Файл: Выбор стиля руководства в организации (Теоретические основы выбора стиля управления в организации).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Назначение на руководящую должность или начало ведения собственного бизнеса, сопряжены с необходимостью управления определенным коллективом. В менеджменте стиль управления руководителя персоналом это – совокупность методов и систем, применяемых руководителем, при взаимодействии с персоналом.
Актуальность исследования определяется тем, что правильно выбранный стиль управления в организации является одним из ключевых и, во многом определяет эффективность деятельности этой организации.
В психологической науке сформировался значительный багаж теоретических знаний и практических исследований, посвящённых выявлению взаимосвязи количественных и качественных показателей личностной агрессивности руководителей и их стилем управлением коллективом. Вопросы эффективного руководства вызывали интерес людей с давних времен, однако, систематическое, целенаправленное их изучение началось только со времен Ф. Тейлора. Вопросы эффективности применения тех или иных стилей руководства рассматривался многими авторами, в том числе: И.Р. Алтунина, Н.С. Ефимова, М.И. Еникеев, А.В. Литвинова, С.В. Шекшня, В.Г. Шипунов и многие другие.
Целью данной курсовой работы является анализ используемых стилей управления руководителя на предприятии ООО ЦИБ «Страж».
Согласно цели планируется решение следующих задач:
- раскрыть понятие и основные подходы к исследованию стиля управления руководителя;
- описать методы изучения стилей управления;
- дать общую характеристику предприятия ООО ЦИБ «Страж»,
- дать оценку стиля управления руководителя предприятия;
- определить пути совершенствования стиля управления в организации.
Объект исследования – предприятие ООО ЦИБ «Страж».
Предмет исследования – особенности стилей управления в организации.
Методологической основой исследования выступают следующие методы социально-психологического анализа: методы эмпирического исследования - наблюдение, эксперимент и опрос, а также методы обработки данных (количественный качественный анализ).
Источниками информации в курсовой работе послужили: характеристики поведения и деятельности сотрудников организации, отдельные события, состояния социального взаимодействия.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения, а также содержит список использованных источников и приложение.
1. Теоретические основы выбора стиля управления в организации
1.1. Понятие и основные подходы к исследованию стиля управления руководителя
Стиль руководства трудовым коллективом – это устойчивая манера поведения руководителя по отношению к сотрудникам, применяемая для оказания на них влияния и побуждения к достижению поставленных задач.
Подходы к определению «стиль управления» отразим в табл.1.
Таблица 1
Подходы к определению «стиль управления»
Автор |
Определение «стиль управления» |
Г.Я. Гольдштейн |
Стиль управления - типичная манера и способ поведения менеджера. |
Е.П. Михалева |
Стиль управления – это своеобразный метод воздействия на подчиненных с целью получения необходимого результата. |
М.Р. Переверзев |
Стиль управления – это устоявшаяся манера |
М.А. Афонасова |
Стиль управления – типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели. |
Е.А. Репина |
Стиль управления – это система сложившихся и постоянно применяемых принципов, манер поведения, правил, процедур, реакций на возникающие ситуации, методов, свойственных определенному государству, организации и личности. |
В.В. Травин |
Стиль управления – это способ, которым руководитель управляет подчиненными ему сотрудниками, а также независимый от конкретной ситуации управления образец поведения руководителя. |
Большинство приведенных определений «стиля руководства» сводится к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, т.е. стиль руководства рассматривают как систему постоянно применяемых методов руководства.
Большинство теорий выделяют три основных стиля руководства, являющихся объединением различных методов: авторитарный (директивный или автократический); либеральный; демократический.
Характеристика видов стиля управления представлена в табл.2.
Таблица 2
Характеристика видов стиля управления
Стиль управления |
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный |
Принципы |
Вся власть сосредоточена в руках у менеджера. |
Полномочия делегируются, но основная власть сохраняется за руководителем. |
Менеджер полностью перекладывает свою ответственность на подчиненных. |
Плюсы |
В компании строго соблюдаются сроки выполнения, алгоритмы и правила реализации процесса. Результат предсказуем. |
Усиление мотивации персонала и личного участия сотрудников в принятии стратегических решений. |
Возможность реализации креативных идей. |
Минусы |
Подавление индивидуальной инициативы, креативного начала сотрудников. |
Увеличение времени принятия важных решений, так как каждое из них обсуждается на многих уровнях. |
Без внедрения умеренного контроля со стороны руководителя возможна полная потеря привязки действий сотрудников к главной, общей цели компании. |
Как видно из таблицы, любой стиль может послужить во благо или во вред организации. Подбирать стиль руководства нужно грамотно, продуманно и в соответствии с концепцией и видом деятельности компании. Например, либеральный идеально подойдет креативным фирмам, связанным с рекламой или индустрией развлечений, где требуется максимальное увеличение генерации уникальных и свежих идей. Для организаций, связанных с производством высокоточной продукции стоит предпочесть комбинацию авторитарного и демократического стилей. Первый, позволит сохранить соблюдение регламентов, технических параметров и стабильное качество изделий. Второй, поможет внедрять новшества и успешно организовывать процесс продвижения.
Рассмотрим, какие стили управления персоналом существуют.
Концентрация власти в руках одного человека – руководителя и есть авторитарный, или директивный стиль руководства.
Решения по всем вопросам принимаются руководителем, непринятие инициативности сотрудников, наказания, штрафы, нетерпимость критики, жесткий контроль – характерные черты данного стиля.
Авторитарный стиль управления это – недопустимость различного рода вольностей и неформальных отношений между подчиненными и руководством, наличие дресс-кода, четкого режима работы, регламентирование всех мероприятий.
К негативным сторонам можно отнести:
- низкая инициативность сотрудников;
- большой процент увольнений;
- концентрация всей ответственности в руках руководителя (или нескольких управленцев).
Помимо этого, автократический стиль управления имеет и преимущества:
- оперативность принятия решений на высоком уровне. Обусловлена отсутствием необходимости их согласования;
- высокий уровень корпоративной дисциплины;
- хорошая информированность руководителя обо всех этапах организации труда в компании.
Однако, такая манера управления показывает себя эффективной в условиях кризиса и экстремальных ситуациях, когда возникает необходимость в четком и быстром руководстве.
Характеристика этой формы руководства была свойственна в советский период и до сих пор применяется на некоторых отечественных предприятиях.
Характерная особенность – децентрализация полномочий и активное задействование персонала в принятии решений. Такой стиль Возможность полноценного участия в процессе достижения результата, служит дополнительным стимулом и мотивацией сотрудников.
При демократическом стиле руководства в управлении коллективом, исполнители хорошо разбираются в тонкостях процессе труда и могут инициировать необходимые коррективы и изменения.
Существует два вида демократического руководства:
1. Консультативный. Отличается высокой степенью доверия между руководящим и исполнительным звеном. Первый прислушивается к мнению и использует лучшие предложенные варианты решений. Последние – удовлетворены принципами руководства, поддерживают его и оказывают посильную помощь в достижении результата. Преобладающая стимулирующая мера – поощрение.
2. Партисипативный. Начальник доверяет коллективу в полной мере, всегда прислушивается и принимает к реализации конструктивные предложения. Характерен широкий обмен мнениями и опытом. Сотрудники участвуют в процессе постановки целей и самостоятельно контролируют процесс из достижения. При этом, руководитель не снимает с себя ответственности за последствия всех решений и действий.
Анархический или либеральный стиль управления это сочетание принципов описанных ранее стилей. Наличие руководителя является формальным, где он выполняет посредническую роль между сотрудникам и высшим руководством. Такой стиль допустим в коллективах, где каждый является автономной единице, не нуждающейся в прямом руководстве. Руководитель ставит задачи и отходит на второй план, предоставляя возможность самостоятельной реализации задания. Часто встречается в научно-технических коллективах. Возможно временное функционирование коллектива при таком управлении, в условиях подготовки компании к продаже или реорганизации.
Каждая форма организации процесса труда имеет свои плюсы и минусы. Учитывая, что задача любого руководства – достижения эффективности процесса труда, важно понимать, какие факторы ее определяют:
- особенности руководителя;
- специфика деятельности компании или организации;
- уровень квалификации и профессионализма персонала;
- готовность сотрудников к участию в процессе принятия решений и соучастию в управлении;
- политическая и экономическая обстановка в стране;
- ситуация в отрасли и другие.
Все попытки определить идеальный стиль руководства, подходящий каждому управленцу не принесли результата. В большей степени из-за того, что процесс и эффективность управления персоналом зависит не только от выбранного метода.
Учитывая это, была разработана теория ситуационного лидерства, предполагающая перемены в поведении руководства, в случае, если того требуют условия.
Исходя из личных качеств сотрудников, можно выделить четыре формата управления:
- Поддержка сотрудников – применим в коллективе, где сотрудники имеют большую потребность в уважении личности и причастности к коллективному труду;
- Инструментарный – нацелен на формирование необходимых условий труда и отсутствии постоянного контроля и четких указаний. Справедлив для квалифицированных сотрудников с высоким уровнем самоорганизации и автономности;
- Целевой – применим в условиях стремления сотрудников к получению результатов деятельности и их уверенности в собственных способностях. Роль руководителя заключается в постановке посильных задач и обеспечении условий для их реализации. При таком способе руководства не предусматривает принуждения;
- Дискуссионный – такой стиль предполагает задействование сотрудников к процессу управленческой деятельности, использование предлагаемых идей и широкое обсуждение.
Для авторитарного стиля управления персоналом характерно то, что:
- концентрация властных полномочий находится в руках менеджера-управленца;
- мнение сотрудников не влияет на принятие управленческих решений;
- руководитель осуществляет жесткий контроль за результатами работы и применяет систему штрафов и взысканий в случае ошибочного исполнения или неподчинения.
Эффективное использование авторитарного стиля требует от руководителя:
- высокой компетентности и ответственности;
- строгого самоконтроля;
- широкого предвидения;
- развитой способности принятия решений;
- хороших организаторских качеств, способности проводить решения в жизнь. [28, с.167]