Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека(Специфика невербальной коммуникации).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
1.1 Специфика невербальной коммуникации
1.2 Особенности невербальной коммуникации
1.3 Структура невербального общения
ГЛАВА 2. ИМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГОПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов второго теста
Все явления экспрессии делятся на самостоятельные области изучения: выразительные движения и физиогномику. Физиогномика — это экспрессия лица и фигуры человека, взятая безотносительно к выразительным движениям и обусловленная самим строением лица, черепа, туловища, конечностей.
Выразительные движения это широко развитые периферические изменения, которые охватывают при эмоциях весь организм. Захватывая систему мышц лица, всего тела, они проявляются в мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения всего тела) и «вокальной мимике» (выражение эмоций в интонации и тембре голоса)». [20]
Несмотря на то, что специалисты из разных областей проявляют огромный интерес к психологии невербального общения, существует терминологическая путаница между понятиями «невербальное общение» и «невербальные коммуникации» из-за публикации, которые попадают в поле зрения отечественных психологов, содержащие в названии термин «nonverbal communication». В англо-американской научной литературе он имеет ряд толкований и не соответствует сформировавшемуся в отечественной психологии понятию «общение». [31]
1.2 Особенности невербальной коммуникации
Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику и жесты. Логическую информацию нам передают слова, а жесты, мимика и голос эту информацию дополняют.
Невербальная и вербальная коммуникация, сопутствуя друг другу, находятся в сложном взаимодействии. Невербальные сигналы, сопровождая вербальные сообщения, могут их дублировать (при выражении эмоций), уточнять (жестикуляция), заменять или противоречить им. [4, с.62]
Таким образом, невербальные сообщения – необходимый элемент межличностной коммуникации. Они являются индикаторами эмоциональных состояний и показателями многообразных отношений человека к окружающему миру. В сугубо официальной или деловой ситуации присутствует и активно ее развивает невербально выраженное отношение субъекта общения к самой ситуации, к партнеру и к себе самому. [11, с.44]
Понятие невербальной коммуникации тяготеет к семиотике, теории знаковых систем, а в лингвистическом аспекте имеет эквивалент, обозначаемый термином паралингвистическая или экстралингвистическая коммуникация. [14, с.19]
Особенностью невербального языка является то, что его появление вызвано импульсами человеческого подсознания, и человек, не умеющий контролировать свои невербальные средства выражения, не может подделать эти импульсы, из этого следует, что этому языку доверяют больше, чем обычному, вербальному каналу общения. Известно, что подделывать или копировать жесты и другие невербальные знаки почти невозможно, потому что нельзя контролировать всю их совокупность и одновременно еще и произносимые слова в течение длительного времени. [9, с.135]
Успех любого делового контакта сильно зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что вы говорите, сколько от того, как вы себя ведете. Именно поэтому особое внимание необходимо обращать на манеру, мимику и позы собеседника, а также на то, как он жестикулирует.
Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Читая жесты, люди осуществляют обратную связь, которая играет важную роль в целом процессе делового взаимодействия, а важной составной частью такой связи является совокупность жестов. Вы сможете понять, как встречено то, что вы говорите, — с одобрением или враждебно, открыт собеседник, или замкнут, занят самоконтролем или скучает. [13, с.120]
Как вербальные, так и невербальные средства по своей природе являются знаками, они выполняют базовые функции коммуникации - информационную, прагматическую и экспрессивную. Но если словесные знаки, преимущественно, являются условными символами, то есть немотивированными и обозначают предмет действительности, то несловесные знаки, в частности, жесты и мимика по большей части являются индексалъными знаками, немотивированными и говорят о чувствах, эмоциях, оценочном отношении, например, нахмуренные брови сигнализируют о недовольстве, сомнении, несогласии и др. [1, с.76]
Несмотря на явные успехи в отстаивании самостоятельного статуса невербального общения, по-прежнему в качестве главного аргумента автономии остаются его отличия от вербальных языков. Особенности невербального языка как специфического языка общения в полной мере описаны Р. Харрисоном американским психологом. В качестве критериев анализа невербального языка он выбрал те, с помощью которых характеризуется вербальный язык: дискретность, определенность, произвольность, абстрактность. [8, с.64]
Рисунок 1
Различие между вербальной и невербальной коммуникацией
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ |
ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ |
1. Обмен сообщениями о том, что происходит «здесь и сейчас», с людьми, вступившими в непосредственное взаимодействие, в рамках конкретной ситуации. |
1. Обмен сообщениями, которые могут существовать помимо передающего их человека (например, в пересказе или в виде текста), позволяют информировать об отсутствующих предметах или явлениях. |
2. Невербальные сообщения практически невозможно разложить на отдельные единицы; их ядро составляют различные движения тела, лица, голоса, пространственных перемещений и т. д. |
2. Составные элементы вербального сообщения - буквы, слова, предложения, фразы четко отделены друг от друга, их соотношение подчинено определенным правилам. |
3. Невербальное поведение спонтанно, непроизвольные движения преобладают над произвольными, неосознаваемые над осознаваемыми. |
3. Вербальные высказывания достаточно осознанны, их легче подвергнуть анализу, оценить, понять, проконтролировать. |
4. Невербальный язык, как правило, люди успешно усваивают сами путем наблюдения, копирования и подражания. |
4. Детей говорить учат специально, семья и общество уделяют этому достаточно много времени и сил. |
На рисунке 1 показаны различия между вербальной и невербальной коммуникацией. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. [11, с.42]
Самая первая выделенная особенность невербальных сообщений – их ситуативность: тон голоса может рассказать о нынешнем состоянии говорящего и его отношении к предмету разговора и слушателям, но не сможет сообщить о его переживаниях на прошлой неделе; в зависимости от эмоционального состояния люди будут по-разному стучать в дверь, и во многом зависит в чью дверь они стучат. Разнообразные экспрессивные движения (жесты, мимика, взгляды, характеристики голоса и т. д.), которые дополняют и противоречат друг другу, связаны с изменяющимися психическими состояниями человека, его отношением к партнеру и ситуации взаимодействия. [11, с.43]
Синтетичность ‒ вторая особенность невербальных сообщений. Экспрессивное поведение воспринимается комплексно, трудно выделить отдельные единицы невербальных сигналов. [12, с.173]
Еще одна особенность это непроизвольность, спонтанность многих невербальных действий. Даже если люди пытаются скрыть свои намерения или эмоции, замаскировать свои подлинные переживания, у многих они, конечно же, заявят о себе через ускользающие из-под контроля «экспрессивные привычки».
И последнее, если детей говорить учат специально (причем семья и общество уделяют этому достаточно много времени и сил), то большинство невербальных знаков люди успешно усваивают сами – путем наблюдения, копирования, подражания. [11, с.43]
Знание невербального языка позволяет не только лучше понимать собеседника, но и что очень важно предвидеть, какую реакцию услышанное вызвало еще до того, как собеседник выскажется и для достижения желаемого результата почувствовать необходимость изменений. Невербальная коммуникация позволяет показать, что вы понимаете посылаемые сигналы другими и ответы на них; проверять собственные домысли о сигналах, подавляемых другими; подавать сигналы обратной связи. [9, с.135]
Хотя во всем мире используются, по большей части, одни и те же невербальные сигналы, они по-разному могут восприниматься и трактоваться. Например, если у человека выступили слезы, то они могут свидетельствовать о страдании, боли, о сопереживании кому-то, а могут’ быть и слезами радости; улыбка может означать удовольствие от контакта, а может быть маской вежливости. [12, с.173]
Выделяются ряд факторов, которые влияют на невербальный язык и отдельные его элементы:
• национальная принадлежность (одни и те же жесты разное могут означать у разных народов);
• состояние здоровья (в болезненном состоянии у человека меняются взгляд, звучание голоса, обычно жесты более вялые, хотя есть заболевания, сопровождающиеся повышенной возбудимостью и эмоциональностью);
• профессия человека (не всегда слабое рукопожатие проявление слабости: возможно, для профессии необходимо беречь пальцы);
• уровень культуры, который влияет на состав жестов, преставление об этикете, правильном воспитании;
• статус человека (чем выше он стоит на иерархической лестнице, тем скупее он на жесты, больше выражаясь словами;
• принадлежность к группе (групповые традиции, нормы, правила могут существенно поменять пантомимику члена группы);
• актерские способности (многие умеют играть не только словами, но и невербальными знаками);
• возраст (в детстве одно и то же состояние выражается разными жестами; и кроме того, даже возрастной фактор часто играет ту же роль, что и статус; скорость движений с возрастом может снижаться);
• сочетание невербальных знаков (обычно состояние передается не одним, а несколькими элементами пантомимики. Если между этими элементами нарушается гармония, то складывается впечатление неискренности; то же относится к согласованию слов и жестов);
• возможность проявить и воспринять невербальные средства общения (при физической преграде между партнерами затрудняется их полноценное восприятие, как например, разговор по телефону). [9, с.135]
Невербальная экстралингвистическая коммуникация обладает целым рядом особенностей, принципиально отличающих ее от вербальной лингвистической коммуникации, что и дает основание выделить ее в особый информационный канал общей системы коммуникации. [6, с.21]
Особенности эти следующие:
• полисенсорная природа невербальной коммуникации, т. е. проявление ее через разные органы чувств одновременно (зрение, слух, обоняние и др.);
• по сравнению с вербальной речью эволюционно историческая древность;
• независимость от семантики речи (слова могут значить одно, а интонация голоса – другое);
• значительная непроизвольность и подсознательность;
• независимость от языковых барьеров;
• особенности акустических средств кодирования;
• особенности психофизиологических механизмов восприятия (декодирование мозгом). [6, с.21]
Из всего этого можно сделать вывод о том, что если человек во взаимоотношениях с партнерами, собеседниками или просто коллегами, желает достигнуть определенных результатов, то ему необходимо овладеть, хотя бы азами невербального, т е. бессловесного общения. [13, с.120]
Таким образом, все системы невербальной коммуникации существенно дополняют речевое воздействие, как усиливая его, так и ослабляя. И, кроме того, именно невербальные средства общения, а не слова, передают более точную информацию о душевном состоянии, настроении собеседника, отношении к партнеру и к обсуждаемой проблеме, помогают обнаружить такой существенный параметр делового общения, как намерения его участников. [9, с.138]
1.3 Структура невербального общения
1.3.1 Кинесика
Важной особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с помощью всех органов чувств: слуха, зрения, вкуса, осязания, обоняния, каждый из которых образует свой канал коммуникации. [25, с. 123]
Рисунок 2
Невербальные средства общения
Кинесика
Просодика и экстралингвистика
Такесика
Проксемика
Визуальный контакт (взгляд)
Экспрессивно-выразительные движения
Интонация
Рукопожатие
Ориентация
Громкость
Тембр
Поцелуй
Дистанция
Направление движения глаз
Паузы
Поза
Похлопывания
Жест
Вдох
Смех
Мимика
Длина паузы
Плач
Кашель
Походка
Частота контакта
На рисунке 2 изображены невербальные средства общения. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. [9, с.132]
Все указанные виды невербальных средств общения не изолированы, а находятся во взаимодействии, иногда дополняя друг друга, иногда вступая, в противоречие друг с другом, однако при этом каждую позицию можно исследовать отдельно. [12, с.174]
И так, начнем рассмотрение невербального поведения с той подструктуры, которая создает основное ее свойство ‒ движение и происходит с помощью оптической системы субъекта. Такой подструктурой невербального поведения является Кинесика. [20]
Термин «кинесика» впервые предложил американский психолог Р. Бёрдвистл для изучения общения посредством анализа движений тела (Birdwhistell, 1952). «Кин» – мельчайшая единица, «буква» движения. Считывая «кины», в итоге мы можем интерпретировать сообщения, которые передаются через жесты и другие телодвижения тела. [11, с.45]