Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека(Специфика невербальной коммуникации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обычно, глядя на другого человека, человек устанавливает с ним визуальный контакт. С помощью визуального контакта можно получить о другом человеке некоторую информацию. [2, с.242]

Рисунок 3

Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия

Взгляд и сопутствующие движения

Трактовка

Необходимо

Подъем головы и взгляд вверх

Движение головой и насупленные брови

Улыбка, возможно, легкий наклон головы

Ритмичное кивание головой

Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику

Взгляд в сторону

Взгляд в пол

Подожди минуту, подумаю

Не понял, повтори

Понимаю, мне нечего добавить

Ясно, понял, что тебе нужно

Хочу подчинить себе

Пренебрежение

Страх и желание уйти

Прервать контакт

Усилить контакт

Продолжить контакт

Продолжить контакт

Действовать по обстановке

Уйти от контакта

Уйти от контакта

На рисунке 3 показаны виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия. Измайлова М.А. Деловое общение. [21, с.73]

Нередко описания значений взгляда в общении сопровождаются не только указанием на выражение лица, но и на положение головы. Взаимосвязанными элементами экспрессивного поведения являются взгляд и движение головы. [8, с.144]

Так как взгляд несет значительную эмоциональную нагрузку, существуют определенные сложившиеся правила относительно того, когда и как им пользоваться. Многое здесь обусловлено культурными традициями той или иной страны. Например, прямой взгляд в глаза другому человеку в Северной Америке и Европе выражает стремление к искренности, доверительности. А в Корее, прямой взгляд интерпретируется как показатель агрессивности. В Японии же непринято смотреть пристально на собеседника — беседующие смотрят в основном на икебану. В Чечне, в соответствии с традицией, при встрече с незнакомым мужчиной женщины всегда избегают визуального контакта. [2, с.242]

Самую точную информацию о состоянии человека передает взгляд, потому что расширение и сужение зрачков не контролируется человеком. Если человек заинтересован чем-то или возбужден, находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. И наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.


Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации. [9, с.139]

В мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страдания, страха, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы, и это хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний, разработанной В.А. Лабунской. [9, с.139]

Рисунок 4

Мимические коды эмоциональных состояний

Части и элементы лица

Эмоциональное состояние

Гнев

Презрение

Страдание

Страх

Удивление

Радость

Положение рта

Рот открыт

Рот закрыт

Рот открыт

Рот обычно закрыт

Губы

Уголки губ опущены

Уголки губ приподняты

Форма глаз

Глаза раскрыты или прищурены

Глаза прищурены

Глаза широко раскрыты

Глаза прищурены или раскрыты

Яркость глаз

Глаза блестят

Глаза тусклые

Блеск глаз не выражен

Глаза блестят

Положение бровей

Брови сдвинуты к переносице

Брови подняты вверх

Уголки бровей

Внешние уголки

бровей подняты вверх

Внутренние уголки бровей подняты вверх

Лоб

Вертикальные складки на лбу и переносице

Горизонтальные складки на лбу

Подвижность лица и его частей

Лицо динамичное

Лицо застывшее

Лицо динамичное

На рисунке 4 Мимические коды эмоциональных состояний. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. [9, с.139]

В специальной литературе встречается более 20 000 описаний выражения лица. Для их классификации была предложена методика, получившая название FAST (введена Экманом). [21, с.69]

Еще Ч.Дарвин установил, что мимика человека корнями уходит в мир животных. У человека и животных есть немало общих мимических выражений – мимика страха, испуга, тревожности и т. п. Впрочем, у человека имеются отличительные чувства и их мимические выражения – состояние вдохновения, сочувствия, восхищения, энтузиазма и др. Большинство выразительных средств человека развились из движений, которые имели приспособительное значение в мире животных. [15, с.238]


Не случайно, лицо называют зеркалом души человека. Положение рта, глаз и бровей отлично передает эмоциональное состояние и такие чувства, как печаль, злобу, робость, враждебность и т. д. [9, с.140]

В романе «Война и мир» А. Н. Толстой использовал словесные выражения для 97 оттенков человеческой улыбки, для 85 оттенков выражения глаз и других эмоциональных экспрессий, отражающих человеческое отношение к окружающему миру и демонстрирующих его чувства. [12, с.176]

Нередко эмоции приходится маскировать, то есть изображать противоположные. Например, люди часто маскируют такие эмоции, как ревность или разочарование. Одни лучше контролируют свою мимику, другие хуже. И все же, считаясь с обстоятельствами, всем им приходится очень часто управлять выражениями лица. [11, с.46]

Именно потому, что лицо является основным каналом передачи человеческих эмоций, его иногда называют визитной карточкой человека. Ведь человек может сделать выражение своего лица таким, какое ждет от него собеседник, именно поэтому для сохранения хороших отношений следует научиться управлять своим лицом, экспрессией. [12, с.176]

Таким образом, на протяжении долгого времени экспрессия лица, как самый важный компонент структуры экспрессии человека, изучалась в виде экспрессивного кода состояний и эмоциональных отношений личности. С целью исследования экспрессии лица применялись разнообразные методические приемы, в основе которых лежал процесс наблюдения, дополненный различными способами фиксации - вербальное описание сокращений мышц лица, рисунки, пиктограммы, фотокиновидеозапись. [8, с.144]

Еще один элемент экспрессии — позы человека. Определенное положение частей тела человека: головы, плеч, туловища, рук, ног — это его поза. [8, с.154]

Примерно около 1000 составляет общее количество различных положений, которые может принять человеческое тело. Из них исходя из культурной традиции каждого народа, некоторые позы запрещаются, а другие — закрепляются [9, с.139]

Психолог А. Шефлен одним из первых указал на роль позы человека как одного из невербальных средств общения. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы, состоит в размещении человеком своего тела по отношению к собеседнику. [7, с.142]

Наиболее полно были изучены три группы поз, выражающих отношение к партнеру:

1) включение или исключение из ситуации (открытость или закрытость). Разные способы строить свою закрытую позу – скрещенные на груди руки; сплетенные в замок пальцы, фиксирующие колено сидящего «нога на ногу»; отклонение спины назад и т. д., все это соответствует и внутренней закрытости в контакте.


2) доминирование («нависание» над партнером, похлопывание по плечу, рука «забыта» на плече собеседника и т. д.) или зависимость (взгляд снизу; ситуативная сутулость и т. д.)

3) противостояние (человек стоит, сжав кулаки, подбоченясь, выставив плечо вперед) или гармония (позы открыты, свободны). [11, с.48]

Психологи считают, что проблема изучения позы заключается в ее сложном экспрессивном образовании. Поэтому, как и вся экспрессия, она «ускользает» от исследования, для ее фиксации требуется использование технических средств, а затем поиск единиц ее анализа. [8, с.158]

Походка – элемент кинесической подструктуры, связанный с позой. Походка может рассказать как о физическом самочувствии и возрасте человека, так и о его эмоциональном состоянии. Элементами походки являются скорость, ритм, длина шага, давление на поверхность. Именно эти параметры формируют образы плавной, ровной, уверенной, твердой, тяжелой, виноватой и других видов походки. [11, с.48]

Еще одним не менее важным элементом экспрессивного поведения человека являются жесты — движения рук или кистей рук. Когда-то Фрэнсис Бэкон написал: «Так же, как язык говорит уху, так и жест говорит глазу». И правда, разве человек не использует свои руки для того, чтобы призывать, грозить, выражать любовь или гнев, удивление или сострадание? Каждый из нас на поставленный вопрос ответит утвердительно. [8, с.163]

Изучение жестов (выразительных движений рук) — жестика — составляет основную часть науки о бессловесном языке общения. [3, с.69]

О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. В первую очередь, важно количество жестикуляции. Как бы разные культуры ни отличались, везде вместе с нарастанием эмоциональной возбужденности человека, его взволнованности, растет интенсивность жестикуляции, как и при желании, достичь большего понимания между партнерами, в особенности, если оно почему-то затруднено. [7, с.143]

В процессе общения, жесты не только сопровождают речь: исходя из них, можно сделать выводы об отношении человека к какому-то событию, лицу, предмету, о желаниях человека, о его состоянии. Основанием для суждений о каком-то качестве воспринимаемого человека могут служить особенности жестикуляции. Жесты могут быть произвольными и непроизвольными, характерными для данного человека и совсем не типичными для него, выражающими случайное состояние. По мнению исследователей, жест несет информацию не столько о качестве психического состояния, сколько об интенсивности его переживания. [11, с.48]


Кроме этих представлений о роли жестов, в общении существует точка зрения, четко сформулированная М. С. Андриановым, о том, что жесты выражают общую «тональность» общения. На основе этого критерия общение разделяется на возвышенное, нейтральное, нейтрально-обиходное, фамильярное, вульгарное. [8, с.171]

Существуют различные классификации жестов. [22, с.202]

Их можно разбить на пять групп:

1. Жесты-иллюстраторы это жесты-сообщения: указатели «указующий перст»), пиктографы - образные картины изображения («вот такого размера и конфигурации»); кинетографы - движения телом; жесты-«биты» (жесты-«отмашки»); идеографы, т. е. необычные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.

2. Жесты-регуляторы - это жесты, выражающие отношение говорящего человека к чему-либо (улыбка, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками).

3. Жесты-эмблемы - это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки, что-то вроде рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях "здравствуйте", а поднятые над головой - "до свидания".

4. Жесты-адапторы - это индивидуальные привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть: почесывания, подергивания отдельных частей тела; касания, похлопывания партнера; поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т. п.).

5. Жесты-аффекторы - жесты, выражающие через движения тела и мышц лица определенные эмоции. [23, с.415]

Таким образом, жесты выполняют различные функции в общении. Жесты, как и мимика, могут нести самостоятельную информацию о человеке, независимо от его речи или других составляющих процесса общения. [8, с.176]

1.3.2 Просодика и экстра-лингвистика

Просодические и экстралингвистические средства общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности. [21, с.78]

Просодика и экстралингвистика изучаются в основном паралингвистикой. Она рассматривает те свойства голоса, которые не входят в систему практически дифференциальных, фонологических противопоставлений, и замещают сферу несловесных коммуникаций. [8, с.176]

Просодика — это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как громкость голосового тона, высота, темп голоса, сила ударения.

Экстралингвистика — это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, смеха, кашля, вздохов и т.д. [9, с.142]