

Одним из важнейших профессиональных качеств, присущих современному руководителю, является наличие у него способности к тому, чтобы управлять стрессами в производственном коллективе. Вполне очевидным можно назвать то, что ни один рабочий процесс не может обходиться без тех или иных стрессов. Наличие стрессов в процессе производства оказывает крайне негативное воздействие на выполнение поставленных производственных задач.

Характерной особенностью, которой должен отличаться руководитель любого уровня, должно являться владение им методами управления стрессами, что способствует минимизации оказываемого ими негативного воздействия. Не является секретом то, что наличие высокого уровня производственного стресса является причиной, приводящей к возникновению и развитию синдрома профессионального выгорания, который особенно хорошо изучен у менеджеров. В качестве результата этого можно назвать не только факт резкого снижения трудовой мотивации, но и наличие прямого падения работоспособности, а также наличие значительного роста заболеваемости сотрудников не только психическими, но и соматическими расстройствами. В связи с этим в психологии разработано большое количество организационных методов управления стрессами.

В рамках написания данной работы был проведен анализ стрессового уровня аппарата управления на примере ЗАО «Майкл и Ко». Данная организация имеет широкую известность на территории России, в особенности - в Санкт-Петербурге, являясь один из крупнейших дистрибьюторов детских товаров.

Основываясь на результатах проведенного исследования, были предложены рекомендации для руководящих кадров анализируемого предприятия. Посредством реализации указанных направлений на практике будет предоставлена возможность добиться существенного снижения уровня стресса в условиях деятельности анализируемого предприятия.


Резюмируя, можно с уверенностью отметить, что цель, стоящая перед нами при проведении данного исследования и написания работы, достигнута, поставленные для достижения указанной цели задачи выполнены.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисова, Анастасия День управления стрессом / Анастасия Борисова. - М.: "Антология", 2013, с.73

2. Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом. Теория и психодиагностика. – М.: речь, 2010. – С. 106.

3. Дехтяр, Б. С. Как защитить себя от стресса / Б.С. Дехтяр. - М.: ФАИР-Пресс, 2013, с.69

4. Игумнов С.А., Жебентяев В.А. Стресс и стресс-зависимые заболевания. – М.: Речь, 2011. – С. 63-64.

5. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.: Академический Проект, 2011. – С. 136.

6. Ламбен, Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж. Ламбен, Р. Чумпитас, И. Шулинг. - М.: Питер, 2012, с.126

7. Лосик, Боб Держитесь! Стресс-менеджмент для трудоголиков / Боб Лосик. - М.: НТ Пресс,2013, с.218

8. Нестерова О.В. Управление стрессами. – М.: Университет, 2012. – С. 246.

9. Окунев Д.В. Мотивационная Программа В Системе Формирования Устойчивых Социально-Трудовых Отношений В Организации / Окунев Денис Викторович. - Москва: РИОР, 2013, с.318

10. О'Нил, Джон Интервью при отборе. 58 вопросов из практики крупнейших компаний мира / Джон О'Нил. - М.: Карьера Пресс, 2013, с.163

11. Самоукина, Наталья Карманный справочник бизнес-тренера / Наталья Самоукина. - М.: Феникс, 2015, с.107

12. Сандомирский, М.Е. Защита от стресса. Работа с подсознанием / М.Е. Сандомирский. - М.: СПб: Питер; Издание 2-е,2013, с.206

13. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте./ Под ред. А. Журавлева, Е. Сергеенко. – М.: Институт психологии РАН, 2012. – С. 325-326.

14. Синельников, В.В. Прививка от стресса. Как стать хозяином своей жизни / В.В. Синельников. - М.: Центрполиграф,2013, с.174

15. Сайт ЗАО «Майкл и Ко» http://xeff.ru/id/%D0%B7%D0%B0%D0%BE-%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BB-%D0%B8-%D0%BA%D0%BE-2087764

16. Часкалсон, Майкл Живи осознанно, работай продуктивно. 8-недельный курс по управлению стрессом / Майкл Часкалсон. - М.: Альпина Паблишер, 2014, с.205

17. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2012. – С. 219-220.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Опросник поведения и переживания, связанного с работой (AVEM). Разработан в Институте психологии Потсдамского университета У. Шаармидтом и А. Фишером. Состоит из 66 утверждений, объединенных в 11 шкал, отражающих реакции человека на требования профессиональной среды и способы поведения, формируемые на основе этих реакций: субъективное значение деятельности; профессиональные притязания; готовность к энергетическим затратам; стремление к совершенству; способность сохранять дистанцию по отношению к работе; тенденция к отказу в ситуации неудачи; активная стратегия решения проблем; внутреннее спокойствие и равновесие; чувство успешности в профессиональной деятельности; удовлетворенность жизнью.