Файл: Специфика развивающего обучения ( по Л.В.Занкову).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На третьем, судьбоносном этапе, длившемся с 1966 по 1968гг., дидактическая система Занкова вступила в фазу оформления образовательной системы. Данный этап примечателен осуществлением эксперимента в крупном масштабе, который охватил 1200 учителей по всему Союзу. Наряду с этим шла дальнейшая разработка комплекта учебников, стартовала подготовка методических пособий для учителей, что демонстрировало начало создания учебно-методического комплекса. Однако в истории нередки случаи, когда на пике своего подъема какая-либо система сталкивается с практически непреодолимыми сложностями. Образовательная система Занкова не стала исключением. Необходимо отметить, что кризисные для нее факторы носили в основном внешний характер и были вызваны тем, что в Советском Союзе для образовательной системы не признавались никакие альтернативные подходы к разработке и воплощению общего образования [1].

В первой половине 1960-х гг. к системе Занкова был проявлен напряженный интерес со стороны Министерства просвещения, поскольку предполагалось, что ей можно заменить имеющуюся традиционную образовательную систему в начальных классах. В связи с этим крупномасштабный эксперимент существенно финансировался. Но, несмотря на это, Л.В.Занков небезосновательно придерживался мнения, что такой переход еще не был оправдан, поскольку большая часть учителей младшей школы еще не были подготовлены к новой системе должным образом. Но голос ученого не был услышан. Результатом стал полный провал. Из новой системы в традиционную начальную школу были введены лишь некоторые элементы: безотметочное обучение в первой четверти первого класса, трехлетний срок обучения. Также произошло существенное повышение теоретического уровня содержания образования в обновленных программах начальной школы, принятых в 1969г. Такие меры привели к печальным результатам: продолжая обучать школьников по традиционным методикам, учитель начальных классов теперь должен был подать им усложненный материал и в меньшие сроки. Логичной стала значительная перегрузка детей, обоснованное и повальное недовольство со стороны родителей и педагогов. Именно в то время появились известные строки: «загружать все больше нас стали почему-то, нынче в школе первый класс вроде института». Все вышеперечисленное стало причиной дискредитации занковской системы. В итоге со стороны Министерства просвещения произошло охлаждение к ней [1].

На четвертом этапе, в 1696-1971гг., система работала в инерционном режиме, продолжались семинары, учителя работали «по-занковски», но общественно-педагогический интерес был явно снижен. Такое разочарование и охлаждение внешне выразилось в том, что Л.В.Занкову не дали обещанного высокого звания Героя Социалистического Труда к его 70-летию [1].


На пятом этапе, в 1972-1976гг., вопрос о массовом распространении системы уже не стоял. Группа сподвижников во главе с Л.В.Занковым сконцентрировалась на обобщении результатов и подготовке итогового труда «Обучение и развитие». Они проводили семинары, исследовали школы, где по-прежнему по их системе работали учителя. Однако прежний подход, нацеленный на передачу системы в массы, явно зашел в тупик [1].

С точки зрения современной ситуации стало очевидно, что в то время необходимы были два стратегически важных действия – разработка вариативных региональных моделей внедрения образовательной системы и осуществление подготовки преподавателей системы повышения квалификации учителей, которые в дальнейшем могли бы транслировать систему. Однако занковское общество на тот момент не осознавало эти векторы развития, а внешние обстоятельства не содействовали действиям на данных направлениях [13].

Итогом стала стагнация образовательной системы. Выход в свет в 1975г. монографии «Обучение и развитие», на которую возлагались огромные надежды и которой придавался эпический характер, не произвел должного эффекта. Личностным ударом стало и неполучение этой книгой Государственной премии, на которую она была выдвинута. В немалой степени этому способствовали и происки влиятельных недругов Занкова, которых он нелицеприятно и жестко раскритиковал в своей монографии [1].

В дальнейшем система вместо наград получала только удары. Смерть Л.В.Занкова в 1977г. стала причиной закрытия лаборатории «Обучение и развитие» как научного подразделения Академией педагогических наук СССР в 1982г., а предлогом было названо завершение эксперимента. Занковские классы по стране закрывались. В 1983-1990гг. шел этап «межвременья», когда семинары учителей-занковцев продолжались только на базе педагогического факультета Тульского педагогического института [4].

Изменение положения пришлось на 1991 год, когда юбилейная конференция к 90-летию Л.В.Занкова «реабилитировала» особым образом образовательную систему. Очередной виток интереса к системе пришелся на 1992-1995гг.: издается обновленный комплекс занковских учебных пособий, начинается широкая педагогическая работа учителей начальной школы по системе Занкова, ее вновь считают инновационной. Образовательной системе в 1996г. был присвоен государственный статус одной из трех официальных вариативных систем начального образования [1].

На сегодняшний день у сообщества учителей-«занковцев» имеются существенные ресурсы для поступательного развития: существует обновленный учебно-методический комплекс, который издается обширными тиражами; сообщество педагогов-«занковцев», охватывающее до 30% учителей начальной школы, активно функционирует; научно-методический центр имеет мощные связи с издательской базой и проводит творческую работу [4].


Наряду с этим дальнейшему развитию занковской системы препятствуют некоторые проблемы. Речь идет о перспективном качественном обогащении научного потенциала, гарантиях устойчивой передачи творческой эстафеты от последователей Занкова к ученикам учеников, трансляции образовательной системы при весьма существенной жесткой конкуренции с остальными вариативными системами начального образования, которые динамично развиваются [9, C. 88]

1.3 Основополагающие направления развивающего обучения Л.В.Занкова

Конец 1950-х годов был ознаменован масштабным экспериментальным исследованием по изучению объективных закономерностей процесса обучения, которое начал научный коллектив под руководством Л.В. Занкова. Оно было предпринято с целью развития идей и положений Л.С. Выготского о соотношении обучения и общего развития школьников [3, C. 155].

Коллектив Л.В. Занкова направил свои усилия на разработку системы обучения младших школьников, преследовавшей цель их общего психического развития, которое понималось как развитие ума, воли, чувств. Последнее и выступило в качестве основного критерия эффективности обучения.

Виделся важным и другой аспект: возникающие в результате внутренних интегративных процессов новообразования могут проявляться позже соответствующих педагогических воздействий [3, C. 156]

Леонид Владимирович Занков называл основными три линии развития:

  • развитие отвлеченного мышления;
  • развитие анализирующего восприятия (наблюдения);
  • развитие практических навыков [21, C. 6].

Эти три стороны психики отражают три генеральные линии отношения человека к действительности: получение данных о действительности с помощью собственных органов чувств - с помощью наблюдений; абстрагирование, отвлечение от непосредственных данных, их обобщение; материальное воздействие на мир с целью его изменения, что достигается практическими действиями.

Подобное обучение отличалось комплексным характером. Это выражалось в том, что содержанием эксперимента являлись не отдельные предметы, методы и приемы, а «проверка правомерности и эффективности самих принципов дидактической системы» [3, C. 160]. Занков поставил задачу построить такую систему начального обучения, при которой достигалось бы гораздо более высокое развитие младших школьников, чем при обучении согласно канонам традиционной методики. Эту систему предполагалось создавать путем организации экспериментальных исследований, проведение которых изменило бы существующую практику, демонстрируя эффективность использования особых программ и методов [13].


Л.В. Занков, ставя задачу интенсивного развития школьников, критически оценивает неправомерное, с его точки зрения, облегчение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения и однообразные повторения. В то же время и сам учебный материал зачастую страдает скудностью теоретических знаний, их поверхностным характером, подчинением привитию навыков [21, C. 7].

В сентябре 1957 года в Москве Занков начал экспериментальное обучение первоклассников и в течение четырех лет работал с одним и тем же составом учащихся. Спустя несколько лет эксперимент был значительно расширен и проходил уже в нескольких десятках школ Калинина (ныне Тверь) и Тулы. При этом постоянно проводилось сравнение результатов экспериментального обучения и обучения в обычных классах. Было показано, что программа четырехлетней начальной школы может быть пройдена в течение трех лет без перегрузки школьников и даже более того -- обогащена и углублена по сравнению с действующей в школе. Полученные данные позволили Л.В. Занкову сформулировать принципиальные положения новой системы [4].

Таким образом, подводя итоги вышеизложенному, можно сказать, что продуктивная концепция, разработанная научным коллективом Л.В. Занкова, с конца 1950-х гг. стала неотъемлемым фактором развития отечественного образования. История педагогических наук обычно наиболее значимой заслугой обозначает то, что эта научная школа осуществила построение системы развивающего обучения в начальной школе, которая нацелена на преодоление детьми постепенно нарастающих трудностей в процессе овладения знаниями. Многие исследователи подчеркивают большое значение результатов исследований этого научного коллектива, особенно для модернизации содержания начального образования в контексте деятельностной парадигмы. Но значение работы творческого коллектива под руководством Л.В.Занкова гораздо выше, чем просто инновационный прорыв в развитии отечественного образования. Более чем полувековая деятельность коллектива дает возможность более глубокого ее осмысления с точки зрения науки и этики.

Глава II. Дидактическая характеристика системы Л.В. Занкова


2.1 Принципы дидактической системы

Задача обучения. Система Занкова ставит во главу угла задачу общего психического развития, которое заключается в развитии воли, ума, чувств ребенка и видится надежной основой усвоения знаний, навыков и умений.

Для учителя необходимостью является переориентация в видении ученика, способность воспринимать его не только способным или малоспособным к усвоению школьной программы, но и в первую очередь видеть в нем человека с его интересами, желаниями, переживаниями, который пришел в школу не только для получения знаний, но и для счастливого и полноценного проведения этого времени [17, C. 19].

Система Занкова отличается динамичностью и гибкостью организационных форм. Сами формы остаются прежними, изменяется их содержание. Оставаясь ведущей формой организации обучения, уроку становится присущ иной характер.

Урок лишается стандартных частей структуры – опроса, объяснения нового материала, закрепления, домашнего задания. Согласно принципу обучения возможно начало урока на высоком уровне трудности с вопроса, совершенно нового для учеников. Причем связь этого вопроса с прежним опытом детьми должна осознаваться с помощью учителя (при должном уровне трудности) или самостоятельно. Развертывание урока может принять вид постепенного углубления в тему с помощью использования материала из изученных тем (одновременно повторяя их) и из новых тем [11, C. 188].

Для урока характерно изменение соотношения удельного веса речи учащихся и учителя. Для традиционного обучения присуще заполнение львиной доли времени речью учителя – повторы вопросов, повторы ответов, подсказка начала ответа, различные побуждающие к активности слова («быстрее», «думайте и др.), разъяснения, собственные выводы. По системе Занкова у учителя этого не должно наблюдаться. [3, C. 148].

От него требуется большое искусство: сохранив свою ведущую роль, обеспечить свободу самореализации ребенка, создать такие условия, чтобы с первых шагов пребывания на уроке ребенок не боялся высказывать свои, пусть еще незрелые, мысли, свои наблюдения, познания. Для этого очень важно научиться задавать детям вопросы, требующие именно вариантных, а не однозначных ответов. Тогда каждый ученик может найти возможность высказать свои соображения [8, C. 255].

Понятие «дисциплина на уроке» рассматривается по-новому. Пробужденная активность детей предполагает и смех, и шутки, и возгласы, рабочий шум. А если дети увлечены настоящим общением и познанием, то это никогда не перейдет в хаос [6, C. 48].