Файл: Оценка и калькуляция (Понятие и назначение оценки в бухгалтерском учете).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В идеале исходные величины должны отражать динамику накладных комплексных расходов. При этом важно постоянно контролировать размер надбавок, так как изменения в номенклатуре продукции, материалах, способе производства или трудозатратах оказывают на него непосредственное влияние. Из-за этого возможны сдвиги, которые могут привести к ошибкам в калькулировании.

Самая простая форма калькулирования надбавок наряду с прямым прибавлением одноэлементных затрат исходит только из размера надбавки для всех накладных комплексных расходов продукта или услуги. Однако этот метод приемлем только для производственных предприятий с простой структурой. На практике размеры надбавок определяют отдельно для функциональных сфер, общих затрат материалов для материальной сферы, накладных расходов на изготовление для сферы производства. Кроме того, надбавки могут быть дифференцированы по местам возникновения затрат. Для сферы производства такая дифференциация является обязательной.

Пример 3. Допустим, в месте возникновения затрат производят продукцию А в количестве 220 шт. и продукцию В — в количестве 180 шт. В табл. 10 приведены затраты на производство.

Таблица 10

Расчет совокупных затрат для простого калькулирования надбавок[19]


п п

Затраты за расчетный период

Продукция, руб.

Сумма, руб.

А

В

1

Материал

1 200

800

2 000

2

Накладные затраты на материалы

100

3

Прямые затраты

500

700

1 200

4

Накладные затраты на изготовление

3 600

5

Производственные затраты (стр. 1 + стр. 2 + стр. 3 + стр. 4)

6 900

б

Административно-управленческие накладные затраты

552

7

Накладные затраты по сбыту

828

8

Совокупные затраты (стр. 5 + стр. 6 + стр. 7)

8 280

9

Количество, шт.

220

180

400


Если исходной величиной для распределения общих накладных комплексных расходов является сумма одноэлементных затрат, определение размера надбавки происходит путем умножения суммы накладных комплексных затрат на 100 и делением на сумму одноэлементных затрат (в данном примере — 159 %).

В табл. 11 приведем расчет себестоимости единицы продукции А и В.

За исходную величину для распределения накладных комплексных расходов берем сумму одноэлементных затрат. Если исходной величиной для распределения накладных комплексных расходов служат прямые затраты, то для расчета размера надбавки сумму накладных комплексных затрат необходимо разделить на прямые затраты и умножить на 100 (в примере 423 %).

Таблица 11

Расчет себестоимости продукции, ед./ шт. [20]

№ п/п

Показатель

Продукция

Среднее значение

А

В

1

Материалы

5,47

4,44

4,96

Прямые затраты

2,27

3,89

3,08

3

Одноэлементные затраты (стр. 1 + стр. 2)

7,74

8,33

8

4

Накладные комплексные затраты (159% х стр. 3)

12,27

13,24

12,72

5

Себестоимость продукции (стр. 3 + стр. 4)

19,99

21,57

20,72

Расчет себестоимости единицы продукции А и В при условии, что исходной величиной для распределения накладных комплексных расходов является сумма прямых затрат, приведен в табл. 12.

Таблица 12

Расчет себестоимости продукции, ед. /шт. [21]

№ п/п

Показатель

Продукция

Среднее

А

В

значение

1

Материалы

5,47

4,44

5

2

Прямые затраты

2,27

3,89

3

3

Накладные комплексные затраты (423 % х стр. 3)

9,60

16,45

13,03

4

Себестоимость продукции (стр. 1 + стр. 2 + стр. 3 + стр. 4)

17,34

24,78

21,03


Средние значения служат только для информации и математического сравнения. Значения этих величин не играют никакой роли для настоящей методики калькулирования. Конечно, разница в них наглядно показывает, что выбор исходной величины очень важен. Но еще важнее учитывать связь исходных величин и причины возникновения накладных комплексных расходов.

Рассмотренный пример как раз и демонстрирует это, так как на практике надбавки к заработной плате порой превышают 100 %. Это связано с тем, что прямые одноэлементные затраты в производственных сферах все сильнее вытесняются накладными комплексными расходами. Здесь очень отчетливо проявляются границы калькулирования надбавок.

Усовершенствованное калькулирование надбавок — это расчеты с дифференцированными размерами надбавок и исходными величинами для накладных комплексных расходов, возникающих по различным причинам[22]. Для удобства представления формулы определения надбавок путем дифференцированного калькулирования сведем в табл. 13.

Таблица 13

Формулы расчета надбавок для дифференцированного калькулирования[23]

Показатель

Формула расчета

Размер надбавки для накладных затрат на материал

Материалы / Накладные затраты х 100

Размер надбавки для накладных затрат на изготовление

Прямые затраты х 100 / Накладные затраты на изготовление

Размер надбавки для накладных затрат по сбыту

Накладные затраты по сбыту х 100 / Производственные затраты

Размер надбавки для административно-управлен-
ческих накладных затрат

Административно-управленческие накладные затраты х 100 / Производственные затраты

Если воспользоваться исходными данными примера 3 и произвести расчет способом дифференцированного калькулирования, то получим следующие результаты (табл. 14).

Таблица 14

Расчет надбавок для дифференцированного калькулирования[24]

Обозначение

Размер надбавки, %

Исходная величина

Накладные затраты на материалы

5

Материал

Накладные затраты на изготовление

300

Прямые затраты

Административно-управленческие накладные затраты

12

Производственные затраты

Накладные затраты по сбыту

8

Производственные затраты


Далее определим себестоимость продукции (табл. 15).

Таблица 15

Методика дифференцированного калькулирования надбавок[25]

Показатель

Продукция, руб.

Среднее

п/п

А

В

значение

1

Материалы

5,45

4,44

5

2

Накладные затраты на материалы (5 % х стр. 1)

0,27

0,22

0,25

3

Материальные затраты (стр. 1 + стр. 2)

5,72

4,66

5,25

4

Прямые затраты

2,27

3,89

3

5

Накладные затраты на изготовление (300% х стр. 4)

6,81

11,67

9

б

Стоимость изготовления (стр. 4 + стр. 5)

9,08

15,56

12

7

Производственные затраты (стр. 3 + стр. 6)

14,80

20,22

17,25

8

Административно-управленческие накладные затраты (8 % х стр. 7)

1,18

1,62

1,38

9

Накладные затраты по сбыту (12% х стр. 7)

1,78

2,43

2,07

10

Себестоимость (стр. 7 + стр. 8 + стр. 9)

17,76

24,27

20,70

Калькулирование надбавок часто оказывается полезным в управленческой деятельности предприятия, особенно в целях ценообразования. Однако к выбору исходных величин всегда нужно подходить критически. В условиях конкуренции ничем не обусловленный выбор может привести к стремительной потере позиций на рынке в связи с необоснованным определением соотношения «цена — затраты». При дифференцированном подходе этого можно избежать.

Таким образом, себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Исчисление этого показателя с помощью представленных методов калькулирования необходимо для решения таких задач, как определение оптимальных объемов производства продукции, целесообразности принятия дополнительного заказа, целесообразности дальнейшего выпуска продукции, установление цен реализации продукции, оптимизация ассортимента выпускаемой продукции, прогнозирование поведения себестоимости продукции в зависимости от изменения объемов производства.


Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) – это совокупность приемов и способов, обеспечивающих исчисление себестоимости продукта или процесса. Сам расчет с конкретными цифрами для конкретного вида продукции называют калькуляцией. Объектами калькулирования являются продукты труда. Выделяют следующие основные способы калькулирования себестоимости единицы продукции: калькулирование делением (одноступенчатое и многоступенчатое); калькулирование с эквивалентными числами (одноступенчатое и многоступенчатое); калькулирование надбавок (простое и дифференцированное).

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ

2.1. Позаказный методы калькулирования

Основными методами калькулирования являются позаказный и попроцессный методы.

Учет затрат позаказным методом осуществляется по каждому заказу. Как правило, каждый заказ формируется для отдельного покупателя, заказчика. Данный метод используется в индивидуальном и мелкосерийном производствах сложных изделий, таких как машиностроение, судостроение, самолетостроение.

Для организации раздельного учета заказов на счете учета затрат по каждому заказу открывается отдельный субсчет или отдельная аналитическая позиция и отдельная карточка учета затрат, в которой отражаются затраты по прямым материалам, прямой заработной плате рабочих и косвенные расходы, распределяемые на заказ. Затраты регистрируются по мере прохождения изделия по стадиям производства. Таким образом, карточка учета затрат является также средством контроля отдельных стадий заказа и разграничивает персональную ответственность руководителей подразделений за выполнение заказа[26].

Калькуляция произведенного заказа составляется после полного завершения работ по нему независимо от продолжительности его выполнения. Заказ может формировать свою себестоимость в течение нескольких отчетных периодов.

При позаказном методе калькулирования в практике учета используются следующие ставки распределения косвенных расходов: