Файл: Специфика развивающего обучения ( по Л.В.Занкову).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Еще одной особенностью школьников является стремление к интеллектуальной, умственной деятельности. Прежде всего, эта деятельность сопряжена с самостоятельным добыванием знаний. У детей это вызывает яркие интеллектуальные чувства. Поэтому дети увлекаются учением, чего трудно достичь при традиционной системе обучения [5, C. 96].

Необходимо выделить важнейшую ориентацию школьников, выраженную в отношении к себе как к ценности. Здесь имеется в виду не эгоистический смысл, а высокий человеческий, когда любовь к себе, отношение к себе как к ценности выступает и как основа чувства собственного достоинства, и как основа понимания другого как ценности, основа дружелюбия, жизнелюбия. Не может человек воспринимать другого как ценность, если он себя таковым не осознает. Через себя человек познает боль и радость другого человека, через понимание себя понимает другого. Недаром библейская истина гласит: возлюби ближнего своего как самого себя. Основа воспитания такого отношения к себе - в недрах системы обучения. Даже первоначальные наблюдения за детьми в занковских классах убеждают, что в классе каждый - персона, личность, уважающая себя, но и уважаемая другими, уважающая других. Это видно из общения детей на уроке: как внимательно и уважительно слушают каждого! В то же время каждый сам сознает себя личностью, утверждает себя перед коллективом класса. «Как интересно Сережа рассказал, - можно услышать на уроке. - Но я его хочу дополнить». Таким образом, создаются условия, когда каждый удовлетворяет свою потребность быть представленным в сознании других [9, C. 114].

Необходимо отметить, что у детей зарождается чувство уважения к человеку и чувство содружества к одноклассникам. Наглядным примером этого выступает их страстное стремление к общению, желание быть вместе, принимать участие в совместных делах, проводить праздники. Совместное проведение досуга сопровождается не только желанием, но и умением.

Таким образом, подводя итоги вышеизложенному, отметим, что Л.В.Занков, проводя широкомасштабный эксперимент в области начального образования и используя методы психологического изучения школьников, тщательно изучил эффективность применяемых педагогических нововведений. Исследования, проведенные под руководством ученого, дали следующие результаты: положение о ведущей роли обучения в развитии получило свое доказательство, изменение построения системы обучения становится причиной изменения психического облика ребенка. Л.В.Занковым было установлено, что действие обучения на ребенка не является прямолинейным, оно преломляется через внутренний мир школьника. В итоге каждым ребенком достигаются его собственные ступени развития под воздействием одной и той же формы обучения. Ученый ввел понятие общего развития в качестве общей цели и показателя эффективности обучения в начальной школе. Им были раскрыты способы и линии изучения общего развития учащихся младших классов. Занковым было доказано, что огромные резервы развития детей до сих пор не были использованы на практике. Ключевым итогом деятельности Л.В.Занкова стало систематизация дидактических особенностей системы обучения, которая демонстрировала эффективность для общего развития учащихся, и создание учебно-методических руководств для начальной школы (методических пособий, программ, учебников).


Заключение

Проведенное исследование показало, что дидактическая система, разработанная Л.В. Занковым, проявила свою эффективность на всех этапах образовательного процесса. Но несмотря на ее очевидную продуктивность, на сегодняшний день в школьной практике она недостаточно востребована. Попытки ее массового внедрения в школьную практику в 1960-1970-х гг. не привели к ожидаемым результатам, поскольку для учителей оказалось невыполнимой задачей обеспечение новых программ необходимыми технологиями обучения.

В 1980- начале 1990-х гг. ориентация школы на личностно-развивающее обучение стала причиной возрождения дидактической системы Л.В. Занкова. Однако на практике использование его дидактических принципов ведется не в полной мере. На наш взгляд, нельзя говорить о замене системы Л.В. Занкова. Возможно совершенствование школьного обучения с опорой на его теоретико-практические исследования.

Система Занкова представляет несомненный интерес как для учеников, так и для учителей. Но работа учителя по данной системе должна начинаться только после ее тщательного изучения, выявления всех ее преимуществ. Также невозможна работа по ней без постановки цели «Обучая, не навреди».

Необходимо отметить такую важную особенность системы, как осознание процесса обучения как развития личности школьника. Иными словами, обучение следует ориентировать на каждого конкретного ребенка, а не на класс как одно целое. Обучение должно быть развивающим и личностно-ориентированным. Нельзя ставить цели «подтянуть» отстающих детей до уровня успевающих. Целью должно стать раскрытие индивидуальности и оптимального развития каждого ребенка, вне зависимости от того, «сильный» он или «слабый» среди остальных учащихся. В этой связи невозможно разделить школьные предметы на «главные» и «неглавные».

Таким образом, невозможно переоценить значение трудов Л.В. Занкова для отечественной педагогической науки. Стройная дидактическая система начального обучения достойна внимания со стороны как теоретиков, так и практиков педагогической науки современной России.

Список использованных источников

  1. Богуславский М.В. Образовательная система Л.В. Занкова: научные достижения и нравственные уроки. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2009. - № 4. – с. 151-153 URL https://elibrary.ru/item.asp?id=12858006 (дата обращения 18.07.2017)
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. М., 2006. – 536 с.
  3. Занков Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. - М., 2010. – 608 с.
  4. Занков.ru. Интернет-портал системы развивающего обучения. URL http://zankov.ru/ (дата обращения 20.07.2017)
  5. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М., 2009. – 384 с.
  6. Измайлова Д.А. Вклад Л.В. Занкова в развитие психолого-педагогической науки (проблемы и перспективы освоения системы Л.В. Занкова в общеобразовательной школе) / Д.А. Измайлова. – Пермь, 2003. – 139 с.
  7. История специального образования в лицах: персоналии: учебно-методич. пособие // Н.В. Вист. – Т. 1. От А до Л. – Павлодар: ПГПИ, 2014. – 252 с.
  8. Лукацкий М.А. Педагогическая наука: история и современность: учебное пособие / М.А. Лукацкий. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 448 с.
  9. Новое время - новая дидактика. Педагогические идеи Л. В. Занкова и школьная практика: сб. ст., посвященных 100-летию со дня рождения Л. В. Занкова / сост.: М. В. Зверева, Р. Г. Чуракова. - М. ; Самара : Корпорация «Федоров», 2001. - 263 с.
  10. Педагогика: теории, системы, технологии: учеб. для высш. и сред. учеб. заведений / под ред. С. А. Смирнова. М. : Академия, 2006. - 510 с.
  11. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 2010. – 389 с.
  12. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / В.С. Селиванов. - М., 2010. – 407 с.
  13. Сидон Л. М. В. В. Давыдов и Л. В. Занков о сущности педагогической теории // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. №1 (16). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/v-v-davydov-i-l-v-zankov-o-suschnosti-pedagogicheskoy-teorii (дата обращения: 20.07.2017).
  14. Ситаров В.А. Дидактика /В.А. Ситаров. - М., 2012. – 256 с.
  15. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика / под ред. В.А. Сластенина. - в 2-х ч.-ч. 1. - М., 2012. – 256 с.
  16. Содружество ученого и учителя: кн. для учителя / сост.: М. В. Зверева, Н. К. Индик. - М. : Просвещение, 1991. - 272 с.
  17. Степанова М. «Развивающее обучение» // Школьный психолог. - 2007. - № 15. - стр. 19-23.
  18. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении /Г.А. Цукерман. - Томск, 2013. – 189 с.
  19. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (к обоснованию системно-структурного подхода) / Н.И. Чуприкова. - Москва; Воронеж, 2003. – 204 с.
  20. Чуракова Р.Г. Дидактическая система Л.В. Занкова /Р.Г. Чуракова. - Самара, 2011. – 40 с.
  21. Чутко Н.Я. «Занков вчера, сегодня, завтра» // Начальная школа. - 2013. - № 6. - с. 5-12.