Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности(на примере ЗАО «Майкл и Ко»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как можно заметить из таблицы 2, за 2014-2016 гг. на ЗАО «Майкл и Ко» имел место факт наличия положительной тенденции, связанной со значительным ростом образовательного уровня персонала. В частности, число сотрудников, которые имеют высшее образованием, увеличилось на 17,1%, а со средним специальным – на 7,0%. Данный факт выступает в качестве следствия политики руководства организации, в соответствии с которой сотрудники многих отделов были направлены на получение высшего образования в ВУЗы Санкт-Петербурга.

Таким образом, в 2016 году большая часть персонала ЗАО «Майкл и Ко» состояла из лиц, имеющих высшее и среднее специальное образование, что, вне всякого сомнения, можно назвать положительным моментом, существенно повышающим конкурентоспособность организации.

Анализ возрастной структуры персонала ЗАО «Майкл и Ко» в 2014-2016 гг. рассмотрен в таблице 3.[22]

Таблица 3

Анализ возрастной структуры персонала ЗАО «Майкл и Ко»

в 2014-2016 гг.

N п/п

Возраст

Период

Темп роста

2015 г

2016 г

2015 г

2016 г

2015 г

2016 г

1

18-35 лет, %

22,4

21,7

20,5

96,8

94,4

91,5

2

36-55 лет, %

69,1

69,0

69,7

99,8

101,0

100,8

3

Старше 55 лет, %

8,5

9,3

9,8

109,4

105,3

115,2

Итого

100

100

100

-

-

-

Таким образом, за период 2014-2016 гг. можно говорить о наличии крайне неблагоприятной ситуации, имеющей непосредственное прямое отношение к старению персонала – доля лиц, возраст которых составляет более 55 лет, увеличилась на 15,2%, а что касается доли лиц, моложе 35 лет, то в данном случае наблюдается уменьшение на 8,5%. Исходя из этого перед руководством ЗАО «Майкл и Ко» возникает необходимость в том, чтобы уже в ближайшее время заниматься планированием мероприятий, направленных на привлечение молодых сотрудников.


2.2 Анализ стрессовых ситуаций у руководящего персонала ЗАО «Майкл и Ко»

Участниками пилотажной части исследования стали менеджеры по продажам (32 человека). Участниками основной части исследования стали 24 менеджера: из них мужчин – 58,3% (14 чел.), а женщин – 41,7% (10 чел.). Средний возраст участников проводимого эксперимента составляет 35,1 год (в данном случе речь о разбросе возраста от 27 до 45 лет). Высшее образование имеют 50,0% (12 чел.); незаконченное высшее – 33,3% (8 чел.); среднее специальное – 16,7% (4 чел.). Средний стаж трудовой деятельности – 11,0 лет (речь о разбросе от 2 до 24 лет). Средний стаж трудовой деятельности в данной организации – 3,9 лет (речь о разбросе от 1 до 8 лет). 25,0% работников являются сотрудниками данной компании непосредственно с момента ее открытия. Семейное положение: женат/замужем, есть дети – 58,3% (14 чел.); женат/замужем, детей нет – 12,5% (3 чел.); разведен (а), есть дети – 16,7% (4 чел.); разведен (а), детей нет – 4,2 % (1 чел.); не женат/не замужем – 8,3% (2 чел.)

Нужно отметить, что в процессе своей трудовой деятельности менеджерам приходится сталкиваться с необходимостью осуществления большого количества коммуникаций, грамотное построение которых непосредственно оказывает прямое влияние на уровень рентабельности компании. Можно констатировать, что коммуникационной насыщенностью профессиональной деятельности исследуемых менеджеров провоцируются ряд различных стрессовых проявлений, в качестве одного из главных показателей которых может выступить фактор высокого уровня эмоционального выгорания.

Исследование состояло из трех этапов.

1 – ый этап: посредством опросника поведения и переживания, имеющего непосредственное прямое отношение к работе (AVEM), были выделены четыре группы менеджеров, которым присуща разная степень выраженности синдрома эмоционального выгорания (приложение 1).

2-ой этап: проведение исследования личностных характеристик менеджеров (4 группа - В) в количестве 24 человек, которые показали высокий уровень выраженности синдрома эмоционального выгорания: удовлетворенности работой, самооценки, уровня притязаний, способности к выражению эмоциональных переживаний посредством применения методики опросник «Удовлетворенность работой» Т.И. Ронгинской[23].

3-ий этап: была проведена разработка рекомендаций, направленных на совершенствование организационных методов управления стрессами в условиях деятельности ЗАО «Майкл и Ко».

Экспериментальное исследование было направлено на проверку гипотезы, согласно которой психологическими факторами профессионального стресса менеджеров, проявляющегося в высокой выраженности синдрома эмоционального выгорания, могут являться следующие личностные характеристики: низкая удовлетворенность работой, высокая степень ипохондирической направленности, высокая степень алекситимии; а также – неустойчивая и низкая самооценка, неадекватно высокий уровень притязаний.


Результаты исследования по методике AVEM представлены в приложении 2.[24]

Приведенные данные являются свидетельством того, что менеджеры в сфере продаж в настоящее время выступают в качестве непосредственно той профессиональной группы, в которой отчетливо можно просмотреть наличие риска профессионального выгорания. А из этого можно утверждать о наличии чрезвычайно критического образа психического самочувствия менеджеров, принимающих участие в проводимом исследовании.

Результаты анализа данных, которые были получены по опроснику «Удовлетворенность работой», представлены в приложении 3[25].

Как следует из представленной гистограммы, причиной наибольшей удовлетворенности у менеджеров, которым присущ высокий уровень эмоционального выгорания, являются факторы: «постоянное усовершенствование» (9,54 балла), «психологическая грамотность» (8,96 баллов), «оснащение офиса образцами, проспектами и т.д.» (8,42 баллов). Наименьшую доступность можно отметить в отношении: «материального вознаграждения» (2,55 баллов), «социального престижа профессии менеджера» (4,08 балла), «поведения «трудных» клиентов» (5,17 баллов)[26].

Кроме того, также обращает на себя внимание и тот факт, что большее внимание уделено внешним, средовым факторам, а значительно меньшее – внутренним, находящимся в непосредственной прямой зависимости от активности личности. Так фактор «состояние здоровья» не отмечен менеджерами в качестве самой значимой причины трудностей в работе (5,54 балла – 8 ранг). Это выступает в качестве противоречия полученным результатам, которые свидетельствуют о развитии синдрома выгорания среди обследованных менеджеров. В связи с этим можно высказать предположение, что содержание их профессиональной деятельности, связанное с высоким личностным участием, требует от менеджера мобилизации своих сил и не всегда сопровождается адекватной оценкой психических затрат. Чаще всего, аспект здоровья подвергается игнорированию в работе менеджера.

Также необходимо отметить наличие высокой удовлетворенности фактором «психологическая грамотность» (8,96 – 2 ранг). Такое игнорирующее отношение к необходимости получения психологических знаний, имеющих отношение, прежде всего, к проблемам саморегуляции и поддержания психического здоровья, дают возможность отметить наличие необходимости в проведении комплексного психологического сопровождения трудовой деятельности менеджеров. Очевидным в данном случае можно назвать то, что низким уровнем психологической осведомленности обусловливается процесс формирование реакций на психотравмирующие ситуации их профессиональной деятельности.


Таким образом в результате экспериментального исследования можно констатировать, что у значительной часть выборки (28,2% - 24 чел., принимавших участие в исследовании) обнаруживается наличие симптомов профессионального выгорания (тип В), более половины (51,9% - 44 чел.) находятся в группе риска (тип А). Лишь у небольшого количества менеджеров наблюдается проявление черт поведения, способствующих эффективной деятельности и сохранению психического здоровья в профессиональной среде (типы G и S составляют соответственно 9,4% и 10,5% от общего числа исследованных).

3. Разработка рекомендаций по применению организационных методов управления стрессами в организации

Непосредственно под организационными методами принято понимать методы, действие которых направлено на то, чтобы уменьшить степень экстремальности факторов производственной среды и на то, чтобы они более соответствовали психофизиологическим особенностям работника.

Принято проводить классификацию методов в соответствии с типом инструментов, которые применяются в процессе управления стрессом и сферой, на которую их использование направлено: [27]

1. Непосредственно организационные методы являются большим блоком мероприятий, которые направлены на проведение анализа структуры организации, ее целей и способов достижения этих целей, принимая во внимание требования стрессовых ситуаций.

Если говорить о факторах профессионального стресса, то, как уже было отмечено выше, в качестве основной его причины можно назвать содержание работы, в связи с чем первоначально возникает необходимость в определении того, какой труд являет собой основу деятельности организации, и какой труд необходим работнику для удовлетворения своих материальных и моральных потребностей, а именно[28]: работа должна быть интересной; вознаграждение и признание труда должно быть справедливым; рабочая среда должна соответствовать современным санитарным нормам; надзор руководства должен быть минимален, но при этом осуществляться всегда, когда в нем возникает необходимость; работники должны участвовать в принятии решений относительно их работы; должны быть обеспечены гарантии работы и развитие дружеских взаимоотношений с коллегами; должны быть обеспечены средства бытового и медицинского обслуживания.


В условиях качественной профессиональной жизни сотрудником обычно воспринимается фактор значимости своей работы, ощущается ответственность за результаты, а также он знает, насколько его труд эффективен. Возникает необходимость в определении базового объема работ, посредством которого работнику будет предоставлена возможность испытывать все эти три психологических состояния. Реализацию ощущения значимости труда можно осуществить посредством предоставления работнику возможности расширения количества трудовых навыков, определенности производственных заданий, повышения их важности. Усиление ответственности за результаты труда можно осуществить посредством предоставления работнику большей самостоятельности. Развитие осознания реальных результатов труда имеет место в случае, когда работником получается ответная информация.[29]

В случае выполнения всех предъявленных требований уместно говорить о том, что работа приносит работнику полное удовлетворение и тогда организационные методы можно определить как совершенствование организации труда, направленное на то, чтобы труд стал давать большее внутреннее удовлетворение и больше возможностей для удовлетворения высших потребностей человека – заинтересованности, самоутверждения и развития личности. Именно получение такого удовлетворения является самым важным и полезным лекарством от стресса на работе, посредством чего предоставляется возможность осуществлять перевод имеющегося уровня стресса в полезную форму – эвстресс.

Для того, чтобы решить подобную задачу, необходимым является:[30]

1. Рациональная организация рабочих мест

Все подразделения в фирме должны обладать реальной производственной значимостью, быть необходимыми в равной степени и функционально находиться в зависимости друг от друга. Факт недостатка полномочий или их переизбытка, неравенство имеющихся ресурсов, неопределенность в понимании самой сущности выполняемой работы являются мощными двигателями к тому, чтобы имел место процесс развития стресса, причем на всех уровнях персонала фирмы.

Кроме того, также стоит учесть и то, что рационализация рабочих мест, кроме решения перечисленных проблем, предполагает также принятие мер совершенствования производственных связей: налаживание всесторонней коммуникации и информационного обеспечения. Оформлено это может быть в штатном расписании организации и в должностных инструкциях для работников, где четко очерчивается круг выполняемых трудовых действий и их объем[31].