Файл: Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий (Понятие и источники правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во-первых, устраняется двойственность правовой основы приватизации, что было вызвано параллельным принятием приватизационных законов и программ приватизации на определенный период (1-2 года).

Во-вторых, полномочия разных ветвей власти сбалансированы: Президент (который обычно не считается ветвью власти, потому что в Российской Федерации Президент имеет высшие исполнительные е полномочия, принимает решения, обязательные для правительства, и высшие законодательные права — издание указов, имеющих силу закона для всего населения и всех юридических лиц), правительства и Федерального Собрания Российской Федерации. Закон устанавливает четкую последовательность действий государства в проведении государственной политики приватизации.

В соответствии с Конституцией Президент Российской Федерации обеспечивает включение стратегических предприятий и акционерных обществ и определяет возможность их приватизации.

Приватизация естественных монополий может осуществляться только на основе законов, принятых Федеральным Собранием.

Правительство, принимая во внимание решения Президента и Федерального Собрания, планирует и направляет процессы приватизации и ежегодно докладывает депутатам о результатах.

Закон о приватизации, в отличие от предыдущего законодательства, не указывает, что была создана комиссия для составления всех документов, необходимых для приватизации, акта инвентаризации, акта передачи.

Таким образом, создание комиссии по приватизации в составе, указанном в предыдущем законодательстве закона о приватизации, не предусмотрено.

Балансовая стоимость активов, нормативная цена предприятия как имущественного комплекса, начальная цена приватизированного имущества, фактическая цена покупки приватизированного имущества различна.

Балансовая стоимость активов состоит из суммы чистых активов в соответствии с промежуточным балансом предприятия и стоимостью земельных участков, занятых предприятием.

Нормативная цена — это минимальная цена отчуждения государственного имущества, рассчитанная на основании Правил определения регулирующей цены государственной или муниципальной собственности, подлежащей приватизации, утвержденной Правительством Российской Федерации. Правила определения регулирующей цены государственной или муниципальной собственности, подлежащей приватизации, были признаны недействительными Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2011 года № 71.


Подготовка решений об условиях приватизации федерального имущества предусматривает определение состава имущества, подлежащего приватизации, способа его приватизации и начальной цены, если иное не установлено законом, а также другую информацию, необходимую для приватизации имущества.

Начальная цена (рыночная цена объекта), созданная на основе отчета об оценке независимого оценщика, составленная в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, при условии, что с даты составления оценочного отчета объекта оценки день размещения на официальном интернет-сайте объявления о продаже государственной или муниципальной собственности составляло не более шести месяцев.

Решение о приватизации определяет способ приватизации имущественного комплекса. Методы приватизации выбираются в определенной последовательности.

Если размер уставного капитала (стоимость чистых активов компании превышает минимальный размер уставного капитала (1000 минимальных заработных плат), установленный федеральным законом на дату регистрации компании, приватизация осуществляется только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество (пункт 2 статьи 13 Закона о приватизации).

В других случаях приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими способами приватизации имущественного комплекса, предусмотренного в пункте 1 статьи 13 закона, о котором идет речь:

  • преобразование унитарного предприятия путем его преобразования в общество с ограниченной ответственностью;
  • продажа предприятия как имущественного комплекса на аукционе и т.д.

Основываясь на анализе ст. 13 Закона о приватизации, можно утверждать, что преобразование государственного муниципального предприятия в открытое акционерное общество является основным способом приватизации: в конце концов, когда сумма чистых активов превышает 1000-кратный минимум заработной платы, единственный способ приватизации — превратить предприятие в акционерное общество.

Статья 4 вышеуказанного закона устанавливает, что законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных нормативных актов Российской Федерации, принятых в соответствии с ним.

Важнейшим аспектом нашего рассмотрения является законодательная новелла, закрепленная в статье 11, определяющая состав имущественного комплекса унитарного предприятия, которое будет приватизировано.


Автор прокомментирует вышеуказанную норму закона. Согласно ст. 559 ГК РФ:

  • по договору купли-продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс;
  • права на торговое (фирменное) название, товарный знак, знак обслуживания и другие средства индивидуализации продавца и его товаров, работ или услуг, а также права на использование таких средств индивидуализации, принадлежаних ему на основании лицензии, являются переданными покупателю;
  • права продавца, полученные им на основании разрешения (лицензии), не подлежат передаче покупателю предприятия, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Передача обязательств покупателю на предприятии, исполнение которого покупателем невозможно при отсутствии такого разрешения (лицензии), не освобождает продавца от соответствующих обязательств перед кредиторами. За невыполнение таких обязательств продавец и покупатель совместно отвечают кредиторам;
  • предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимым имуществом, поэтому предприятие в целом или его часть может быть предметом покупки, продажи, залога, аренды и других операций, связанных с созданием, модификацией и прекращением прав собственности;
  • согласно ст. 132 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятие как имущественный комплекс включает все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая землю, здания, объекты, оборудование, инвентарь, сырье, продукты, претензии, долги и т.д.;
  • акт передачи должен основываться на акте инвентаризации государственного унитарного предприятия и аудиторском заключении, соответствующем положениям ст. 561 Гражданского кодекса Российской Федерации о сертификации структуры проданного предприятия, где состав и стоимость продаваемого предприятия определяются в договоре купли-продажи предприятия на основе полной инвентаризации предприятия, проводимой в соответствии с установленными правилами такой инвентаризации.

До подписания договора купли-продажи предприятия должны быть составлены и приняты сторонами:

    1. акт инвентаризации,
    2. бухгалтерский баланс,
    3. заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия,
    4. перечень всех долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований.

Таким образом, подытоживая, можно сказать, что правовое регулирование процессов приватизации государственных и муниципальных предприятий затруднено, поскольку оно осуществляется во всех взаимосвязанных экономических, правовых, организационных, технических и земельных аспектах, которые определяют размер, цели и результат приватизации. Законодательство о приватизации содержит нормы, регулирующие финансовые инструкции и определенные бюджетные отношения, которые обсуждаются в этой и другой форме.


Нынешний гражданский закон, закон о приватизации не предусматривает предконтрактный состав ответственности субъектов приватизационной компании. Автор считает, что необходимо установить ответственность стороны, которая несправедлива по отношению к своим обязанностям при осуществлении действий по приватизации государственных предприятий.

Кроме того, необходимо рассмотреть вопрос о выделении законодательства о приватизации в подотрасль гражданского права, сохраняя при этом единство метода гражданского регулирования процессов приватизации с учетом их разнообразия. При проведении приватизационных процессов предусмотреть административную ответственность за надежность, доступность, состояние и оценку приватизируемого имущества.

Анализ судебной практики показывает, что подавляющее большинство судебных исков, предъявляемых к муниципальным органам связаны с проблемами в сфере реализации жилищных прав и приватизацией гражданами своего жилища.

Статья 217 Гражданского кодекса Российской Федерации определяя, правовое положение имущества, находящееся в государственной или муниципальной собственности, устанавливает, что такое имущество может быть передано его собственником (в данном случае муниципальное имущество - муниципалитетом) в собственность физических и юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества).

Одновременно, Закон Российской Федерации от 04 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (статьями 2, 6, 7) закрепляет, что граждане Российской Федерации, занимающие, на условиях социального найма, жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, имеют право на приобретение указанных помещений в собственность. Условия реализации данного права определяются федеральным законом и иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Данное право осуществляется ими с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Жилые помещения могут передаваться в общую собственность либо в собственность одного из проживающих в нем лиц.

Однако муниципалитеты под различными предлогами отказывают гражданам в реализации их прав на приватизацию жилья, тем самым нарушая их конституционные права и вынуждая обращаться в судебные инстанции. В подавляющем большинстве случаев иски граждан к муниципальным органам по вопросам отказа в приватизации жилых помещений удовлетворяются судами и за истцами признается их право на приватизацию. Следует отметить, что в судебной практике имеют место и отказы в удовлетворении исковых требований судами. Основанием для отказа, как правило, служит недобросовестность истца и его желание использовать свое право на получение в собственность жилого помещения в порядке бесплатной приватизации повторно, что прямо противоречит законодательным нормам.


Часть судебных исков об отказе в приватизации муниципального жилья связана с проблемой передачи бывшего служебного жилья в муниципальный жилищный фонд. Практика показывает, что жилые дома, ранее находящиеся на балансе ликвидированных предприятий, зачастую остаются бесхозяйными. При рассмотрении таких дел суды учитывают положение ст. 225 Гражданского кодекса РФ. Данная норма устанавливает, что это жилое помещение, которое не имеет собственника, принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

При этом орган местного самоуправления, на территории которого находится жилое помещение, должен направить заявление о проведении государственной регистрации права на недвижимое имущество в соответствующую инстанцию. По истечении года со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании на него права муниципальной собственности. Органы местного самоуправления и органы, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, на территории которых расположено жилое помещение, не выражают намерения оформить данное имущество в муниципальную собственность, мотивируя свои действия отсутствием экономической эффективности. Однако статья 18. Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» устанавливает, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

При разрешении подобных споров суды исходят из того, что неисполненная обязанность о передаче бесхозяйного жилого помещения в муниципальную собственность не препятствует определению его приватизации как объекта муниципальной собственности. Вследствие чего удовлетворяют законные требования истца и признают за ним право собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

Таким образом, анализ судебной практики показывает, что органы местного самоуправления, зачастую пренебрегая своими обязанностями в сфере реализации прав граждан Российской Федерации на осуществление приватизации жилых помещений, нарушают российское законодательство. В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.