Файл: Выбор стиля руководства в организации (Теоретические основы выбора стиля управления в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Назначение на руководящую должность или начало ведения собственного бизнеса, сопряжены с необходимостью управления определенным коллективом. В менеджменте стиль управления руководителя персоналом это – совокупность методов и систем, применяемых руководителем, при взаимодействии с персоналом.

Актуальность исследования определяется тем, что правильно выбранный стиль управления в организации является одним из ключевых и, во многом определяет эффективность деятельности этой организации.

В психологической науке сформировался значительный багаж теоретических знаний и практических исследований, посвящённых выявлению взаимосвязи количественных и качественных показателей личностной агрессивности руководителей и их стилем управлением коллективом. Вопросы эффективного руководства вызывали интерес людей с давних времен, однако, систематическое, целенаправленное их изучение началось только со времен Ф. Тейлора. Вопросы эффективности применения тех или иных стилей руководства рассматривался многими авторами, в том числе: И.Р. Алтунина, Н.С. Ефимова, М.И. Еникеев, А.В. Литвинова, С.В. Шекшня, В.Г. Шипунов и многие другие.

Целью данной курсовой работы является анализ используемых стилей управления руководителя на предприятии ООО ЦИБ «Страж».

Согласно цели планируется решение следующих задач:

  • раскрыть понятие и основные подходы к исследованию стиля управления руководителя;
  • описать методы изучения стилей управления;
  • дать общую характеристику предприятия ООО ЦИБ «Страж»,
  • дать оценку стиля управления руководителя предприятия;
  • определить пути совершенствования стиля управления в организации.

Объект исследования – предприятие ООО ЦИБ «Страж».

Предмет исследования – особенности стилей управления в организации.

Методологической основой исследования выступают следующие методы социально-психологического анализа: методы эмпирического исследования - наблюдение, эксперимент и опрос, а также методы обработки данных (количественный качественный анализ).

Источниками информации в курсовой работе послужили: характеристики поведения и деятельности сотрудников организации, отдельные события, состояния социального взаимодействия.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения, а также содержит список использованных источников и приложение.


1. Теоретические основы выбора стиля управления в организации

1.1. Понятие и основные подходы к исследованию стиля управления руководителя

Стиль руководства трудовым коллективом – это устойчивая манера поведения руководителя по отношению к сотрудникам, применяемая для оказания на них влияния и побуждения к достижению поставленных задач.

Подходы к определению «стиль управления» отразим в табл.1.

Таблица 1

Подходы к определению «стиль управления»

Автор

Определение «стиль управления»

Г.Я. Гольдштейн

Стиль управления - типичная манера и способ поведения менеджера.

Е.П. Михалева

Стиль управления  это своеобразный метод воздействия на подчиненных с целью получения необходимого результата.

М.Р. Переверзев

Стиль управления – это устоявшаяся манера 
поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.

М.А. Афонасова

Стиль управления – типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели.

Е.А. Репина

Стиль управления – это система сложившихся и постоянно применяемых принципов, манер поведения, правил, процедур, реакций на возникающие ситуации, методов, свойственных определенному государству, организации и личности.

В.В. Травин

Стиль управления – это способ, которым руководитель управляет подчиненными ему сотрудниками, а также независимый от конкретной ситуации управления образец поведения руководителя.

Большинство приведенных определений «стиля руководства» сводится к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, т.е. стиль руководства рассматривают как систему постоянно применяемых методов руководства.

Большинство теорий выделяют три основных стиля руководства, являющихся объединением различных методов: авторитарный (директивный или автократический); либеральный; демократический.

Характеристика видов стиля управления представлена в табл.2.


Таблица 2

Характеристика видов стиля управления

Стиль управления

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Принципы

Вся власть сосредоточена в руках у менеджера.
Цели и способы их достижения всегда формируются руководителем.
Коммуникация основана на спуске директив сверху вниз.

Полномочия делегируются, но основная власть сохраняется за руководителем.
Решения принимаются в результате коллективного обсуждения.
Коммуникации являются нормой рабочего процесса, руководитель внимательно прислушивается к своим подчиненным.

Менеджер полностью перекладывает свою ответственность на подчиненных.
Группа принимает решения на свое усмотрение.
Коммуникативный процесс выстроен по горизонтали.

Плюсы

В компании строго соблюдаются сроки выполнения, алгоритмы и правила реализации процесса. Результат предсказуем.

Усиление мотивации персонала и личного участия сотрудников в принятии стратегических решений.

Возможность реализации креативных идей.

Минусы

Подавление индивидуальной инициативы, креативного начала сотрудников.

Увеличение времени принятия важных решений, так как каждое из них обсуждается на многих уровнях.

Без внедрения умеренного контроля со стороны руководителя возможна полная потеря привязки действий сотрудников к главной, общей цели компании.

Как видно из таблицы, любой стиль может послужить во благо или во вред организации. Подбирать стиль руководства нужно грамотно, продуманно и в соответствии с концепцией и видом деятельности компании. Например, либеральный идеально подойдет креативным фирмам, связанным с рекламой или индустрией развлечений, где требуется максимальное увеличение генерации уникальных и свежих идей. Для организаций, связанных с производством высокоточной продукции стоит предпочесть комбинацию авторитарного и демократического стилей. Первый, позволит сохранить соблюдение регламентов, технических параметров и стабильное качество изделий. Второй, поможет внедрять новшества и успешно организовывать процесс продвижения.

Рассмотрим, какие стили управления персоналом существуют.

Концентрация власти в руках одного человека – руководителя и есть авторитарный, или директивный стиль руководства.

Решения по всем вопросам принимаются руководителем, непринятие инициативности сотрудников, наказания, штрафы, нетерпимость критики, жесткий контроль – характерные черты данного стиля.


Авторитарный стиль управления это – недопустимость различного рода вольностей и неформальных отношений между подчиненными и руководством, наличие дресс-кода, четкого режима работы, регламентирование всех мероприятий.

К негативным сторонам можно отнести:

  • низкая инициативность сотрудников;
  • большой процент увольнений;
  • концентрация всей ответственности в руках руководителя (или нескольких управленцев).

Помимо этого, автократический стиль управления имеет и преимущества:

  • оперативность принятия решений на высоком уровне. Обусловлена отсутствием необходимости их согласования;
  • высокий уровень корпоративной дисциплины;
  • хорошая информированность руководителя обо всех этапах организации труда в компании.

Однако, такая манера управления показывает себя эффективной в условиях кризиса и экстремальных ситуациях, когда возникает необходимость в четком и быстром руководстве.

Характеристика этой формы руководства была свойственна в советский период и до сих пор применяется на некоторых отечественных предприятиях.

Характерная особенность – децентрализация полномочий и активное задействование персонала в принятии решений. Такой стиль Возможность полноценного участия в процессе достижения результата, служит дополнительным стимулом и мотивацией сотрудников.

При демократическом стиле руководства в управлении коллективом, исполнители хорошо разбираются в тонкостях процессе труда и могут инициировать необходимые коррективы и изменения.

Существует два вида демократического руководства:

1. Консультативный. Отличается высокой степенью доверия между руководящим и исполнительным звеном. Первый прислушивается к мнению и использует лучшие предложенные варианты решений. Последние – удовлетворены принципами руководства, поддерживают его и оказывают посильную помощь в достижении результата. Преобладающая стимулирующая мера – поощрение.

2. Партисипативный. Начальник доверяет коллективу в полной мере, всегда прислушивается и принимает к реализации конструктивные предложения. Характерен широкий обмен мнениями и опытом. Сотрудники участвуют в процессе постановки целей и самостоятельно контролируют процесс из достижения. При этом, руководитель не снимает с себя ответственности за последствия всех решений и действий.

Анархический или либеральный стиль управления это сочетание принципов описанных ранее стилей. Наличие руководителя является формальным, где он выполняет посредническую роль между сотрудникам и высшим руководством. Такой стиль допустим в коллективах, где каждый является автономной единице, не нуждающейся в прямом руководстве. Руководитель ставит задачи и отходит на второй план, предоставляя возможность самостоятельной реализации задания. Часто встречается в научно-технических коллективах. Возможно временное функционирование коллектива при таком управлении, в условиях подготовки компании к продаже или реорганизации.


Каждая форма организации процесса труда имеет свои плюсы и минусы. Учитывая, что задача любого руководства – достижения эффективности процесса труда, важно понимать, какие факторы ее определяют:

  • особенности руководителя;
  • специфика деятельности компании или организации;
  • уровень квалификации и профессионализма персонала;
  • готовность сотрудников к участию в процессе принятия решений и соучастию в управлении;
  • политическая и экономическая обстановка в стране;
  • ситуация в отрасли и другие.

Все попытки определить идеальный стиль руководства, подходящий каждому управленцу не принесли результата. В большей степени из-за того, что процесс и эффективность управления персоналом зависит не только от выбранного метода.

Учитывая это, была разработана теория ситуационного лидерства, предполагающая перемены в поведении руководства, в случае, если того требуют условия.

Исходя из личных качеств сотрудников, можно выделить четыре формата управления:

  1. Поддержка сотрудников – применим в коллективе, где сотрудники имеют большую потребность в уважении личности и причастности к коллективному труду;
  2. Инструментарный – нацелен на формирование необходимых условий труда и отсутствии постоянного контроля и четких указаний. Справедлив для квалифицированных сотрудников с высоким уровнем самоорганизации и автономности;
  3. Целевой – применим в условиях стремления сотрудников к получению результатов деятельности и их уверенности в собственных способностях. Роль руководителя заключается в постановке посильных задач и обеспечении условий для их реализации. При таком способе руководства не предусматривает принуждения;
  4. Дискуссионный – такой стиль предполагает задействование сотрудников к процессу управленческой деятельности, использование предлагаемых идей и широкое обсуждение.

Для авторитарного стиля управления персоналом характерно то, что:

  • концентрация властных полномочий находится в руках менеджера-управленца;
  • мнение сотрудников не влияет на принятие управленческих решений;
  • руководитель осуществляет жесткий контроль за результатами работы и применяет систему штрафов и взысканий в случае ошибочного исполнения или неподчинения.

Эффективное использование авторитарного стиля требует от руководителя:

  • высокой компетентности и ответственности;
  • строгого самоконтроля;
  • широкого предвидения;
  • развитой способности принятия решений;
  • хороших организаторских качеств, способности проводить решения в жизнь. [28, с.167]