Файл: Выбор стиля руководства в организации (Теоретические основы выбора стиля управления в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом предполагается, что подчиненные должны:

  • быть послушными, признавать начальника единственной руководящей инстанцией и ориентироваться только на него;
  • не стремиться проявлять инициативу, бояться ответственности и желать, чтобы ими руководили. То есть имеется в виду, что сотрудники могут хорошо работать лишь при строгом контроле и достойном вознаграждении;
  • правильно воспринимать и строго исполнять распоряжения руководителя.

У этого стиля есть свои преимущества и недостатки. К числу достоинств авторитарного стиля управления можно отнести:

  • возможность четкой организации работы, например, во время кризисных ситуаций;
  • наличие властных полномочий и соответствующих мер наказания для поддержания трудовой дисциплины;
  • возможность контролировать все стадии трудового процесса.

Недостатками авторитарного стиля управления являются:

  • отсутствие инициативы у подчиненных;
  • текучесть кадров по причине несогласия с мнением и методами работы руководства;
  • вероятность управленческих ошибок менеджера. [14, с.172]

При авторитарном стиле руководитель обычно отделяет себя от подчиненных, дает им малоинтересную работу. В такой ситуации у работников формируется равнодушное, а то и вовсе негативное отношение к руководителю и к предприятию в целом. Из-за отсутствия гласности и низкой информированности подчиненных возникает атмосфера отчуждения и недоверия, распространяются разного рода слухи и сплетни, негативно влияющие на работу и отношения в коллективе.

У авторитарного стиля управления есть два основных подвида: бюрократический и патерналистский. Основой бюрократического стиля является жесткая административная иерархия. Функции работников четко распределены и закреплены за каждым из них. Подчиненные не вовлечены в процессы выработки и принятия решений, между тем их действия контролируются от и до. Ответственность за невыполнение тех или иных задач – строго индивидуальная, контакты с подчиненными, как правило, формализованы и ограничены только служебными вопросами.

При патерналистском стиле четко выражена иерархичность отношений, начальник предстает хозяином, в одиночку принимающим решения. Его указания подчиненные не имеют права ни проигнорировать, ни даже обсудить. Весьма часто смысл этих решений вовсе остается непонятым. Выполнение приказов руководителя строго контролируется; в зависимости от результатов труда сотрудники либо получают поощрение, либо подвергаются взысканию. Игнорирование личных качеств и служебных навыков отдельных сотрудников идет рука об руку с представлением о полной взаимозаменяемости членов команды. Несмотря на строгую иерархию, взаимоотношениям придается личностный характер, выходящий за чисто служебные рамки. Лидер патерналистского стиля рассматривает всех работающих в отделе или компании сотрудников как одну семью. Сам он играет роль «отца», а остальные – роль детей, послушных или неразумных. Именно поэтому предусматривается коллективная ответственность за провалы. Более того, даже внеслужебные проблемы подчиненных (вплоть до перипетий личной жизни каждого из них) являются предметом заботы менеджера.


Демократический стиль управления персоналом характеризуется следующими особенностями:

  • совместным решением проблем (пути решения руководитель обсуждает с подчиненными);
  • учетом мнения сотрудников;
  • наличием у работников право голоса при принятии управленческих решений. [14, с.172]

Данный стиль управления также позволяют выявить соответствующие тесты по управлению персоналом, примеры которых есть в разделе «Образцы документов». Перечислим достоинства и недостатки демократического стиля. К достоинствам можно отнести:

  • осознание работниками значимости их пожеланий, мнения при принятии решения;
  • отсутствие высокой текучести персонала;
  • вероятность ошибок со стороны управленца ниже, так как он учитывает рациональные замечания своих подчиненных.

Недостатками демократического стиля управления являются:

  • затягивание решения проблемы из-за широкого обсуждения;
  • вероятность снижения уровня трудовой дисциплины в коллективе. [14, с.172]

Либеральный стиль управления персоналом еще называют анархическим или попустительским. При такой манере руководства сам руководитель не может управлять ситуацией в рабочей группе, так как каждый работник сам по себе. Менеджер в данном случае – номинальная фигура. Такое возможно, например, в случае продажи компании. Данный стиль управления исследователи рассматривают как недопустимый и лишенный достоинств.

Нахождение оптимальных стилей руководства призвано способствовать повышению трудовых достижений и удовлетворенности работников. Поведение руководителя по отношению к подчиненным может отражаться с различных сторон, в разных аспектах (измерениях):

  • с точки зрения привлечения-непривлечения их к принятию управленческих решений;
  • приоритетной ориентации руководителя на задачу или на людей;
  • масштабов руководящего воздействия – детальная регламентация и контроль поведения или делегирование полномочий и ответственности и т. д.

Выявить директивный стиль управления коллективом возможно без применения психологических методик. Основными показателями наличия директивности при управлении коллективом является наличие следующих характеристик:

  • проявление физической и косвенной агрессии по отношению к подчинённым;
  • повышенный уровень раздражительности;
  • наличие вербальной агрессии;
  • неумение сдерживать свои эмоции;
  • вспыльчивость;
  • стремление к доминированию;
  • эмоциональное общение;
  • отсутствие психологического такта;
  • самоуверенность;
  • стремление к манипулированию окружающими;
  • безапелляционный тон.

Таким образом, в зависимости от типичных черт поведения руководителя, служащих критериями, могут выделяться и разнообразные стили руководства. В понятии «стиль руководства» обычно выражаются не любые устойчивые черты отношения руководителя к подчиненным, а черты существенные, важные для эффективности управленческой деятельности.

1.2. Методы изучения стилей управления

Исследование стилей руководства – одно из значительных направлений психологии малых групп и организаций – берет, как известно, начало с экспериментов, выполненных в конце 30-х – начале 40-х гг. в школе К. Левина.

В последующие четыре с лишним десятилетия это направление получило солидную эмпирическую разработку за рубежом и в нашей стране, нашедшую широкое отражение в социальной психологии и психологии управления. На основе теоретического анализа и данных многолетних исследований трудовых коллективов разработаны различные методики для определения стиля руководства:

В психологии управления, для определения стиля руководства широко используется отечественная методика «Диагностика стилей руководства» А.Л. Журавлёва.

Методикой с высокой степенью надёжности для выявления личностной агрессивности руководителя считается опросник Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии».

По мнению автора, агрессивный стиль поведения руководителя и его неумение выслушать и понять позицию подчинённого зачастую приводит к негативным последствиям в работе компании. Квалифицированные сотрудники с низким уровнем стрессоустойчивости не выдерживают психологического и эмоционального давления. В результате происходит снижение показателей их труда, что неизменно приводит к увольнению или их собственному желанию сменить место работы.

Для обработки полученных результатов по данным методикам с помощью статистического пакета SPSS следует учитывать показатель линейной корреляции r-Пирсона. Данная процедура позволяет выявить точную взаимосвязь между референтной оценкой стиля управления и агрессивностью руководителя.

Рассмотрим методику В.П. Захарова «Самооценка руководителем стиля управления», которая включает тест с 60 вопросами (Приложение 1).

Подсчитав номера соответствующих утверждений и используя таблицу, можно определить степень выраженности авторитарного, либерального или демократического стиля управления.

Таблица 3

Ключ к тесту мо методике В.П. Захарова «Самооценка руководителем стиля управления»


Стиль управления

Номера ответов-утверждений

Сумма ответов

Авторитарный

1,6,7,12,13,18,19,24,25,30,31,36,37,42,43,48,49,54,55,60.

Либеральный

2,5,8,11,14,17,20,23,26,29,32,35,38,41,44,47,50,53,56,59.

Демократический

3,4,9,10,15,16,21,22,27,28,33,34,39,40,45,46,51,52,57,58.

Другая сторона исследования – изучение стиля руководства самим коллективом.

Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова и А.Л. Журавлева состоит из 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководителя и коллектива. Каждая группа состоит из 3 утверждений, обозначенных буквами а, б, в (Приложение 2).

В таблице 4 представлен Ключ обработки и интерпретации.

Таблица 4

Ключ обработки результатов методики определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова И А. Л. Журавлева

а

б

в

а

б

в

1

д

к

п

9

д

к

п

2

д

к

п

10

к

п

д

3

к

п

д

11

п

д

к

4

д

п

к

12

д

к

п

5

п

д

к

13

п

к

д

6

к

д

п

14

к

д

п

7

п

к

д

15

к

д

п

8

к

п

д

16

д

к

п


Интерпретация результатов определяется по данным табл.5.

Таблица 5

Интерпретация результатов методики определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова И А. Л. Журавлева

Вид

Характеристика

1

Директивный компонент (Д)

Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.

2

Попустительский компонент пассивного вмешательства (П)

Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.

3

Коллегиальный компонент (К)

Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решений.

Референтная оценка – это выявление значимости показателей, связывающих две различные характеристики или группы. При проведении серий исследований самооценки личного стиля руководства психологи установили, что больше 80% руководителей считают свой стиль коллегиальным и не признают наличие явных показателей директивности.

Таким образом, в поведении подавляющего большинства руководителей обычно сочетаются различные элементы, присущие каждому из этих стилей. Поэтому для оценки используемого стиля руководства персоналом необходимы более точные инструменты исследования – в данном случае более конкретные и реалистичные стили руководства. Каждый руководитель обязан работать так, чтобы стиль и методы его руководства соответствовали характеру современных взаимоотношений в обществе, выделяя главные задачи, не допуская работы по формуле «цель оправдывает средства», приводящей к перенапряжению коллектива. Метод управления играет большую мотивационную роль, поскольку вместе с другими мотивациями существенно влияет на отношения и поведение сотрудников, и в конечном результате эффективность управления.