Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека(Специфика невербальной коммуникации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния. [21, с.78]

Особенности речи позволяют судить и о многих других индивидуальных свойствах. Громкость речи, ее интонация, темп и ритм, особенности употребления некоторых слов — все это о многом говорит наблюдателю, знакомому с несложными психологическими закономерностями. Голос и манера говорить несут в себе настоящую, почти не замаскированную информацию о его душевном складе. [3, с.146]

Громкость голоса указывает на то, как человек произносит слово — громко или тихо. В зависимости от цели и темы разговора и от особенностей помещения, его акустики она может меняться. [8, с.178]

Громкость голоса — общий показатель жизненной энергии и уверенности в себе. Громкий голос может выступать и маскировочным средством для сокрытия слабого духа. [3, с.147]

Высота голоса и ее изменения во времени выступают носителем не только эмоциональной, но и других видов невербальной информации, например возрастной, половой, индивидуально-личностной. [6, с.29]

Управление интонациями — большое искусство. Поэтому интонация, как никакой другой элемент просодической структуры, «выдает» состояние человека, кроме того, интонация создает целостный психологический образ человека. В данный момент интонации пока еще мало изучены. Их многообразие и высокая степень индивидуализации мешают составить какую-либо «азбуку» интонаций. В деловом общении слишком сильная эмоциональность и экспрессивность речи производит неприятное впечатление. Интонации должны быть вежливыми, предупредительными, благожелательными.[8, с.178]

Темп — это скорость, с которой человек разговаривает. Когда люди удовлетворены, возбуждены, испуганы, переживают, они часто говорят быстрее, а если предлагают вариант решения проблемы, или пытаются привлечь внимание к своей информации, говорят медленно.

Тембр голоса — это его звучание. У каждого человека свой тембр: голос звонкий, хриплый или дребезжит. И что интересно, тембр голоса может вводить собеседника в заблуждение. [12, с.185]

Так, для гнева присуще усиление высоких обертонов, что приводит к увеличению звонкости, «металличности» тембра, а для страха, наоборот, сильное падение высоких обертонов, что делает голос глухим, «тусклым», «сдавленным». В результате того что человек говорит как бы «на улыбке», радость приводит к смещению формантных частот в более высокочастотную область. [6, с.29]


Существенное значение в общении имеет пауза. Паузы необходимы для разрывания потока речи, так как они облегчают восприятие речи. Если не делать логической паузы, то получится сплошной текст, в котором трудно будет разобрать, какие слова в предложении по смыслу тесно связаны между собой и объединены интонацией.

Каждый раз собеседник может придавать ей определенную длительность и значимость ‒ то для отделения одной мысли от другой, то для привлечения внимания к чему-либо значительному, то наполняя ее «драматическим» содержанием и, следовательно, актерским мастерством. Пауза усиливает запоминание того, что сказано перед ней и после нее. Большое значение пауза может иметь для установления контакта с собеседниками (например, не слушающими). [12, с.185]

Просодические особенности речи дают нам возможность делать выводы о личностных особенностях человека, его характере и темпераменте. Особенно много подобных примеров мы видим в литературных произведениях, наблюдаем в реальных жизненных ситуациях и в деловом общении. [13, с.146]

Итак, человеку необходимо уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, скорость речи, оценивать силу и тон голоса, которые могут выражать его чувства, мысли, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему. В довершении всего, по голосу хорошо подготовленный человек может определить, какое движение совершается в момент произнесения той или иной фразы. И наоборот, наблюдая за жестами в ходе речи, можно определить, каким голосом говорит человек. Поэтому нельзя забывать, что иногда жесты и движения могут не соответствовать тому, что сообщает голос. Следовательно, необходимо контролировать данный процесс и синхронизировать его. [7, с.145]

1.3.3 Такесика

Такесика — это раздел психологии, изучающий прикосновения в ситуации общения: поцелуи, рукопожатия, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и пр.

Прикосновение к другому человеку в цивилизованном обществе определено целым рядом социальных норм и ограничений, отчего является достаточно редким элементом общения, хотя и очень выразительным. [3, с.119]

Тактильный контакт или прикосновение, для человека является самым первым и самым важным в его жизни. Прикосновением мать показывает не только физическое благополучие, но и выражает ребенку свою любовь и нежность. Лишенный этого в детстве, ребенок отстает от сверстников в интеллектуальном развитии и приобретает эмоциональные дефекты, компенсировать которые во взрослом состоянии почти невозможно [13, с.66]


Люди прикасаются друг к другу по разным причинам, разными способами и в разных местах. Исследования психологов показали, что человеку необходима и желательна какая-либо форма тактильной стимуляции. В прочем интенсивность, как и частота, прикосновении отличаются от культуры к культуре, зависят от пола, возраста, статуса и типа личности. Прикосновения сообщают об эмоциональном состоянии и о характере взаимодействия. [11, с.49]

Люди отличаются по манере прикасаться к другому человеку и по реакции на спонтанные прикосновения окружающих. Одним нравиться, когда к ним прикасаются или они сами касаются других в разговоре, а другим – нет. [24, с.91]

Невербальные взаимодействия, в основе которых лежит такесика, изменяются (разрушаются или возобновляются и продолжаются) под влиянием различных факторов. Но все-таки центральным местом среди них является система отношений людей друг к другу. [8, с.237]

У. Лаберр предложил классифицировать прикосновения: 1) прикосновения, распространенные во всем мире (прижаться, схватить другого человека, испугавшись чего-нибудь); 2) прикосновения, используемые только представителями определенной культуры (тереться носами, приветствуя друг друга); 3) социально-нормированные прикосновения (поцелуи); 4) прикосновения, принятые в различных культурах, принадлежащих к одному культурному ареалу (рукопожатия). [8, с.238]

Обязательным атрибутом любой встречи и прощания является рукопожатие. Оно может быть очень информативным, главным образом его интенсивность и продолжительность. Слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук может свидетельствовать о безразличии. И наоборот, продолжительное рукопожатие, и более чем влажные руки свидетельствуют о сильном волнении. Немного удлиненное рукопожатие вместе с улыбкой и теплым взглядом демонстрирует дружелюбие. [21, с.79]

Обмен рукопожатиями является пережитком первобытнообщинной эры. Первобытные люди протягивали друг другу руки раскрытыми ладонями вперед, показывая тем самым, что они без оружия. Со временем этот жест изменился, и появились его разновидности: помахивание рукой в воздухе, приложение ладони к груди и другие. В современном мире приветствия выражаются в том, что люди протягивают друг другу руки и слегка встряхивают их (от 3 до 7 раз), притом что, в большинстве стран это делается и в моменты приветствия и прощания. Но этот жест принят далеко не везде. Например, в Японии такой традиции никогда не существовало, и отношение современного японца к этому жесту определяется мерой его преданности нормам западного этикета. [3, с.123]


У славян существует обычай на уровне невербального поведения ‒ объятия, которые демонстрируют равенство и братство. У восточных народов и многих европейских прикасание друг к другу развито намного меньше, чем у русских (русские ходят, держа друг друга под руку). [8, с.240]

Поцелуй — приветствие, особенно в губы, выражает чувство приязни и дружеского единения, а поцелуй рук, плеч, ног является знаком подчинения, почтительности. Как знаком дружеского отношения и прощание, и прощение скрепляются у русских поцелуем. Поцелуй наблюдается в русской культуре в общении и мужчин, и женщин. У англичан он встречается редко, только при интимных отношениях. А у народов Северного Кавказа применяются поцелуи для приветствия только в определенных ситуациях и, как правило, между родственниками. Культурные традиции прикосновений распространяются на пол, возраст, статус, степень знакомства, родства, вид взаимодействия (деловое — личностное). [8, с.240]

Такие прикосновения как похлопывания по спине или плечу ‒ проявление дружеского расположения, участия или ободрения, которые характерны для мужчин. Их можно увидеть практически во всех возрастных категориях. Все эти жесты демонстрирует мужскую силу и готовность его обладателя прийти на помощь.

Такесические средства общения в большей степени, чем другие невербальные средства, в общении выполняют функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. [29, с.145]

В связи с эмоциональной силой такесики, которая непременно сопровождается нарушением неприкосновенности физического тела человека, с давних времен существуют в культуре различные запреты, коммуникативные табу. Невыполнение запретов на прикосновение в рамках культурной традиции приводит к формированию затрудненных форм общения, а в ряде случаев к эскалации интенсивных физических контактов. [8, с.242]

1.3.4 Проксемика

Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. [30]

Одним из первых в области изучения пространственных потребностей человека был американский ученый Э.Холл и в 1969 г. издал книгу "Молчаливый язык ". И ввел термин "проксемика " (от англ. proximity — близость). Это та дистанция, которую соблюдают люди, и это биологическая закономерность. [13, с.73]

Дистанцирование — это расстояние, которого придерживается один собеседник относительно другого, а также неожиданные движения, которые имеют целью изменение этого расстояния (например, резкий шаг вперед или назад). [12, с.181]


Каждый человек имеет свою собственную личную территорию, например, дом, квартиру, участок, огороженный забором; сюда входит и его машина, его собственная спальня или личный стул, а также как, обнаружил доктор Холл, определенное воздушное пространство вокруг его тела. [9, с.148]

Прямое влияние на проксемические характеристики общения оказывают культурные и национальные факторы. Э.Холл описал нормы приближения человека к человеку – дистанции, которые характерны для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями:

- интимное расстояние (до 45 см) – общение самых близких людей; [21, с.81]

- персональное (от 45 см до 1 м 20 см) — общение со знакомыми людьми;

- социальное (от 1 м 20 см до 3 м 60 см) — предпочтительно при официальном общении, при общении с чужими людьми;

- публичное (3 м 60 см и далее) — при выступлении перед различными аудиториями. [7, с.146]

Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно. Ориентация и угол общения — проксемические компоненты невербальной системы. Ориентация, которая выражается в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него, сообщает о направлении мыслей. [21, с.81]

В условиях рабочего кабинета со стандартным прямоугольным столом, в процессе общения, собеседники могут занимать четыре основных позиции относительно друг друга. [9, с.150]

Рисунок 5

Позиции общающихся сторон за столом

Сопернический Дружеская Кооперативное Независимая

(оборонительный) беседа поведение позиция

характер

На рисунке 5 показаны позиции общающихся сторон за столом. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. ‒ 4-е изд., перераб. и доп.. [7, с.146]

Конкурирующе-оборонительная позиция. Положение партнеров друг против друга обычно создает атмосферу соперничества, при которой каждый из собеседников жестко ведет свою линию, отстаивает свою позицию, пытается «обыграть соперника». Стол между ними становится своеобразным барьером. [12, с.183]

Для непосредственного взаимодействия необходимо кооперативное поведение. Когда собеседниками совместно решаются задачи или проблемы, им нужно сидеть рядом, чтобы лучше понять действия и намерения друг друга, чтобы видеть анализируемые материалы, чтобы обсудить общие решения. [21, с.82]

В определенных ситуациях делового общения целесообразно занимать и независимую позицию, т. е. по диагонали через весь стол. Эта позиция характерна для людей, не желающих взаимодействовать. Она свидетельствует об отсутствии заинтересованности или о желании остаться незамеченным, например, семинаре, на педсовете, совещании.