Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека(Специфика невербальной коммуникации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы курсовой работы определяется тем, что она направлена на пополнение знаний о невербальном общении между людьми. Ученые уделяют особое внимание проблемам невербального общения, так как изучение поведения людей помогает лучше понять других и самих себя. Таким образом, изучение особенностей невербального общения может быть очень полезным для человека любой профессии, и, конечно же, необходимым для психологов.

Невербальное общение это проявление наших эмоций и чувств. На сегодняшний день ученые считают, что 90% в общении между людьми составляет невербальная часть, то, что люди передают друг другу телом, через жесты, позу и выражение лица. И хотя язык телодвижений является часто бессознательным процессом, в настоящее время он хорошо изучен и может контролироваться. Кроме того, невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека.

Наиболее известной работой в исследованиях проблемы языка тела была работа Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у людей и у животных», опубликованная в 1872 году. Изучением невербального общения и экспрессии как внешнего Я личности занимались как зарубежные психологи Д.Фаст, Р.Уайтсайд, А. Пиз, П.Экман и др., так и отечественные Горелов И.Н., Лабунская В.А., Ильин Е.П., Рубинштейн С. Л., Петрова Е.А. и др..

Цель работы: изучение невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Объектом курсовой работы является процесс невербального общения между людьми.

Предметом — методы изучения невербальных проявлений эмоций.

Задачи работы:

- исследовать теоретические аспекты невербального общения

- выявить особенности невербального общения

- изучить структуру невербального общения

- провести импирическое исследование невербального проявления эмоционального состояния человека

Методы исследования. В исследовании использовались методы теоретико-методологического анализа, сравнения и обобщения психологической литературы и исследований по изучаемой проблеме. Методы эмпирического исследования: тестирование, анкетирование, беседы, анализ и интерпретация полученных результатов.

В исследовании участвовало 20 человек. База исследования Детский дом творчества станицы Казанская. Были использованы методики: Тест «Понимаете ли Вы язык мимики и жестов?» разработанный В.Д. Коноваловым. Тест «Оценка самоконтроля в общении» (по Мариону Снайдеру).


Структура данной курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность, анализируется степень изученности, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, указываются методы исследования.

В первой главе - «Понятие и сущность невербального общения» - рассматриваются теоретические аспекты в отечественной и зарубежной литературе, особенности и структура невербального общения.

Во второй главе - «Империческое исследование невербального проявления эмоционального состояния человека» - описывается проведенный эксперимент, делаются выводы по результатам эксперимента.

В заключении сделаны выводы по проблеме, сформулированной в названии темы работы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

1.1 Специфика невербальной коммуникации

Коммуникация, под которой в широком плане понимаются способы общения, позволяющие передавать и принимать разнообразную информацию, является объектом изучения многих наук - не только гуманитарных, но и точных. [1, с.6]

В отечественной психологии понятие «общение» охватывает широкий круг явлений, включающих процессы взаимодействия, взаимовлияния, взаимопонимания, сопереживания (Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Б. Д. Парыгин, В. Н. Панферов и многие другие). В социальной психологии общение рассматривается как особый вид психологической деятельности, результатом которой являются образования и изменения в когнитивной (образы, понятия, впечатления, представления, эталоны, интерпретации, стереотипы и т.д.), в эмоциональной сфере личности (чувства, состояния и т. д.), изменения в области ее взаимоотношений и отношений, в формах поведения и способах обращения к другим людям. [8, с.10]

Конечно, общение не ограничивается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Общение включает вербальные и невербальные каналы передачи информации. Невербальный язык более достоверен и менее контролируется сознанием, чем вербальный. Даже если информация, поступающая по невербальному каналу, идет в разрез с информацией, полученной по вербальному, то верят больше невербальным средствам общения, так как они рождаются на подсознательном уровне. [3, с.6]


Невербальная коммуникация является самой древней формой общения людей. Оно берет свое начало в трудах по ораторскому мастерству, а в современной психологии представлено в таких областях, как паралингвистика, психосемиотика, социолингвистика, экстралингвистика и т. д. [8, с.20]

Сейчас кажется почти невероятным, что более чем за миллион лет эволюции человека невербальные аспекты коммуникации стали серьезно изучаться только в начале шестидесятых годов, а общественность узнало об их существовании в 1970 году, после того, как была опубликована книга Юлия Фаста. Эта книга обобщала исследования о невербальных аспектах коммуникации, проделанные учеными - бихевиористами до 1970 года, но даже сегодня многие люди не подозревают о существовании и важности языка телодвижений, в их жизни. [4, с.5]

Когда речь заходит о языке тела, профессор Альберт Мерабиан, самый цитируемый ученый, утверждает, что важную роль в общении играют три основных фактора, доля которых распределяется следующим образом:

• что мы говорим — 7%;

• как мы говорим — 38%;

• язык нашего тела — 55%.

Впервые услышав о таком соотношении, мы удивлены. На то, «что говорится», приходится всего 7% информации. Получается, что предмет разговора — один из наименее важных элементов беседы. [3, с.7]

Исследования проблемы языка жестов, нашли отражение в работе Чарльза Дарвина «Выражение эмоций животными и человеком» (1872). Учеными было обнаружено и зафиксировано почти миллион невербальных сигналов. По подсчетам одного из специалистов, только с помощью рук человек может передать 700000 сигналов. [5, с.201]

Особое значение исследований невербальной коммуникации для таких областей психологической науки, как теория общения (Ломов, 1981, 1984; Поликарпов, Брушлинский 1990; Знаков, 1994; Леонтьев, 1997), теория субъекта (Брушлинский, 1996), восприятие и понимание человека человеком (Бодалев, 1982, 1996), психология личности, социальная психология (Абульханова-Славская, 1986; Цуканова, 1985), психология речи (Рубинштейн, 1976; Ушакова, 1992, Леонтьев, 1997; Никонов, 1989, Павлова, 1995;), психология индивидуальности (Русалов, 1979; Голубева, 1993), диагностика психических состояний (Бехтерева, 1980; Медведев, 1993; Леонова, Медведев 1993; Бодров, 1995; Речь и эмоции, 1975), а также лингвистика (Златоустова, Потапова, Трунин-Донской, 1986), представляется очевидным. [6, с.19]

Конечно, не только степенью понимания слов собеседника определяется эффективность общения, но и умением правильно оценивать поведение участников общения, их мимику, движения, жесты, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный – «словесный, устный») общения. [10, с.44]


Невербальные сообщения могут быть закодированы при помощи:

1) выразительных движений тела – так называемое экспрессивное поведение личности (мимика, позы, жесты, и т. д.);

2) звукового оформления речи (громкость, высота, скорость, ритмичность и т. д.);

3) определенным образом организованной микросреды, окружающей человека (то есть того пространства, которое человек может контролировать или изменять: от обстановки квартиры до расстояния, на котором он общается с собеседником);

4) использования материальных предметов, имеющих символическое значение (например, букет к дню рождения; опущенная штора на окне как условный знак, что заходить опасно). [11, с.42]

В процессе речевого общения, примером важнейшей психологической роли невербальной коммуникации служит тот факт, что язык телодвижений может как значительно усилить семантическое значение слова, так и существенно его ослабить, даже полного отрицания субъектом восприятия (например, во фразе: «Я рад вас видеть», произнесенной раздраженным или насмешливым тоном).

Как самостоятельное научное направление понятие «невербальная коммуникация» (в зарубежной литературе известное под термином nonverbal communication) сформировалось недавно, в 1950-х годах (Birdwhistell, 1970; Jandt, 1976, 1981; Key, 1982; Poyatos, 1983; Akert, Panter, 1988), хотя его основы можно искать и в более ранних работах. [6, с.19]

Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. В процессе общения язык телодвижений выступает объектом истолкования не сам по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. Внутренний мир личности раскрывается на основе невербального поведения, так же осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. [7, с.139]

С помощью невербального языка мы можем выражать свои чувства: любовь и ненависть, превосходство и зависимость, уважение и презрение. Осуществляя преднамеренные передачи невербальных сигналов, чувств, которых у нас нет, – очень трудный, даже вообще невозможный процесс. Именно поэтому артисты во время съемок пытаются вжиться в образ и испытывать те же самые чувства, которые они пытаются передать. [4, с.63]

Наша жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Ч.Дарвин знаменитый естествоиспытатель утверждал, что эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают особое значение тех или иных условий для удовлетворения важных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. [16, с.437]


В.П.Морозов считает возможным выделение «языка эмоций». Замечено, что особенностью языка эмоций является его независимость от слова. Эмоциональная интонация усиливает смысл слова, противоречить ему и существует вообще без слов. Как совершенно самостоятельный канал передачи информации язык эмоций может функционировать не только параллельно со словом, но и без него – в форме восклицаний, смеха, плача. Переживаемые эмоции вольно, а иногда против воли человека, автоматически отражаются в мимике и пантомимике и сигнализируют о состоянии человека. [17]

По выразительным движениям, по самым тончайшим изменениям в выражении лица, в интонации и т.д., мы в повседневной жизни, чувствуем иногда малейшие сдвиги в эмоциональном состоянии, в "настроении" окружающих, особенно близких нам людей. Ряд американских исследователей (Г.С.Лэнгфелд, А.Фелеки, М.Шерманн, К.Лэндис) пришли к выводу, что на основании выражения лица суждения об эмоциональном состоянии оказываются по большей части ненадежными и сбивчивыми. Конечно, смех, улыбка обычно не вызывают сомнений и расхождения в суждениях; относительно легко опознается выражение презрения, но уже удивление и подозрение и даже страх и гнев, а тем паче более тонкие оттенки чувств, труднее дифференцировать по выражению лица. [15, с.68]

Проявление эмоций у каждого человека индивидуально, в связи, с чем говорят о такой личностной характеристике, как экспрессивность. Термин «экспрессия» переводится на русский язык как выразительность, яркое проявление чувств, настроений. Экспрессивность также означает степень выраженности того или иного чувства, мыслей, настроения, состояния, отношения и т. д.

Экспрессии отводится место не просто внешнего сопровождения психических явлений. Она рассматривается как часть этих явлений и форма их существования. Следовательно, можно говорить об экспрессии, как о личностном образовании, как о его внешнем Я, как инструменте познания внутреннего мира человека. [8, с.107]

Традиция изучения экспрессии как внешнего Я личности была заложена работами В. Классовского, И. М. Сеченова, И. А. Сикорского, Д. Авербуха, С. Л. Рубинштейна. [8, с.111]

О существовании нескольких аспектов эмоциональной экспрессивности впервые обнаружили Гросс и Джон. С помощью факторного анализа данных самоотчетов об экспрессивных тенденциях они установили три аспекта: силу внутренних эмоциональных реакций, степень выражения позитивных эмоций, степень выражения негативных эмоций. [20]

Чем больше человек выражает свои эмоции через мимику, голос, жесты, двигательные реакции, тем сильнее у него выражена экспрессивность. Экспрессивность является совокупностью двух слагаемых: степени выражения (силы) эмоций и контроля человека за их выражением.[19, с.233]