Файл: Особенности коммуникации в организации (Сущность коммуникации в организации как объекта изучения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Человеческая коммуникация – это феномен, значение которого сложно переоценить в современной огранизационной психологии, психологии управления, социальной психологии, менеджменте и т.д. Именно с искажениями коммуникации многие ученые связывают тот самый, пресловутый «человеческий фактор», влияющий на эффективность работы организации, и на всю структуру управления начиная от младших сотрудников и заканчивая генеральными директорами. Одним из важных факторов интеграции управления является внутрисистемная коммуникация, которая представляет собой общение людей в процессе их совместной деятельности: обмен идеями, мыслями, чувствами и информацией. Обмен информацией широко охватывает разные части организации и прямо пропорционально соотносится с ее эффективностью. Без слаженной коммуникации существование никакой организованной группы людей невозможно. Но обмен информацией в организациях не всегда так эффективен, как это нужно для эффективной их работы.

С появлением работ Н. Винера, К. Шеннона, У.Р. Эшби, наших отечественных ученых А.И. Берга, А.Н. Колмогорова и др., термин коммуникация получил широкое распространение в самых разных отраслях науки и стал едва ли не самым многозначным. К началу 1960-х гг. только в зарубежной философской и социологической литературе насчитывалось около сотни определений коммуникации. По мнению Виханского О.С. термин «коммуникация» происходит от лат. «communis», что означает «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов.

По мнению Латфуллиной Г.Р., под коммуникацией понимается обмен идеями, мнениями и информацией в устном и письменном виде посредством символов. При этом передаваемая информация должна быть значима для участников коммуникации. Цель коммуникации – добиться от предпринимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.

С другой стороны, Чаусов Н.Ю. считает, что коммуникации – это обмен информацией, на основе которого руководитель принимает решения и доводит их до сотрудников организации.

А Фролов С.С. считает, что термин «коммуникация» (от лат. – «communicatio» - делать общим, сообщать, беседовать связывать ) появился в научной литературе в начале XX века ( хотя, вероятно, первая модель коммуникации была предложена Аристотелем, выделившим такие компоненты процесса коммуникации, как оратор, речь и аудитория).


В нашем исследовании мы постараемся охватить феномен коммуникации в контексте ее определения как взаимодействия между людьми, по определенным правилам и сценариям, что характерно для современной системной психологии и трансактного анализа.

Таким образом, в нашей работе выделен объект, предмет и цели исследования.

Объект исследования: коммуникации в организации.

Предмет исследования: особенности коммуникации в организации.

Цель исследования: глубоко изучить особенности коммуникации в организации, эмпирически проверить методы и средства для ее улучшения, провести анализ результатов, полученных в ходе опытно-экспериментального исследования.

Для реализации поставленной цели в соответствии с выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

- изучить состояние исследуемой проблемы в современной психологической теории и практике на основе анализа философской, психологической литературы, а также литературы по менеджменту;

- выявить особенности коммуникации в организации на примере социально-психологического центра по оказанию помощи семье;

- эмпирически проверить эффективность коммуникативного тренинга, построенного на основе методологии трансактного анализа.

Основные данные исследования:

Исследование проводилось в 2017-2018 г на базе АНО ДПО «Центр коррекционной и семейной психологии» в г.Ульяновск

В целом в исследовании принимало участие 16 человек, из которых 12 человек – женщины, 4 человека – мужчины. Все испытуемые находились в возрастном интервале от 20 до 37 лет.

Методы исследования:

  1. Метод психолого-диагностического обследования;
  2. Метод сравнительного анализа полученных результатов;
  3. Методы математической статистики (достоверность определялась по t-критерию Стьюдента).

Структура работы:

Работа состоит из двух разделов, выводов к каждому разделу, заключения, списка литературы, приложений. Общий объём работы составляет 54 страницы печатного текста, работа иллюстрирована 9 таблицами и имеет 3 приложения.

Результаты исследования могут быть использованы в системе подготовки и повышении квалификации организационных психологов, менеджеров, руководителей разного уровня в системе детских, психологических, развивающих центров.


ГЛАВА 1. Сущность коммуникации в организации как объекта изучения

Изучение феномена коммуникации и применение полученных знаний в практике управления организацией – задача любой управленческой науки. На наш взгляд, в современных условиях развития науки самыми эффективными в исследовании всех аспектов и проблем коммуникации являются системный и социолого-управленческий подход, поскольку они отличаются ярко выраженным междисциплинарным характером и богатым диагностическим арсеналом. К ним обращаются представители различных наук – экономисты, специалисты по менеджменту, социологи, психологи, социальные психологи, специалисты по управленческим технологиям и управленческому консультированию, социолингвисты [2]. Коммуникации в организационной системе рассматриваются как явление и как процесс одновременно. Как явление коммуникации отражают установленные нормы (правила, инструкции, положения), а также принципы и закономерности отношений между людьми в организации. Как процесс коммуникация представляет особую форму взаимодействия персонала по обмену информацией внутри организации и за ее пределами, направленную на достижение целей организации, а также на развитие персонала. В качестве основополагающих автор предлагает рассматривать две функции коммуникации: развитие организации и развитие персонала. Развитие организации через коммуникации может осуществляться на следующих уровнях: внутриорганизационный; региональный; национальный; международный. Развитие персонала в данном контексте предполагает влияние коммуникации на развитие профессиональных и личностных качеств и самореализацию каждого сотрудника организации. Данная функция реализуется на внутриличностном и межличностном уровнях. Организационная коммуникация помимо названных выше ролей является инструментом управленческого воздействия, так как фактически это способ формирования не только деятельности, но и корпоративной культуры, ценностей и стратегий. В процессе коммуникации на различных организационных уровнях происходит формирование коммуникативного потенциала как отдельных сотрудников, так и организации в целом. Обладая высокой значимостью, коммуникации требуют разработки инструментария управления [13;14].


1.1. Понятие коммуникации и уровне ее организации в исследованиях отечественных и зарубежных ученых

В изучении коммуникаций на современном этапе можно выделить три подхода. Первый уделяет наибольшее внимание изучению коммуникаций внутри организации. Второй рассматривает коммуникации применительно к продвижению товара в системе маркетинга. Третий подход подразумевает под коммуникацией любой обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии понимать информацию, накапливать ее и преобразовывать [19] .

В мировой и отечественной литературе наиболее глубоко исследованы проблемы теории, истории, психологии, социологии коммуникации (К.- О. Апель, Р.Т. Крейг, Ю. Хабермас, М.М. Бахтин, В.П. Конецкая, Г.Г. Почепцов, И.П. Яковлев и др.) [31;32] . В России большая часть работ по теории коммуникации посвящена преимущественно паблик рилейшнз — PR (В.М. Березин, Е.Н. Голубкова, И.В. Крылов, А.П. Панкрухин, А.А. Романов, Ф.И. Шарков и др.) [32]. При этом экономические аспекты по разным причинам оказываются на втором плане. Кроме рекламы, ни один вид коммуникации до сих пор не рассматривался в качестве фактора экономического развития. На достаточно узкий подход к изучению коммуникации ссылается также В.А. Спивак, поскольку при исследованиях коммуникаций в организациях большое внимание традиционно уделяется направлениям, которые связаны с формальными каналами, т. е. создаваемыми намеренно руководством компании в целях достижения, в первую очередь, интересов компании [1].

Индустриальный психолог Л. Джуэлл отмечает четыре традиционных направления исследований [32]:
1) использование коммуникативных каналов, эффективность различных каналов в различных ситуациях;
2) направление коммуникативных связей и вид послания;
3) направление коммуникативных связей и точность послания;
4) влияние коммуникативных схем на выполнение работы и удовлетворенность трудом.

Не уделено должного внимания коммуникации как фактору конкурентоспособности. Практически не изучены вопросы управления коммуникацией на региональном уровне. Все это привело к необходимости дальнейшей разработки теоретических положений в области коммуникаций.

На наш взгляд, коммуникация как объект исследования вышла за рамки традиционного восприятия ее как одного из многочисленных ресурсов организации.

Значение коммуникаций определяется их влиянием на эффективность и результативность деятельности организации. Роль коммуникации в организации, а, следовательно, и ее функции определяются, прежде всего, потребностями самой организации. Являясь обязательным элементом функционирования организации, коммуникация, тем не менее, может использоваться на примитивном уровне, не обеспечивая эффективное управление организацией и ее взаимодействие с внешней средой.


О необходимости изменения философии современной организации пишет В.Е. Лепский: «В эпоху глобализации философию предприятия следует ориентировать на ценности и смыслы, включенные в широкий социальный контекст и предопределяющие деятельность предприятия, которая способствует гармонизации мирового сообщества. В этой связи необходимо решительно отказаться от культа самости и заботы исключительно о самом себе и обратиться к миру, к другому, то есть к клиенту. Именно эти соображения должны быть положены в основу стратегичности предприятия XXI в.» [4].

Таким образом, исследования коммуникации в организации включает в себя широкий спектр подходов, методов и теорий, как сложившихся самостоятельно, так и позаимствованных из других научных дисциплин. Предметное поле коммуникации также чрезвычайно широко, что создает сложности для его изучения.

1.2. Виды коммуникации в работе организации как системы

Коммуникации в организации - это сложная, многоуровневая система, охватывающая как саму организацию и ее элементы, так и ее внешнее окружение. Существует ряд классификаций коммуникаций в организации [29]:

- по характеру восприятия информации коммуникации делятся на: прямые, или целевые (в которых цель сообщения заложена в его тексте); косвенные (в которых информация заложена, скорее, «между строк»); смешанные.

- по взаимодействующим сторонам коммуникации входят в большую группу организационных коммуникаций.

Организационные коммуникации - это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации и передачи сведений большому количеству людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами. Она служит необходимым инструментом в координации деятельности по всей вертикали и горизонтали управления, позволяет получать необходимую информацию.

Организационные коммуникации в свою очередь делятся на две большие группы: внешние и внутренние.

К внешним относятся коммуникации, представляющие собой информационное взаимодействие с внешней средой. Сюда относятся средства массовой информации, органы государственного регулирования и т.п. К внутренним относятся вертикальные и горизонтальные коммуникации.

К горизонтальным относятся коммуникации между подразделениями одного уровня управления (отделы, службы, подразделения). Между ними устанавливаются равноправные отношения, отношения координации действий.