Файл: Выбор стиля руководства в организации (Теоретические основы выбора стиля управления в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно данным табл.9 в организации существуют проблемы с управлением.

Директору следует обратить внимание на: патологию «господство структуры над функцией»; патологию «Информационная фобия»; патологию «Гиперинновационность».

Важным является и высокий уровень «Демотивирующего стиля руководства». Это свидетельствует о явном преобладании указаний на упущение сотрудников над оценками их достижений. При этом сам руководитель ООО ЦИБ «Страж» не считает это патологией и сколько-нибудь значимой проблемой.

Упущенные возможности отсюда огромные: безынициативность, неудовлетворенность сказываются на количестве и качестве труда.

Если руководитель предъявляет завышенные требования, прилюдно критикует сотрудников, часто наказывает и редко поощряет, не ценит их вклад в совместную деятельность, угрожает, пытается запугать увольнением, лишением премии и т.д., ведет себя в соответствии с лозунгом «начальник всегда прав», не прислушивается к мнению подчиненных, невнимателен к их нуждам и интересам, то он формирует нездоровую рабочую атмосферу.

Отсутствие доверия заставляет работников ООО ЦИБ «Страж» занимать оборонительную позицию, защищаться друг от друга, сокращается частота контактов, возникают коммуникативные барьеры, конфликты, появляется желание покинуть организацию и, как следствие, происходит снижение производительности и качества.

Страх наказания порождает стремление избежать ответственности за совершенные ошибки, перекладывание вины на других, поиск «козла отпущения». На эту роль, как правило, выбирается человек (группа лиц), который не виновен в случившемся, но отличается от большинства сотрудников, не похож на них, слаб и не способен постоять за себя. Он становится объектом нападок, враждебного отношения, необоснованных обвинений.

Наличие «козла отпущения» позволяет членам группы осуществлять разрядку напряжения и неудовлетворенности, которые легко накапливаются в атмосфере взаимного недоверия и страха.

Тем самым группа поддерживает собственную стабильность и сплоченность. Это кажется парадоксальным, но какую бы неприязнь и враждебность не вызывал в свой адрес «козел отпущения», он нужен группе как «предохранительный клапан», позволяющий освободиться от агрессивных тенденций.

Поиск «козла отпущения» играет роль механизма интеграции и стабилизации отношений в группе, позволяет избежать острых и интенсивных конфликтов. Но этот процесс обеспечивает лишь частичный, одномоментный эффект. Источник напряженности и неудовлетворенности в организации сохраняется, и немалую роль в их появлении играет неправильное поведение руководителя.


Даже если руководитель использует авторитарный стиль управления, он может быть позитивным, если, принимая решение, учтет интересы работников, объяснит им свой выбор, сделает свои действия понятными и обоснованными, иными словами, станет больше внимания уделять установлению прочной и тесной связи с подчиненными.

Преодоление этого вида организационной патологии связано с развитием культуры и потому требует немалого времени. Начать это движение наиболее доступно через внедрение этических стандартов в документы, заседания и т.п. благодарности за сделанное, просто вежливость, призы за достижения и т.д.

Таким образом комбинация авторитарного и демократического стилей управления положительно влияет на атмосферу в коллективе, на коммуникации персонала внутри коллектива, а также благоприятно влияет на рабочую обстановку в целом, так как руководитель ООО ЦИБ «Страж» применяет гибкие методы работы с людьми и соответственно утверждает эффективный стиль управления.

3. Пути совершенствования стиля управления в организации ООО ЦИБ «СТРАЖ»

Формирование правильной культуры отношений в организации поможет сохранить и закрепить в сознании каждого члена коллектива правильное отношение к миссии фирмы, мотивационной политике, качеству труда, производительности, планированию и т.д.

Неоспоримо наличие связи между культурой компании и стилем руководства. Авторитет и харизма лидера позволят задать нужное русло формированию культуры и скорректировать поведение каждого сотрудника. Ведь отдельные личности могут выступать в роли оппозиции и вносить дисгармонию. Увольнение не всегда является лучшим управленческим решением, так как сотрудник «оппозиционер» может быть очень ценным элементом системы организационной структуры.

Руководитель ООО ЦИБ «Страж» должен, прежде всего:

  • сделать упор на развитие и независимость сотрудников;
  • внедрять собственные компетенции в управление персоналом;
  • использовать философию управления, основываясь на элементы, которые влияют на условия окружения, социальные ресурсы, повышение квалификации;
  • сбалансировать силу власти и доверия между руководством и подчиненными.

Создание положительной рабочей атмосферы в коллективе, управление которым находится в компетенции агрессивного руководителя, является непосредственной обязанностью специалиста по подбору персонала или другого назначенного сотрудника. Нахождение сотрудниками в состоянии повышенного психологического дискомфорта оказывает негативное влияние на производительность и результативность их деятельности.


Со стороны коллектива с целью снижения восприятия сотрудниками повышенной агрессивности своего руководителя необходимы:

  • абстрагирование;
  • обращение внимания только на конструктивную критику;
  • налаживание положительного контакта с руководством;
  • умение сдерживать свои эмоции;
  • отсеивание ненужной информации; принятие позиции руководителя;
  • разумная самокритика;
  • проявление снисходительности;
  • умение аргументировать свою позицию;
  • хладнокровность.

Для того, чтобы снизить уровень дискомфорта сотрудников и помочь им подстроиться под стиль управления агрессивного руководителя HR-специалист проводит регулярные собрания с коллективом. На данных собраниях обсуждается вопрос преодоления эмоционального моббинга со стороны руководителя, рассматриваются мнения всех присутствующих, организуется психологическая разрядка и снижается уровень психологического дискомфорта.

Эффективным методом для сплочения коллектива и снижения уровня стресса принято считать регулярное проведение активных корпоративных выездов. Данный вид отдыха позволяет всем сотрудникам избавиться от негативной энергии и обрести стабильное эмоциональное состояние.

Для достижения оптимальных результатов необходимо стремиться адекватно, оценивать ситуацию, творчески анализировать объективные ограничения и субъективные возможности их преодоления, прогнозировать последствия принимаемых решений, реально оценивать возможности подчиненных, как руководителей, так и исполнителей, опираться на тот стиль управления, который следует из психологических и личных характеристик руководителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Использование стилей руководства в управлении организацией и методы, применяемые в рамках каждого из них, существенно изменились за последние десятилетия. Глубокие преобразования в технологиях, производстве и условиях труда стали причиной перемен в отношении к персоналу. Сместились акценты в оценке вклада человека в трудовой процесс и, в связи с этим, появилась необходимость разработки новых методов и стилей управления персоналом.

Современные исследователи, отмечая определенную ценность классического деления стилей руководства на авторитарный, демократический и попустительский, указывают на упрощенность такого деления и удаленность этих классических стилей от реальности, сложность или даже невозможность их практического воспроизводства в чистом виде. Из-за полярности, абстрактности и удаленности от жизни классические стили управления называют идеально-типическими. Это означает, что все они представляют собой крайние, идеальные образцы поведения, точное соответствие которым очень трудно найти в жизни.


Эффективного руководителя отличает гибкость и индивидуальный подход к каждому человеку, и, следовательно, умение менять стили управления, подбирать наиболее подходящий стиль для каждого конкретного случая. Чем больше стилей в арсенале руководителя, тем лучше. Самый благоприятный климат и самые высокие производственные показатели в тех организациях, руководители которых владеют четырьмя и более стилями, прежде всего авторитетным, демократичным, отеческим и наставническим. Талантливые руководители легко переключаются с одного стиля руководства на другой. Очень важно, чтобы опытные руководители тонко чувствовали реакцию окружающих и достигали наилучших результатов гибко, интуитивно приспосабливая свой стиль к предлагаемым обстоятельствам.

Любой стиль может послужить во благо или во вред организации. Подбирать стиль руководства нужно грамотно, продуманно и в соответствии с концепцией и видом деятельности компании. Например, либеральный идеально подойдет креативным фирмам, связанным с рекламой или индустрией развлечений, где требуется максимальное увеличение генерации уникальных и свежих идей. Для организаций, связанных с производством высокоточной продукции стоит предпочесть комбинацию авторитарного и демократического стилей. Первый, позволит сохранить соблюдение регламентов, технических параметров и стабильное качество изделий. Второй, поможет внедрять новшества и успешно организовывать процесс продвижения.

Стиль руководства в реальной компании не должен строго делиться на формальные типы, следует комбинировать стили, привносить в них инновации и личный опыт. Если руководитель сможет сохранить баланс между авторитарной властью и крайней степенью либерализма, привнесет личную харизму в процесс, то на предприятии станет намного приятнее работать, идти к общей цели и неустанно работать над собой и своими задачами. Менеджеры любого уровня должны выстраивать свою работу на уважении к личности, справедливости и безусловном лидерстве. Какой бы стиль руководства ни был принят забывать о честности и достоинстве неприемлемо.

Список использованных источников

  1. Алибаева А. Т. Практика управления в компаниях // Молодой ученый. - 2017. - №4. - С. 331-333.
  2. Андриенко, Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.В. Андриенко; Под ред. В.А. Сластенин. - М.: ИЦ Академия, 2016. - 264 c.
  3. Бугаков, В.М. Управление персоналом: Учебное пособие / В.П. Бычков, В.М. Бугаков, В.Н. Гончаров; Под ред. В.П. Бычкова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 237 c.
  4. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. - М.: Юристь, 2016. - 496с.
  5. Герчиков, В.И. Управление персоналом: сотрудник - самый эффективный ресурс компании: Учебное пособие / В.И. Герчиков. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 282 c.
  6. Гришина Н. В. Психология конфликта – СПб: Питер, 2016. – 544с.
  7. Егидес, А.П. Психология конфликта: Учебное пособие / А.П. Егидес. - М.: МФПУ Университет, 2017. - 320 c.
  8. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 640 c.
  9. Ефимова, Н.С. Социальная психология: Учебник для бакалавров / Н.С. Ефимова, А.В. Литвинова. - М.: Юрайт, 2016. - 442 c.
  10. Ефимова, Н.С. Социальная психология: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 192 c.
  11. Журавлев, А.Л. Социальная психология российского предпринимательства: Концепция психологических отношений / А.Л. Журавлев, В.П. Позняков. - М.: ИП РАН, 2017. - 480 c.
  12. Журавлев А.А. Стиль в современной психологии управления. - М.: Экономика, 2016. – 143с.
  13. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. - М.: Финстатинформ, 2015. - 360 с.
  14. Захарова, Л.Н. Психология управления: Учебное пособие / Л.Н. Захарова. - М.: Логос, 2015. - 376 c.
  15. Ивановская, Л.В. Управление персоналом организации: Учебник / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Л.В. Ивановская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 695 c.
  16. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2015. - 576 c.
  17. Караяни, А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: Учебное пособие для студентов вузов / А.Г. Караяни, В.Л. Цветков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2016. - 247 c.
  18. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учебник/ А.Я. Кибанов. – М.: ИНФРА–М, 2016. – 512 с.
  19. Козлов, В.В. Психология управления: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, Н.П. Фетискин. - М.: ИЦ Академия, 2016. - 224 c.
  20. Крысько, В.Г. Социальная психология. Курс лекций: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2017. - 256 c.
  21. Крюкова Е.А. Алгоритмы работы с конфликтами в организации // Российское предпринимательство. - 2015. - № 8 (230). - С. 115-119.
  22. Невская Л.В., Эсаулова И.А. Поведенческий подход к стратегическому развитию персонала // Российское предпринимательство. – 2015. - № 2 (224). - С. 112-116.
  23. Немов Р.С. Социальная психология: Учебное пособие / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. - СПб.: Питер, 2017. - 432 c.
  24. Пешкова О. А. Приемы управления формальными и неформальными коммуникациями в организации [Текст] / О. А. Пешкова // Молодой ученый. - 2012. - №7. - С. 116-118.
  25. Самыгин С.И. Социология и психология управления: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Г.И. Колесникова, С.Н. Епифанцев. - М.: КноРус, 2016. - 256 c.
  26. Тавокин Е.П. Управление - социальное управление - социология управления: Учебное пособие / Е.П. Тавокин. - М.: ЛИБРОКОМ, 2017. - 256 c.
  27. Хуген М. Стратегия управления трудовым персоналом предприятия. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 168с.
  28. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации/ С.В. Шекшня. – М.: Интел–Синтез, 2015. – 368 с.
  29. Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии: Учебник/ В.Г. Шипунов. – М.: Высшая школа, 2015. – 304 с.
  30. Юнг, Р. Психология убеждения. Главные секреты влияния на людей / Р. Юнг; Пер. с англ. А. Ефимов, А. Золотов. - СПб.: Питер, 2016. - 240 c.

ПРИЛОЖЕНИе 1

Методика В.П. Захарова

«Самооценка руководителем стиля управления»

Необходимо в утвердительной форме объективно ответить на вопросы, касающиеся Вашего характера, привычек, склонностей, обвести кружком номера тех из них, которые соответствуют Вашему поведению и отношению к людям. Если Вы ранее никогда не сталкивались с такими ситуациями, постарайтесь представить, как бы Вы могли повести себя в них.

ОПРОСНИК

  1. В работе с людьми я предпочитаю, чтобы они беспрекословно выполняли мои распоряжения.
  2. Меня легко увлечь новыми задачами, но я быстро охладеваю к ним.
  3. Люди часто завидуют моему терпению и выдержке.
  4. В трудных ситуациях я всегда думаю о других, а потом о себе.
  5. Мои родители редко заставляли меня делать то, чего я не хотел.
  6. Меня раздражает, когда кто-то проявляет слишком много инициативы.
  7. Я очень напряженно работаю, так как не могу положиться на своих помощников.
  8. Когда я чувствую, что меня не понимают, я отказываюсь от намере­ния доказать что-либо.
  9. Я умею объективно оценить своих подчиненных, выделив среди них сильных, средних и слабых.
  10. Мне приходится часто советоваться со своими помощниками, прежде чем отдать соответствующее распоряжение.
  11. Я редко настаиваю на своем, чтобы не вызывать у людей раздражения.
  12. Уверен, что мои оценки успехов и неудач подчиненных точны и справедливы.
  13. Я всегда требую от подчиненных неукоснительного соблюдения моих приказаний и распоряжений.
  14. Мне легче работать одному, чем кем-то руководить.
  15. Многие считают меня чутким и отзывчивым руководителем.
  16. Мне кажется, что от коллектива нельзя ничего скрывать – ни хорошего, ни плохого.
  17. Если я встречаю сопротивление, у меня пропадает интерес к работе с людьми.
  18. Я игнорирую коллективное руководство, чтобы обеспечить эффек­тивность единоначалия.
  19. Чтобы не подорвать свой авторитет, я никогда не признаю своих ошибок.
  20. Мне часто для эффективной работы не хватает времени.
  21. На грубость подчиненного я старюсь найти ответную реакцию, не вызывающую конфликта.
  22. Я делаю все, чтобы подчиненные охотно выполняли мои распоряжения.
  23. С подчиненными у меня очень тесные контакты и приятельские от­ношения.
  24. Я всегда стремлюсь любой ценой быть первым во всех начинаниях.
  25. Я пытаюсь выработать универсальный стиль управления, подходя­щий для большинства ситуаций.
  26. Мне легче подстроиться под мнение большинства коллектива, чем выступать против него.
  27. Мне кажется, что подчиненных надо хвалить за каждое, пусть даже самое незначительное достижение.
  28. Я не могу критиковать подчиненного в присутствии других людей.
  29. Мне приходится чаще просить, чем требовать.
  30. Я часто теряю от возбуждения контроль над своими чувствами, осо­бенно когда мне надоедают.
  31. Если бы я имел возможность чаще бывать среди подчиненных, то эффективность моего руководства значительно бы повысилась.
  32. Я иногда проявляю спокойствие и равнодушие к интересам" и увлечениям подчиненных.
  33. Я предоставляю более грамотным подчиненным больше самостоятельности в решении сложных задач, особо не контролируя их.
  34. Мне нравится анализировать и обсуждать с подчиненными их проблемы.
  35. Мои помощники справляются не только со своими, но и с моими функциональными обязанностями.
  36. Мне легче избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с подчиненными, которые всегда зависят от меня.
  37. Я всегда добиваюсь выполнения своих распоряжений наперекор обстоятельствам.
  38. Самое трудное для меня – это вмешиваться в ход работы людей, требовать от них дополнительных усилий.
  39. Чтобы лучше понять подчиненных, я стараюсь представить себя на их месте.
  40. Я думаю, что управление людьми должно быть гибким – подчиненным нельзя демонстрировать ни железной непреклонности, ни па­нибратства.
  41. Меня больше волнуют собственные проблемы, чем интересы подчиненных.
  42. Мне приходится часто заниматься текущими делами и испытывать от этого большие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки.
  43. Родители заставляли меня подчиняться даже тогда, когда я считал это неразумным.
  44. Работу с людьми я представляю себе как мучительное занятие.
  45. Я стараюсь развивать в коллективе взаимопомощь и сотрудничество.
  46. Я с благодарностью отношусь к предложениям и советам подчиненных.
  47. Главное в руководстве – распределить обязанности.
  48. Эффективность управления достигается тогда, когда подчиненные существуют лишь как исполнители воли менеджера.
  49. Подчиненные – безответственные, и поэтому их нужно посто­янно контролировать.
  50. Лучше всего предоставлять полную самостоятельность коллективу и ни во что не вмешиваться.
  51. Для более качественного руководства нужно поощрять наиболее способных подчиненных и строго взыскивать с нерадивых.
  52. Я всегда признаю свои ошибки и выбираю более правильное решение.
  53. Мне приходится объяснять неудачи в управлении объективными обстоятельствами.
  54. Нарушителя дисциплины строго наказываю.
  55. В критике недостатков подчиненных я беспощаден.
  56. Иногда мне кажется, что в коллективе я лишний человек.
  57. Прежде чем упрекать подчиненного, я стараюсь его похвалить.
  58. Я хорошо взаимодействую с коллективом и считаюсь с его мнением.
  59. Меня часто упрекают в чрезмерной мягкости к подчиненным.
  60. Если бы мои подчиненные делали так, как я требую, я бы достиг гораздо большего.