Файл: Специфика развивающего обучения ( по Л.В.Занкову).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Современная наука предлагает множество достижений, но их эффективное использование обусловлено степенью разработанности научного теоретического аппарата. Важное место в нем занимает исследование теорий, которые имели существенное значение на определенном этапе становления науки.

Изучение общих психолого-педагогических подходов в науке обладает важностью, так как анализ исторических этапов дает возможность эффективного развития современной теории и практики, позволяет избежать ошибок, имевших место в научном познании, в процессе оптимизации современной системы воспитания и обучения подрастающего поколения.

Развитие педагогической и психологической науки отмечено значительным вкладом Леонида Владимировича Занкова. Актуальность и значимость его трудов подтверждается развитием практических направлений педагогической науки, а также они лежат в основе формирования новых теоретических подходов. Общеобразовательные и специальные школы до сих пор используют их в своей работе. Проблема соотношения обучения и развития была и остается одной из стержневых проблем педагогики. Труды Занкова могут стать источником развития инновационных подходов в воспитании и обучении современных детей. В этом заключается актуальность темы настоящего исследования. К тому же 2017 год является юбилейным для системы Л.В. Занкова. Группа его единомышленников уже 60 лет идет по пути развивающего обучения.

Целью работы является изучение вклада Л.В.Занкова в педагогическую науку. Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

  1. Исследовать творческую биографию Л.В. Занкова.
  2. Изучить этапы становления системы Л.В. Занкова.
  3. Проанализировать направления развивающего обучения Л.В. Занкова.
  4. Изучить принципы дидактической системы.
  5. Исследовать содержание и методику обучения по системе.
  6. Рассмотреть критерии результатов обучения по системе.

Объектом нашего исследования является соотношения обучения и развития. Предмет исследования - развивающее обучение по системе Л.В. Занкова.

Изучению трудов Л.В. Занкова были посвящены исследования Д.А. Измайловой, М.В. Зверевой, М.А. Лукацкого, Л.М. Сидон, Н.И. Чуприковой, Р.Г.Чураковой. Труды этих исследователей были опубликованы ведущими научными издательствами страны и носят основательный характер. Также в работе были использованы учебные пособия по общей педагогике, содержащие информацию о становлении и развитии системы Занкова в России. Дополнительная информация была почерпнута из статей периодической печати научных журналов, публикуемых в научных интернет-библиотеках.


Глава I. Жизненный и творческий путь Л.В. Занкова и этапы становления его системы

1.1 Творческая биография Л.В. Занкова

Леонид Владимирович Занков родился10 апреля 1901г. в Варшаве (Польша).

В 1918-1923 гг. работал учителем, воспитателем, заведующим сельскохозяйственной детской колонией. В 1922-1925 гг. проходило его обучение в Московском государственном университете на факультете общественных наук. Во время учебы Занков познакомился с Л.С. Выготским; под его руководством он участвовал в экспериментальных педагогических исследованиях, посвященным проблемам памяти. После окончания университета Л.В. Занкова оставили в аспирантуре Института психологии при Московском госуниверситете, где под руководством Выготского он начинает вести исследования психики и особенностей обучения детей с отклонениями в развитии.  Таким образом, после получения университетского образования он начал свою научную деятельность под непосредственным руководством Л.С.Выготского [9, С. 45].

На период с 1925 по 1929 годы пришлась большая организационная и научная работа Л.В.Занкова, посвященная перестройке специальных школ и организации всеобщего обязательного обучения дефективных детей. Он принимал участие в разработке методов учебной и коррекционной работы и создании первых учебных программ. Активным было сочетание его научной работы с широким полем педагогической и общественной деятельности. Ученый уже в те годы явственно понимал, что только лишь обучение может вывести из отрицательного социального окружения категорию детей с отклонениями и создать условия для их адекватно-нормативного развития [9, С. 47].

В 1929 году Л.В. Занков был назначен заместителем директора по научной работе Экспериментального дефектологического института. На должности директора состоял известный ученый - дефектолог И.М. Данюшевский [7, с. 151]. На тот момент институт являлся солидным экспериментальным комплексным научно – исследовательским учреждением. В его стенах были сформированы первые в стране научные лаборатории по различным направлениям специальной педагогики. Л.С.Выготский был научным руководителем лабораторий. В дальнейшем заведование лабораториями перешло к Л.В.Занкову, а с 1944 по 1951 годы он исполнял должность директора Института дефектологии, где стартовала экспериментальная работа по проблемам педагогики и психологии детей с аномалиями развития. Данный период характеризуется формированием методологических позиций ученого, заключавшихся в следующем: исследуя процессы памяти детей с интеллектуальной патологией, Занков смог доказать, что оптимальный уровень воспроизведения и запоминания при мозговой патологии может быть достигнут через применение наглядности. Для того времени это было прорыв: были заложены основы принципа опосредованной помощи таким детям [9, С. 49].


Будучи прекрасно подготовленным теоретиком, тонким психологом, создателем нескольких методик по изучению школьников с аномалиями развития, Л.В. Занков был еще и твердым практиком. Он глубоко погружался в работу учителей в специальных школах, изучал трудности и сложности практической работы с детьми с различными аномалиями развития. Все его исследования кроме теоретических позиций имели и практическое значение [9, С. 52].

При проведении углубленных исследований ученый пришел к мысли о существовании тесной связи между нормальным и патологическим развитием, тем более что, по мнению Занкова, они взаимно дополняли друг друга. Идеями Л.В.Занкова была обогащена общая психология и одновременно был внесен огромный вклад в развитие педагогической и специальной психологии [9, С. 54].

Без сомнения, ученый по праву может быть отнесен к числу основателей отечественной экспериментальной школы исследований высших психических функций, к числу самых талантливых продолжателей и исследователей направления Л.С.Выготского [4].

Отражением результатов исследований Л.В.Занкова по проблемам памяти стала его докторская диссертация «Психология воспроизведения» (1942), а также монографии «Память школьника» (1944) и «Память» (1949) [7, С. 152].

Во время Великой отечественной войны (1943-1944) группой научных сотрудников Института дефектологии под руководством Л.В.Занкова велась научно–исследовательская работа по восстановлению речи раненых бойцов в специальных госпиталях черепно-мозговых ранений. Обобщением результатов этой работы стала его статья «Проблемы речи, ее расстройств и восстановления». Впоследствии отечественными педагогами в практической деятельности многократно использовались ее основные положения [7, С. 152]

1944 – 1950 годы стали последним периодом деятельности Л.В.Занкова в области специальной психологии.

В 1944 году Занков занял пост директора НИИ дефектологии, который вошел в состав АПН РСФСР, созданной в 1943 году. В сентябре 1945 года Леонид Владимирович был избран членом–корреспондентом АПН РСФСР, а в 1955 году – действительным членом. Л.В.Занков постоянно сочетал свою научную деятельность с административной и общественной работой. На него было возложено заведование кафедрой специальной психологии, членство в редколлегии журнала «Советская педагогика», работа редактора журнала «На путях к новой школе», «Вопросы дефектологии».

В 1951 - 1952 годы Занков работал заместителем директора по науке НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР. В 1952 году им была организована лаборатория экспериментальной дидактики. [7, С. 152]


Л. В. Занков до 1972 года вел руководство лабораторией проблем обучения и развития детей младшего и среднего школьного возраста НИИ общей педагогики АПН СССР и занимался исследовательской деятельностью до последних дней своей жизни. Ученый ушел из жизни 27 ноября 1977г. [7, С. 153]

Необходимо отметить то, что на протяжении всей своей научной деятельности Л.В.Занков работал на стыке двух областей: психологии и педагогики. Глубокое знание психологических особенностей детей помогло ему в разработке методов обучения, и в частности, в разработке вопроса о сочетании слова и наглядности в учебном процессе. Л.В.Занковым впервые были введены в педагогику психологические методы изучения ребенка.

По мнению М.В.Зверевой, характеристика вклада Л.В.Занкова в науку невозможна без особенностей его исследовательской методологии, которые отличают ученого от других исследователей. Прежде всего, это – исключительное внимание к методологическим аспектам исследования, к разработке адекватных методов исследования; использование эксперимента как ведущего метода исследования; включение в состав педагогического исследования психологических методов изучения учащихся; устремленность на раскрытие подлинных механизмов развития психики ребенка и взаимодействия внешних и внутренних факторов развития; на практическую значимость результатов исследования и комплексность исследований. Все это не потеряло своей актуальности и на сегодняшний день. [9,С. 61]

Л.В. Занков был не только большим ученым-исследователем, но и талантливым педагогом. Он занимался преподавательской деятельностью в школе, затем в педагогическом вузе, заведовал кафедрой олигофренопедагогики на дефектологическом факультете.

Большие заслуги Л.В.Занкову принадлежат в подготовке научных кадров. Под его руководством было защищено множество кандидатских и докторских диссертаций по педагогическим и психологическим отраслям науки. [4]

Таким образом, проведенный анализ жизненного и творческого пути ученого доказал наличие у него таланта, огромного трудолюбия и научной целеустремленности.

1.2 Складывание системы обучения Л.В. Занкова

Процесс становления и развития образовательной системы Л.В. Занкова подразделяется на три взаимосвязанных периода:

1) создание высокоэффективной дидактической системы начального обучения (1957 – 1971 гг.);


2) разработка методической системы начального обучения и оформление образовательной системы (1972 – 1976 гг.);

3) трансляция образовательной системы (с 1977 г. по настоящее время) [1].

В свою очередь, внутри этих периодов, существуют различные этапы.

Первый этап может быть датирован 1957 – 1961 гг. Складывание дидактической системы стартовало благодаря небольшому творческому коллективу из трех ученых, начавшему свою деятельность под руководством Л.В.Занкова в одном из первых классов школы № 172 г. Москвы. Завершением этого классического лабораторного эксперимента стало создание основ продуктивной дидактической системы. Необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства. Во-первых, состоялось непосредственное обращение к педагогическим исследованиям такого крупного психолога и дефектолога, каким, несомненно, был Л.В. Занков. Ученик и последователь великого Л.С. Выготского, прекрасно владеющий методикой эксперимента, Л.В. Занков сознательно сделал решительный шаг в сторону объединения психологии и педагогики. Он поставил целью реализовать на практике известный тезис Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение может и должно опережать развитие личности школьника. Собственно исследовательской задачей и являлось обоснование в данном посыле подходов к созданию такой эффективной дидактической системы обучения в начальной школе, что и было сделано [1].

Второй этап, длившийся с 1962 по 1956 гг., характеризуется важным качественным ростом экспериментальной деятельности: происходит ее выход на уровень региона. В Тульской и Тверской областях в 18 школах впервые стали работать «по-занковски» 50 учителей начальных классов [1].

Принципиальная значимость данного этапа для развития системы состояла в том, что началось создание комплекта учебников для начальной школы по всем дисциплинам. Для этой цели несколько психологов вошли в изначально небольшое ядро «занковцев», а впоследствии посвятили этой образовательной системе всю свою жизнь. Расширение кадрового состава и формирование комплекса учебных пособий стало основой для апробации нового образовательного содержания, выбора путей его трансляции в массовое применение. Данный этап характеризуется окончательным формированием парадигмального ядра системы Занкова. Это такие, ставшие затем классическими, постулаты, как обучение на высоком уровне трудности; высокий теоретический уровень изучаемого материала; быстрый темп прохождения материала; акцент на общее развитие школьников; необходимость осознания школьником своей учебной деятельности. Необходимо отметить, что эти положения вошли в более широкий комплекс принципов личностно-ориентированной, природосообразной, гуманной педагогики: единство подражания и творчества, снятие всех искусственных преград для развития личности; трактовка ребенка как целостной личности; акцент на развитие воображения. В это же время складывается и идеальный образ «занковского ученика» - активного, эмоционального, старательного, настойчивого школьника, желающего учиться, умеющего самостоятельно и коллективно добывать знания. Важно, что и педагогу –«занковцу» был присущ этот набор интеллектуально-нравственных черт [1].