Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека(Специфика невербальной коммуникации).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
1.1 Специфика невербальной коммуникации
1.2 Особенности невербальной коммуникации
1.3 Структура невербального общения
ГЛАВА 2. ИМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГОПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов второго теста
Рисунок 10
Рисунок 11
Проанализировав полученные данные по тесту Мариона Снайдера «Оценка самоконтроля в общении», можно сделать вывод, что 7,4% респондентов имеют низкий уровень коммуникативного контроля. Их поведение устойчиво, и в зависимости от ситуаций они не считают нужным изменяться. Испытуемые способны к откровению, и иногда некоторые считают таких людей неудобными в общении по причине их прямолинейности.
44,4% респондентов имеют средний коммуникативный контроль. Они искренни, но не сдержаны в своих эмоциональных проявлениях. Однако считаются в своем поведении с окружающими людьми.
48,2% респондентов имеют высокий уровень коммуникативного контроля. Такие люди легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменения ситуации, хорошо чувствуют и могут предвидеть впечатление, которое производят на окружающих.
Выводы по главе 2
Известно, что мимика, жесты как элементы невербального поведения личности являются одной из первых визуальных, знаковых систем, усваи-ваемых в онтогенезе.
Для некоторых людей жесты и мимические движения собеседника могут сказать многое: о внимании (насколько собеседник внимательно слушает рассказчика), о настроении, о душевном состоянии, и др. Другие же совсем или практически не обращают внимания на мимику человека. Некоторые люди, хорошо понимая мимические движения и жесты собеседника, просто не придают этому значения.
Итак, подводя итоги нашего исследования, основная гипотеза, состоящая в том, что исследуемая часть респондентов (испытуемые) относится к группе людей хорошо контролирующих себя в общении и понимающих мимические движения и жесты, но практически не используют это понимание в повседневной жизни, что может приводить к непониманию собеседника, а также возникновению конфликтных ситуаций, подтвердилась.
Диагностические данные могут использоваться респондентами в целях саморазвития, коррекции поведения и т.п.
Таким образом, исходя из эксперимента, можно сказать, что изучая психологию человека, необходимо обратить особое внимание на язык мимики и жестов в общении и передачи эмоций, который во многом отражает психологический портрет личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа была посвящена изучению проблемы невербального общения, в частности - невербальные проявления эмоциональных состояний человека.
Известно, что наряду с вербальными существуют и невербальные средства общения: мимика, поза, жесты, движения, походка, манера держаться, дистанция, на которой люди находятся во время общения.
Современные исследования ученых показали, что отличительной чертой невербальных сигналов является спонтанность, бессознательность и, в отличие от слов, искренность.
В соответствии с полученными результатами, практическое исследование показало, что большинство людей (ок.88%) хорошо контролируют себя в общении и интерпретируют мимику и жесты, но редко используют эту информацию в реальной жизни, что может приводить к конфликтным ситуациям не только на работе, но и в повседневной жизни.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, выполнены, цель - изучение невербальных проявлений эмоциональных состояний человека достигнута.
Следует отметить, что невербальное общение играет важную роль в любой деятельности человека, в становлении личности, в решении практических и теоретических задач, возникающих в обществе.
Проблема невербального общения крайне актуальна и привлекает особое внимание ученых, так как изучение поведения людей помогает лучше понять других, понять самих себя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведении. ‒ М.: Аспект Пресс, 2001. URL: http://www.uchbnik-online.com (дата обращения: 28.03.2017)
2. Барышева А.Д. Этика и психология делового общения (сфера сервиса) : учебное пособие / А.Д. Барышева, Ю.А. Матюхина, Н.Г. Шереднр.‒ М.: Альфа ‒ М.: ИНФРА-М, 2016. – 256 с.
3. Барышникова Г.В. Гендерные различия эмоционального коммуникативного поведения художественных партнеров (на материале французской литературыXVII-XX вв.) [Текст]: дис. ...канд. фи-лол. наук: 10.02.19 / Г.В. Барышникова. - Волгоград, 2004. – 210 с.
4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология. Хресто-матия - М: Аспект Пресс, 2003. URL: http://www.uchbnik-online.com (дата обращения: 28.03.2017)
5. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебное пособие. ‒ М.: ИНФРА-М, 2006. - 224 с.
6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. 8-е изд. испр. и доп. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. – 544 с.
7. Веденская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов-на-Дону: "Феникс", 2012. ‒ 535 с.
8. Вердербер Р. Психология общения. Тайны эффективного взаимодействия / Вердербер Рудольф, Вердербер Кэтлин. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. – 416 с.
9. Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. Психология мотиваций и эмоций. Хрестоматия. — М.: ACT: Астрель, 2009. — 704 с.
10. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации / Отв. ред. В. Н. Ярцева; Предисл. В. И. Карасика. Изд. 4-е. ‒ М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. ‒ 112 с.
11. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. ‒ М.: Издательский центр «Академия», 2002. ‒ 416 с.
12. Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.– М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М, 2000. – 624 с.
13. Изард К.Э.Психология эмоций пер. с англ. СПб.: Питер, 1999. ‒ 464 с.
14.Измайлова М.А. Деловое Общение: Учебное пособие / М.А. Измайлова. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 252 с.
15. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
16. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова - М.: ИНФРА-М, 2006. - 368 с.
17. Конецкая В.П. Социология коммуникаций. Учебник. - М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997 - 304 с.
18. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»)
19. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. ‒ Ростов н/Д: Феникс, 1999. ‒ 608 с.
20. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). В.А. Лабунская – Ростов: Изд-во Ростов. ун-та, 1986. – 135 с.
21.Морозов В. П. Невербальная коммуникация. Экспериментально-психологические исследования. – М.: издательство «Институт психологии РАН», 2011. – 112 с.
22. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:
В 3 кн. ‒ 4-е изд. ‒ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. ‒ 688 с.
23. Панфилова А. П. Психология общения : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. ‒ 368 с.
24. Поваляева М. А., Рутер О. А. Невербальные средства общения / Серия «Высшее образование». — Ростов н /Д : Феникс, 2004. — 352 с.
25. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. ‒ 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 415 с.
26. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. ‒ 2-е изд., перераб. и доп. ‒ М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 279 с.
27. Психология индивидуальных различий / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, МПСИ, 2006.- 776 с.
28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Составители, авторы комментариев и послесловия А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. ‒ СПб.: Издательство "Питер", 2000. – 712 с.
29. Свенцицкий АЛ. Социальная психология: Учебник. ‒ М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 336 с.
30. Сорокина А.В. «Основы делового общения. Конспект лекций". ‒ Издательство: Феникс, 2004. – 222 с.
31. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Серия « Учебники для технических вузов». Ростов н/Дону: «Феникс», 2001. – 512 с.
Приложения
Приложение А
Рисунок А 1
Различие между вербальной и невербальной коммуникацией
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ |
ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ |
1. Обмен сообщениями о том, что происходит «здесь и сейчас», с людьми, вступившими в непосредственное взаимодействие, в рамках конкретной ситуации. |
1. Обмен сообщениями, которые могут существовать помимо передающего их человека (например, в пересказе или в виде текста), позволяют информировать об отсутствующих предметах или явлениях. |
2. Невербальные сообщения практически невозможно разложить на отдельные единицы; их ядро составляют различные движения тела, лица, голоса, пространственных перемещений и т. д. |
2. Составные элементы вербального сообщения - буквы, слова, предложения, фразы четко отделены друг от друга, их соотношение подчинено определенным правилам. |
3. Невербальное поведение спонтанно, непроизвольные движения преобладают над произвольными, неосознаваемые над осознаваемыми. |
3. Вербальные высказывания достаточно осознанны, их легче подвергнуть анализу, оценить, понять, проконтролировать. |
4. Невербальный язык, как правило, люди успешно усваивают сами путем наблюдения, копирования и подражания. |
4. Детей говорить учат специально, семья и общество уделяют этому достаточно много времени и сил. |
1. [11, с.42] Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное об-щение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»)
Рисунок А 2
Невербальные средства общения
Кинесика
Просодика и экстралингвистика
Такесика
Проксемика
Вдох
Жест
Мимика
Походка
Направление движения глаз
Длина паузы
Частота контакта
Тембр
Паузы
Поза
Смех
Плач
Кашель
Похлопывания
Экспрессивно-выразительные движения
Визуальный контакт (взгляд)
Интонация
Громкость
Рукопожатие
Поцелуй
Ориентация
Дистанция
2. [9, с.132] Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова - М.: ИНФРА-М, 2006. - 368 с.
Рисунок А 3
Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия
Взгляд и сопутствующие движения |
Трактовка |
Необходимо |
Подъем головы и взгляд вверх Движение головой и насупленные брови Улыбка, возможно, легкий наклон головы Ритмичное кивание головой Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику Взгляд в сторону Взгляд в пол |
Подожди минуту, подумаю Не понял, повтори Понимаю, мне нечего добавить Ясно, понял, что тебе нужно Хочу подчинить себе Пренебрежение Страх и желание уйти |
Прервать контакт Усилить контакт Продолжить контакт Продолжить контакт Действовать по обстановке Уйти от контакта Уйти от контакта |
3. [21, с.73] Измайлова М.А. Деловое Общение: Учебное пособие / М.А. Измайлова. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 252 с.
Рисунок А 4
Мимические коды эмоциональных состояний
Части и элементы лица |
Эмоциональное состояние |
||||||
Гнев |
Презрение |
Страдание |
Страх |
Удивление |
Радость |
||
Положение рта |
Рот открыт |
Рот закрыт |
Рот открыт |
Рот обычно закрыт |
|||
Губы |
Уголки губ опущены |
Уголки губ приподняты |
|||||
Форма глаз |
Глаза раскрыты или прищурены |
Глаза прищурены |
Глаза широко раскрыты |
Глаза прищурены или раскрыты |
|||
Яркость глаз |
Глаза блестят |
Глаза тусклые |
Блеск глаз не выражен |
Глаза блестят |
|||
Положение бровей |
Брови сдвинуты к переносице |
Брови подняты вверх |
|||||
Уголки бровей |
Внешние уголки бровей подняты вверх |
Внутренние уголки бровей подняты вверх |
|||||
Лоб |
Вертикальные складки на лбу и переносице |
Горизонтальные складки на лбу |
|||||
Подвижность лица и его частей |
Лицо динамичное |
Лицо застывшее |
Лицо динамичное |