Файл: Психофизиология. Невербальные проявления эмоций человека.pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
Жесты очень хорошо демонстрируют эмоциональное состояние человека (сжатые ладони в кулаки свидетельствуют о сдерживаемой агрессии, трясущиеся руки – о волнении, скрещенные на груди – о стремлении закрыться от собеседника и т.д.).
Причем, если речь человек может контролировать достаточно хорошо (подбирает слова, тщательно выстраивает предложения), то жесты поддаются контролю достаточно меньше, так как являются посылом бессознательного.
М. Аргайл изучал особенности жестикуляции в разных культурах и у разных народов. Отмечается, что проявления жестикуляции зависят от типа темперамента, а также от ведущего канала восприятия индивида. Так, в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы - 20, итальянцы - 80, мексиканцы - 180.
Мимика - это движения мышц лица, главный показатель чувств.
В процессе речи каждое слово человека сопровождается мимикой, а когда человек молчит, мимика отражает его мысли. Поэтому очень важно в процессе общения видеть собеседника.
По так называемым мимическим морщинам можно определить, склонен человек к пессимизму или он оптимист (если морщинки имеют направленность вниз, то это пессимист, если морщинки как бы образуют солнечные лучи – это оптимист).
Если человек имеет определенные заболевания, связанные с тем, что наступает парез или паралич мимических мышц, мимическая деятельность нарушается, что может привести даже в барьерам в общении. Так, если собеседник рассказывает что-то, что его очень радует, а другой человек воспринимает информацию с «каменным лицом» из-за того, что мимическая деятельность нарушена, то у первого собеседника может сложиться впечатление, что его новости не вызывают отклика. Результатом такого общения может быть обида или даже разрыв отношений.
Пантомимика - это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.
По мнению А. Пиза, все тело человека несет в себе подробную информацию о его внутреннем эмоциональном состоянии, о его истинных намерениях, надо только уметь считывать эту бессознательную информацию [12]
Как уже отмечалось, в зависимости от того, какой канал восприятия является у человека ведущим (зрение, слух или ощущения), он обладает определенными особенностями проявления эмоций на невербальном уровне.
В практике НЛП невербальное проявление репрезентативной системы называется «физиологическим маркером».
Ниже приведена таблица, в которой показаны основные характерные невербальные проявления визуалов, кинестетов, аудиалов и дигиталов [4]
Таблица 1
Основные характерные невербальные проявления человека в зависимости от его ведущей репрезентативной системы
Физиологические проявления |
Визуал |
Кинестетик |
Аудиал |
Дигитал |
Поза |
Прямая, расправлена, голова и плечи приподняты |
Расслабленна, голова и плечи опущены. Сидит с наклоном вперед. |
Голова набок, «телефонная поза», посадка прямая |
Скрещенные руки, прямая осанка, поднятая голова. |
Тип тела |
Как «тощий» так и «тучный» |
Пухлый, округлый, мягкий |
Четкой зависимости нет |
Мягкое, |
Движения |
Скованные, судорожные, на уровне верхней части туловища. |
Свободные, плавные, обычно на уровне нижней части туловища. |
То зажатые, то свободные, на уровне средней части туловища. |
Движения не гибкие, обычно застывшая поза. |
Форма губ |
Тонкие, узкие |
Пухлые, мягкие. |
Различная. |
Узкие, стянутые. |
Дыхание |
Высокое, грудное. |
Низкое, брюшное. |
В полном объеме. |
Ограниченное. |
Голос |
Высокий, чистый, быстрый, громкий. |
Низкий, медленный, хриплый. |
Мелодичный, ритмичный, меняющийся. |
Монотонный. прерывистый, густой. |
Направление взгляда |
Над окружающими |
Под окружающими |
Глаза опущены. |
Смотрит над толпой. |
Правила общения |
«Посмотри, чтобы услышать». |
Скорее прикоснется, нежели посмотрит. |
«Чтобы услышать, не смотри». |
Никакого зрительного контакта. |
Дистанция |
Большая, чтобы видеть. Прикосновений не любят. |
Очень близкая, чтобы коснутся |
Небольшая, но предохраняются от прикосновений. |
Отдаленная. |
Характерная черта |
Не хотят быть ниже собеседника. |
Из стресса выходят, беря вину на себя. |
Очень многословны, нет риторических вопросов. |
При стрессе становятся сверхрациональны. |
Главное слово |
Красиво |
Удобно |
Тихо |
Функционально |
Из таблицы следует, что помимо жестов, мимики и пантомимики информацию об эмоциях человека несет в себе и его голос.
Kюбую эмоцию можно выразить, используя свойства человеческого голоса.
Фонетически эмоциональность проявляется путем удлинения ударных гласных, а также некоторых согласных, изменение качества звуков, перенос ударения, использование эмотического ударения вместо логического и многие другое.
Важнейшим средством передачи эмоционального состояния через голос является интонация. Так, западный специалист в области лингвистики, У. Ли, называет интонацию «термометром чувств» [15]
Способность интонации выражать разнообразные оттенки переживаемых индивидом эмоций признают как отечественные, так и западные психологи.
Л.Р. Зиндер предлагает различать в интонации два аспекта: коммуникативный в эмоциональный [3]
Дело в том, что в каждом акте коммуникации отражено не только то, о чем идет речь (денотативный аспект) но в отношение к сообщению со стороны говорящего (коннотативный аспект).
Формы выражения эмоций имеют психофизиологическую основу и в этом смысле являются общечеловеческими, хотя ряд факторов свидетельствует о различии интонации в каждом языке [4]
Итак, интонация является одним из основных средств передачи эмоционального рисунка в речи.
Выражение эмоционального значения достигается соотношением лексических, грамматических и интонационных средств, выступающих в речи одновременно.
Тем не менее, в ряде случаев интонация является одной из основных средств передачи эмоционального значения. Способность интонации выражать эмоции в речи отмечается в экспериментальной литературе как одна из ее основных функций.
Однако еще не в достаточной мере изучен характер и языковые закономерности взаимодействия компонентов интонации при выражении эмоций.
Нет единого мнения о том, какой из признаков, входящих в состав интонации, является ведущим при передаче эмоциональной информации.
Некоторые авторы утверждают, что в качестве основного средства выступает тембр, другие — указывают на ведущую роль частоты основного тона и так далее.
Итак, исследователи выделяют следующие голосовые данные, с помощью которых можно определить эмоциональное состояние индивида [15]:
- интенсивность (громкость голоса);
- тембр;
- тональность (высота тона);
- речевые характеристики, к которым относятся темп и использование пауз;
- артикуляция (дикция).
Таблица 2
Выражение эмоций с помощью характеристик голоса
Интенсивность |
Громкость отождествляется с компетентностью и уверенностью в себе. Особенность индивидуальной манеры говорящего может демонстрировать внутреннее напряжение собеседника или его чрезмерную увлеченность обсуждаемой темой. Повышенная громкость может быть вызвана техническими помехами. |
Тембр |
Придает голосу своеобразие, отражает его индивидуальность. По тембру можно определять возраст собеседника (звонкий в молодости голос постепенно становится сначала более глубоким, бархатистым, а позднее - глуховатым), понять эмоциональное состояние говорящего - радость (звонкий голос), печаль (сдавленный голос), гнев (металл в голосе) |
Тональность |
Раскрывает эмоциональное состояние человека: если он злится, испытывает страх или радуется, его голосовые связки укорачиваются, и голос становятся выше. Подавленное состояние или усталость — человек начинает говорить более низким голосом, чем обычно. Чтобы достичь выразительности речи, необходимо уметь изменять тональность, избегая монотонности голоса. |
Темп |
Зависят от темперамента человека. Но вместе с тем может меняться в зависимости от эмоционального состояния человека. Человек возбужденный говорят быстро, часто «проглатывая» окончания слов. |
Паузы |
Формируют ритмический рисунок речи. Необходимы для оценки реакции собеседника, для передачи инициативы и управления разговором. С их помощью можно изменять тон беседы. Отсутствие пауз в диалоге может характеризовать состояние собеседника, как тревожное, возможно, он боится быть непонятым или опасается нежелательного поворота беседы. |
Артикуляция |
Подсознательно ассоциируется у слушателя с четкостью формулировок (человек уверен в себе, он хорошо знает то, о чем говорит) |
Выражение эмоций в процессе общения происходит как на вербальном уровне, когда мы напрямую говорим собеседнику о своих чувствах и переживаниях, так и на невербальном уровне, когда через характеристики голоса, нашу мимику, жесты и пантомимику собеседник понимает наши эмоциональные переживания, даже если мы порой хотим их от него скрыть.
Наиболее полную и ценную информацию о эмоциональном состоянии человека несет именно невербальный канал коммуникации, так как именно на этом уровне происходит проявление бессознательных переживаний и порывов человека, истинных, не обработанных сознанием.
Умея «читать человека, как раскрытую книгу» (так говорил А. Пиз), мы можем понять его мысли и поступки, верно оценить его поведение и настроение, выявить истинные мотивы и намерения и, следовательно, выстраивать более эффективную для всех сторон коммуникацию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная исследовательская работа посвящена изучению особенностей проявления эмоций на вербальном и невербальном уровне в процессе коммуникации между людьми.
Жизнь человека не мыслима без общения. В процессе общения происходит не только обмен информацией, но и обмен эмоциями. В процессе коммуникации собеседник «транслирует» нам свои эмоциональные переживания.
Человек о своих переживаниях может просто нам рассказать, подобрав нужные слова, а может и не говорить, но все равно нам становится ясно, что он чувствует. Это связано с тем, что эмоции в процессе общения передаются не только посредством языка, вербально, но и на невербальном уровне, через характеристики голоса, через жесты, позу, мимику, походку, положение тела при разговоре и даже через дистанцию которую принимает собеседник в процессе коммуникации.
Невербальный канал несет в себе «львиную» долю информации об эмоциональном состоянии собеседника, причем эта информация формирует у нас истинное представление о том, что испытывает человек, что он хочет от нас скрыть, как он к нам относится и т.д.
Уметь понимать особенности проявления эмоций на вербальном и невербальном уровне в процессе коммуникации дает возможность избежать многих противоречий и конфликтов, обеспечивает истинное понимание мотивов и потребностей собеседника, установить более тесные контакты при взаимодействии, повысить продуктивность деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. – СПб., 2017
- Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. - М., 2017
- Дейк Т.А. Ван. Язык, познание, коммуникация. - Благовещенск, 2016
- Дилтс Р. Фокусы языка. – СПб., 2015
- Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб., 2016
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2017
- Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. - Воронеж, 2015
- Клюев Е.В. Речевая коммуникация. - М., 2016
- Лотоцкая Ю. Мы говорим на одном языке? // Люди дела. – 2013. - №7
- Любимов А. Мастерство коммуникации: Ч. 1. – М., 2014
- Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2017
- Пиз А. Язык телодвижений. – СПб., 2016
- Рубинштейн С.Л. основы общей психологии. – СПб., 2015
- Словарь практического психолога / Сост. С.Ю, Головин. – Минск, 2016
- Татаров Н. Язык чувств. – СПб., 2015