Файл: Особенности коммуникации в организации (Сущность коммуникации в организации как объекта изучения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эго-состояние личности ЗАБОТЛИВЫЙ РОДИТЕЛЬ

Установка и поведение:

Ценящее гармонию, преисполненное любви, уделяющее внимание, эмоционально-ориентированное, примиряющее, поддерживающее, заботливое, снисходительное, ответственное за других, предусмотрительное, осторожное, озабоченное.

Я — в порядке, другим нужна моя помощь.

Склонность поощрять, хвалить, помогать, разгружать, показывать понимание, интегрировать, заботиться, сочувствовать, защищать, утешать, мучиться, морализировать.

Стиль коммуникации:

  • Великолепно! Очень мило, хорошо сделано!
  • Мой дорогой!
  • Бедняжка!
  • Как у нас дела?
  • Сюда мы уже вползли!
  • Могу я вам помочь?
  • Что вам еще нужно?
  • Что ты хочешь?
  • Для тебя это не слишком много?

Чуткий, чувствительный, принимающий участие, переспрашивающий, гармонизирующий, успокаивающий, умиротворяющий, угождающий другим, вздыхающий.

Тело, мимика, голос:

Обращен к собеседнику, наклонен вперед, кивает головой, голова наклонена набок, открытые руки и ладони, гладит других по волосам, наклоняется.

Тихий голос, мелодичные переливы.

Эго-состояние личности ВЗРОСЛЫЙ

Установка и поведение:

Рассудительное, деловое, соотнесенное с реальностью, сознательное, объективное, точное, логичное, рациональное, беспристрастное, неподкупное, общительное, заинтересованное, наблюдательное, контролирующее, сконцентрированное, ненамеренное, почти бесчувственное.

Я —  в порядке, другие — тоже.

Склонность собирать информацию, наблюдать, расспрашивать, исследовать причины, объединять, находить взаимосвязи, предъявлять требования, давать указания, обсуждать возможности, планировать шаги, организовывать, обучать, объяснять, обращать внимание, критиковать по делу, указывать на последствия.

Стиль коммуникации:

  • Вопросы с вопросительными словами: кто?, что?, когда?, где?, как?, зачем? и почему?.
  • О чем идет речь?
  • Как это функционирует?
  • Какие есть факты?
  • Что из этого следует?
  • Я думаю…
  • Мне бросается в глаза…
  • Я подвожу итоги..
  • По моему мнению…
  • Насколько я вижу…
  • Как Вы можете этого достичь?
  • Для этого важно, необходимо, полезно…

Обобщающий, целеустремленный, ориентированный на результат, бесстрастный, немногословный, точный, концентрированный, корректный, использующий.

Тело, мимика, голос:


Прямая осанка, ясный, прямой взгляд, гибкий, зрительный контакт.

Деловой, уравновешенный равномерный голос.

Эго-состояние личности ЕСТЕСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК

Установка и поведение:

Ориентированное на себя, эмоциональное, нацеленное на потребности и желания, наслаждающееся, радостное, спонтанное, неуравновешенное, безудержное.

Я — в порядке, другие — тоже, если они принимают участие.

Склонность воодушевляться, действовать спонтанно, увлекать других, быть любопытным, отдаваться, радоваться, злиться, плакать или смеяться, разжигать энергию, делать необычное, изобретать и пробовать новое, собирать других для себя.

Стиль коммуникации:

  • Вау!
  • Класс!
  • Супер!
  • Я (не) хочу…
  • Давай!
  • Пошёл!
  • Я расстроена…

Очень много «я», короткие предложения, быстрый темп речи, эмоциональный, образный, яркий язык.

Тело, мимика, голос:

Подвижный, живой, полный энергии, бойкий, расслабленный, живые светящиеся глаза, открытый рот, подвижные руки.

Эмоциональный голос, светлый, громкий, свободный, энергичный, экспрессивный, богатый модуляциями.

Характеристика непродуктивных эго-состояний

Если Вы впервые слышите о продуктивных и непродуктивных эго-состояниях, пройдите эгограмму-тест, чтобы составить энергетический профиль состояний своего «Я».

Какие ваши эго-состояния преобладают, а каким явно не хватает энергии или ресурсов, чтобы проявиться.

Из каких непродуктивных эго-состояний Вы общаетесь на работе и дома?

Эго-состояние личности КОНТРОЛИРУЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ

Установка и поведение:

Придерживающееся традиций, верное принципам, ответственное, высокомерное, не доверяющее, всезнающее, авторитарное, ригидное.

Я — в порядке, другие делают ошибки.

Склонность наставлять, заботиться о порядке, устанавливать границы, предписывать, контролировать, конфронтировать, критиковать, осуждать, делать выговоры, упрекать, морализировать, обесценивать.

Стиль коммуникации:

  • Безличные формы предложений.
  • Нужно, можно, обязаны…
  • Никогда, всегда, каждый раз.
  • На месте…
  • Это ничего не значит!
  • Мы все придерживаемся мнения…
  • Это же смешно!
  • Это должен знать каждый!
  • Это должно было так случиться.
  • Как Вы только можете!
  • Мы же все хотим!

Избегание «Я», обобщения, поговорки, предостерегающие пословицы, морализирующие комментарии, риторические вопросы, чрезмерно детализированные объяснения.

Тело, мимика, голос:

Руки уперты в бока, поднятый указательный палец, прямая спина, корректность до чопорности, высоко поднятые брови, закатывание глаз, взгляд сверху вниз, лоб в складках, качание головой, наморщенный нос.

Резкий голос, холодный тон, короткий лаконичный текст.

Эго-состояние личности БУНТУЮЩИЙ РЕБЕНОК

Установка и поведение:

Непослушное, в постоянном противоречии, все время против, преувеличенное, самоуверенное, упрямое.

Я  — в порядке, я еще покажу Вам это.
(За этим: Я — не в порядке, но именно поэтому… Вы еще все увидите!)

Склонность противоречить, нападать, бравировать, бороться, держать ухо востро, отказываться, горячо протестовать, упорствовать, ставить под вопрос, оспаривать.

Стиль коммуникации:

  • Зачем это?
  • Мне все равно.
  • Ба!
  • Как бы не так!…
  • Почему я?
  • Какая чепуха!
  • Я не думаю об этом.
  • Мне это не нравится!
  • Не так!
  • Это Вас не касается!

Сперва сказать нет, давать всему негативные определения, в отграничении от …, много мелких упреков, скрыто агрессивный.

Тело, мимика, голос:

Откинут назад, закрытые мимика и жесты, губы и подбородок выпячены, руки скрещены, кулаки сжаты, бездельничает, топает или качает ногой, корчит гримасы.

Своенравный голос, требующий, ворчливый, громкий.

Эго-состояние личности АДАПТИВНЫЙ РЕБЕНОК

Установка и поведение:

Пугливое, неуверенное, озабоченное, осторожное, покорное, подчиняющееся, фаталистичное, сознающее свою вину, сконфуженное, робкое, вежливое, старательное, ощущающее себя зависимым, слушающее авторитеты, без своего мнения, оппортунистическое.

Я — не в порядке, другие всегда все могут и знают лучше.

Склонность быть предусмотрительным, спешить, проявлять послушание, выжидать, внимательно наблюдать, что делают другие, ловить каждое слово, ждать форы, направлять себя на других, а так же на власть, отстраняться, надувать губы.

Стиль коммуникации:

  • Простите?
  • Большое спасибо!
  • Может быть, я бы мог…
  • О, жаль…
  • Я боюсь…
  • Я не могу это…
  • Если Вы считаете…
  • Я бы могла попробовать разок.
  • Всегда я…
  • Да — но…
  • Это так низко!

Пассивная речь, много вопросов, уклончивый, робкий, монотонный голос, много фраз в условном и сослагательном наклонениях, оборванные предложения, ожидающий подтверждения.

Тело, мимика, голос:

Сутулая осанка, опущенные или высоко поднятые плечи, сложенные на груди или спрятанные за спиной руки, скрещенные руки и ноги, напряженный опущенный взгляд, закрытый, вытаращенные глаза, много кивков, покачиваний головой, пожимания плечами.

Тихий, сдавленный голос, монотонная мелодия речи, смиренный, плаксивый, мягкий, умоляющий, ноющий.

2.2. Анализ эффективности коммуникативного тренинга как инструмента для управления коллективом

Прежде чем приступить к выполнению заданий комуникативного тренинга все сотрудники прошли тестирование, что бы определить исходные данные об особенностях коммуникации.

На первом этапе опытно-экспериментального исследования мы получили первоначальные данные по шкале предписаний, профилю поглаживаний, шкале эго-состояний.

Данные по шкале предписаний следующие:

Таблица 2.2

Показатели выраженности предписаний в группе А (n=16)

Шкала

Среднее значение для группы по шкале ДО тренинга

1

Не существуй

2, 25

2

Не будь собой

7, 5*

3

Не вырастай

5,56*

4

Не будь ребенком

7,37*

5

Не будь значим

4,68*

6

Не будь близок

3,68

7

Не делай это

5,87*

8

Не чувствуй

3,75

9

Не будь здоров

8,62*

10

Не принадлежи

4,56*

11

Не будь нормальным

3,43

12

Не думай

4,31

  • Примечание из максимальных 9 баллов (144 при n=16), если показатель ДО 4,5 – это разрешение, показатель свыше 4,5 балла это предписание.

Их данных методики представленных в таблице 2.2. мы видим, что показатели по шкалам «не будь собой», «не будь ребенком», «не будь здоров» для данной группы высоки, а значит это ПРЕДПИСАНИЯ;


На границе средних значений шкалы «не вырастай», «не будь значим», «не делай это», «не принадлежи».

В группе А1 после прохождения комуникативного тренинга мы наблюдаем такое распределение показателей по шкалам:

Таблица 2.3

Показатели выраженности предписаний в группе А1 (n=16)

Шкала

Среднее значение для группы по шкале ПОСЛЕ тренинга

1

Не существуй

2,18

2

Не будь собой

5,68*

3

Не вырастай

3,75

4

Не будь ребенком

7,37*

5

Не будь значим

4,68*

6

Не будь близок

3,68

7

Не делай это

5,87*

8

Не чувствуй

3,75

9

Не будь здоров

4,56*

10

Не принадлежи

4,31

11

Не будь нормальным

1,50

12

Не думай

4

  • Примечание из максимальных 9 баллов (144 при n=16), если показатель ДО 4,5 – это разрешение, показатель свыше 4,5 балла это предписание.

Таблица 2.3

Сравнительный анализ достоверных различий средних значений данных по выраженности предписаний в группе А (n=16) и группе А1 (n=16) по Т-критерию Стьюдента

Шкала

Среднее значение группы А

Среднее значение

группы А1

Средне

квадратичное отклонение

1

Не существуй

2, 25

2,18

3.31

2

Не будь собой

7, 5*

5,68*

3.28

3

Не вырастай

5,56*

3,75

0

4

Не будь ребенком

7,37*

7,37*

0

5

Не будь значим

4,68*

4,68*

0

6

Не будь близок

3,68

3,68

0

7

Не делай это

5,87*

5,87*

0

8

Не чувствуй

3,75

3,75

0

9

Не будь здоров

8,62*

4,56*

16,48

10

Не принадлежи

4,56*

4,31

0,06

11

Не будь нормальным

3,43

1,50

3,72

12

Не думай

4,31

4

0,1

Сумма

61.58

51.33

26.95

tЭмп = 2.3