Файл: Особенности коммуникации в организации (Сущность коммуникации в организации как объекта изучения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также мы выполнили поставленные перед исследованием задачи:

  1. Мы изучить состояние исследуемой проблемы в современной психологической теории и практике на основе анализа философской, психологической литературы, а также литературы по менеджменту;
  2. Мы выявили особенности коммуникации в организации на примере социально-психологического центра по оказанию помощи семье;
  3. Мы эмпирически проверили эффективность коммуникативного тренинга, построенного на основе методологии трансактного анализа.

В рамках нашего научного поиска мы не смогли изучить особенности коммуникации в организации на большей выборке, возможно большее количество испытуемых дало бы более глубокое представление о закономерностях коммуникации в организации. Также в нашу цель и задачи не входила разработка тренинга по улучшению качества коммуникации (мы использовали уже существующий). Мы полагаем это могло бы стать темой для нашей дальнейшей научной работы в заданном направлении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аммельбург Г. Предприятие будущего. Структура, методы и стили руководства. – М., 1997.
  2. Барановская М.С., Беспанская Е.Д., Конькова О.В. Транзактный анализ в подборе кадров // Актуальные проблемы бизнес-образования: материалы VI Международной науч.-практ. конф., 25 апр. 2007 г., Минск / редкол.: В.В.Апанасович (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2007. – С. 23-25.
  3. Бейтсон Г. Экология разума: Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии / Пер. Д. Я. Федотова, М. П. Папуша; вступ. ст. А. М. Эткинда. — 1-е изд. — М.: Смысл, 2000. — 476 с. — (Золотой фонд мировой психологии). — ISBN 5-89357-081-2.
  4. Бейтсон Г. Разум и природа. Необходимое единство / Пер. А. И. Фета. — Новосибирск: Институт семейной терапии, 2005. — 187 с. — ISBN 5-85617-136-7 (ошибоч.). Переиздание: Nyköping: Philosophical arkiv, 2016. — 214 s. — ISBN 978-91-983073-6-8
  5. Бейтсон Г. Разум и природа: неизбежное единство / Пер. с англ. и предисл. Д. Я. Федотова. — М.: URSS: КомКнига, 2007. — 244 с.: ил. — ISBN 978-5-484-00766-0.
  6. Берн Э. Трансактный анализ и психотерапия. Перевод с англ. / Эрик Берн. - СПб.: Братство, 1992. - 224 с.
  7. Берн Э. Что вы говорите после того, как говорите «Здравствуйте». - М.: Прогресс, 1984. - 290 с.
  8. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Симферополь, 1998
  9. Берн Э. Игры в которые играют люди и люди, которые играют в игры. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2002.
  10. Болдарева А. Сценарный анализ в транзактном анализе / А.Болдарева - (http://www.transactional-analysis.ru/script/199-script-analyse).
  11. Василика, М. А. Основы теории коммуникации: Учебник. – М.: Гардарики, 2003.
  12. Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи / П. Вацлавик. - М.: Прогресс, 1990. - 158 с.
  13. Виханский, О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов. – М., 1998.
  14. Грачёв М.В. Суперкадры: управление персоналом в международной корпорации. – М., 1993.
  15. Гулдинг М. Психотерапия нового решения. Теория и практика / Мэри Гулдинг, Гулдинг Роберт. Перевод с английского В.М.Сариной. - М.: Независимая фирма «Класс», 1997. - 288 с.
  16. Джеймс М., Дженгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансактный анализ с гештальт-упражнениями. Пер. С англ./общ. / Ред. и послесл. Л.А. Петровской - М., 1993
  17. Дойль, П. Менеджмент: стратегия и тактика. – Пер. с англ. – СПб., 1999.
  18. Егоршин, А. П. Управление персоналом. – Н. Новгород, 1997.
  19. Каймакова М.В. Коммуникации в организации: текст лекций. – Ульяновск: УлГТУ, 2008.
  20. Кабрин Э. Транскоммуникация и личностное развитие. - Томск, 1992
  21. Лютенс Ф. Организационное поведение. – Пер. с англ.- 7-е изд. – М., 1999.
  22. Макаров В.В., Макарова Г.А. Игры, в которые играют… в России. Психологические игры новой России. - М.: Академический проект; 2004.
  23. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. Техники транзактного анализа и психосинтеза. - М.: Изд-во Эксмо, 2004.
  24. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.Г. Основы менеджмента. – Пер. с англ. – М., 1995.
  25. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективнойорганизации. – Пер. с англ. – СПб, 2001.
  26. Морозова Н. А., 2010 174 ВЕСТНИК ВГУ. СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ. 2010. № 2
  27. Ньюстром, Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение. – Пер. с англ. – СПб., 2000.
  28. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002
  29. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учеб. пособие. – СПб, 2005.
  30. Рудестам К. Групповая психотерапия - СПб, Питер Ком, 1999
  31. Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями: Учеб. пособие. – СПб, 1999.
  32. Снетков В.М. Психология коммуникаций в организации: Учеб. пособие. – СПб, 2000.
  33. Стьюарт и. Джоинс В. Современный ТА: пер. с англ. - Касьянов Д.Д. Ленинград, 1987.
  34. Стюарт Й. Современный транзактный анализ / Йен Стюарт, Вэнн Джойнс. - СПб.: Издательство «Социально-психологический центр», 1996. - 335 с.
  35. Файоль А. Общее и промышленное управление. – М.: ДиС, 2001.
  36. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: Учебник. – М.: Перспектива, 2004.
  37. Штайнер К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с.
  38. http://www.starkov.kiev.ua/

Приложение 1

ШКАЛА ПЕРЕДПИСАНИЙ

Прочитав каждое утверждение, оцените, насколько верно или неверно оно описывает Ваше восприятие самого себя. Например, 1 балл означает «абсолютно неправильно», а 9 баллов – «всегда правильно». Поняв вопрос, постарайтесь отвечать интуитивно, а не раздумывая. Данные, полученные во время опроса останутся в тайне и не будут переданы другим людям!

Ф.И.О.________________________________________________

Год рождения (возраст)_______________________________________

Диагноз ______________________________________________

Утверждения опросника

1

Я обуза для других

1 2 3 4 5 6 7 8 9

2

Мне не нравится мой пол

1 2 3 4 5 6 7 8 9

3

Другие принимают более удачные решения, чем я

1 2 3 4 5 6 7 8 9

4

Я забочусь о других даже за счет себя

1 2 3 4 5 6 7 8 9

5

Другие более важны, чем я

1 2 3 4 5 6 7 8 9

6

Для меня любовь- «все или ничего»

1 2 3 4 5 6 7 8 9

7

Я не умею поступать правильно

1 2 3 4 5 6 7 8 9

8

У меня бывают неожиданные приливы энергии

1 2 3 4 5 6 7 8 9

9

Если удача покинет меня, я могу сойти с ума

1 2 3 4 5 6 7 8 9

10

Я – аутсайдер

1 2 3 4 5 6 7 8 9

11

Я нездоров с рождения

1 2 3 4 5 6 7 8 9

12

Когда я хочу с концентрироваться, меня что-то отвлекает или я полностью теряюсь

1 2 3 4 5 6 7 8 9

13

Я делаю что-то одно или более из: переедаю, перерабатываю, пью слишком много алкоголя, слишком многое прощаю и т.д.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

14

Как жаль, что я не родилась мужчиной (для женщин)

Как жаль что я не родился женщиной (для мужчин)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

15

Мне нужно одобрение людей, имеющих авторитет

1 2 3 4 5 6 7 8 9

16

Веселье для меня – потеря времени

1 2 3 4 5 6 7 8 9

17

Обычно я жду, пока другие люди первыми удовлетворят свои потребности

1 2 3 4 5 6 7 8 9

18

Я боюсь, что случится что-то плохое, если я установлю с кем-то слишком близкие отношения

1 2 3 4 5 6 7 8 9

19

Я почти достигаю своей цели, а затем что-то «случается»

1 2 3 4 5 6 7 8 9

20

Я боюсь, что мои чувства могут возобладать надо мной

1 2 3 4 5 6 7 8 9

21

Я часто думаю, что люди настроены против меня

1 2 3 4 5 6 7 8 9

22

Другие не принимают меня

1 2 3 4 5 6 7 8 9

23

Я просто отдыхаю, когда болен

1 2 3 4 5 6 7 8 9

24

Мне трудно думать самостоятельно

1 2 3 4 5 6 7 8 9

25

Я е отдыхаю и не забочусь о себе

1 2 3 4 5 6 7 8 9

26

Я постоянно сравниваю себя с другими

1 2 3 4 5 6 7 8 9

27

Мне не нравится брать на себя ответственность

1 2 3 4 5 6 7 8 9

28

Я предпочитаю взаимоотношения, в которых являюсь помощником

1 2 3 4 5 6 7 8 9

29

Я не люблю беспокоить других, даже если нуждаюсь в помощи

1 2 3 4 5 6 7 8 9

30

Люди, которых я люблю, обычно покидают меня

1 2 3 4 5 6 7 8 9

31

Я так стараюсь, но ничего не получается

1 2 3 4 5 6 7 8 9

32

Когда чувства выражаются, я испытываю смущение

1 2 3 4 5 6 7 8 9

33

Я думаю, что жизнь не имеет смысла

1 2 3 4 5 6 7 8 9

34

Я чувствую, что «не принадлежу» (не являюсь частью компании), даже когда нахожусь вместе со своими друзьями

1 2 3 4 5 6 7 8 9

35

Я боюсь, что я заболею

1 2 3 4 5 6 7 8 9

36

Я неуспешен в учебе

1 2 3 4 5 6 7 8 9

37

Они пожалеют, когда я уйду

1 2 3 4 5 6 7 8 9

38

Я не чувствую, что могу свободно быть самим собой

1 2 3 4 5 6 7 8 9

39

Я считаю себя ребенком или младшим членом семьи или группы

1 2 3 4 5 6 7 8 9

40

Если я получаю что-то, я обязан отдать что-то взамен

1 2 3 4 5 6 7 8 9

41

Мне нравится быть на заднем плане

1 2 3 4 5 6 7 8 9

42

Я боюсь, что я не понравился бы своим друзьям, если бы они узнали меня по-настоящему

1 2 3 4 5 6 7 8 9

43

Я никогда не завершаю начатое

1 2 3 4 5 6 7 8 9

44

Только интенсивные чувства реальны для меня

1 2 3 4 5 6 7 8 9

45

Я совершаю странные действия и затем испытываю смущение

1 2 3 4 5 6 7 8 9

46

Я предпочитаю наблюдать за группой, а не вовлекаться в ее деятельность

1 2 3 4 5 6 7 8 9

47

Люди уделяют мне больше внимания, когда я болен, а не когда я здоров

1 2 3 4 5 6 7 8 9

48

Мне трудно сказать то, что я знаю

1 2 3 4 5 6 7 8 9

49

В течение моей жизни со мной случались опасные ситуации и несчастные случаи

1 2 3 4 5 6 7 8 9

50

Я хотел бы быть другим человеком

1 2 3 4 5 6 7 8 9

51

Другие должны узнать, что мне нужно, а затем дать мне это

1 2 3 4 5 6 7 8 9

52

Мне не следует иметь много потребностей

1 2 3 4 5 6 7 8 9

53

Других я люблю больше, чем себя

1 2 3 4 5 6 7 8 9

54

Мне не легко выражать привязанность

1 2 3 4 5 6 7 8 9

55

Я не думаю, что добился успеха, даже когда так думают другие

1 2 3 4 5 6 7 8 9

56

Я борюсь со своими чувствами страха, гнева и печали

1 2 3 4 5 6 7 8 9

57

Я быстро меняю свое мнение о том, что мне нравится или не нравится

1 2 3 4 5 6 7 8 9

58

Другим было бы легче, если бы я жил один

1 2 3 4 5 6 7 8 9

59

Я получаю удовольствие от бесед о недугах и болезнях

1 2 3 4 5 6 7 8 9

60

Мои мысли преследуют друг друга в моей голове

1 2 3 4 5 6 7 8 9


Анализ результатов опроса и их интерпретация

  1. Не существуй 1 13 25 37 49
  2. Не будь собой 2 14 26 38 50
  3. Не вырастай 3 15 27 39 51
  4. Не будь ребенком 4 16 28 40 52
  5. Не будь значим 5 17 29 41 53
  6. Не будь близок 6 18 30 42 54
  7. Не делай это 7 19 31 43 55
  8. Не чувствуй 8 20 32 44 56
  9. Не будь здоров 9 21 33 45 57
  10. Не принадлежи 10 22 34 46 58
  11. Не будь нормальным 11 23 35 47 59
  12. Не думай 12 24 36 48 60

Приложение 2

Профиль поглаживаний. Дин Маккенна разработал диаграмму, которую он назвал профиль поглаживаний. Диаграмма анализирует паттерны поглаживания почти таким же образом, как диаграмма Дюсей — использование функциональных эго-состояний, то есть с помощью таблицы.

Приложение 3

Тест-эгограмма Дюсея

Пожалуйста, выберите для каждого высказывания количество баллов, верное, на Ваш взгляд в данный момент. Давайте ответ, не задумываясь.

Выражение соответствует действительности:

1 балл — едва

2 балла — немного

3 балла — примерно

4 балла — почти

5 баллов — полностью

Запишите номера вопросов, для удобства прохождения теста-эгограммы или распечатайте опросник. Старайтесь не ставить средние оценки в 3 балла.

  1. Я открыта для всего нового.
  2. Если я позволю себе безропотно сносить все выходки человека, он перестанет меня уважать.
  3. За счет поддержки со стороны и поощрений я добиваюсь лучших результатов, чем с помощью критики и контроля.
  4. Мне тяжело дается оставаться независимой, если тем самым я вызываю возражение своего партнера.
  5. Трезвое мышление для меня самое важное при принятии решений.
  6. Чтобы восстановить справедливость, мне приходится иногда принимать жесткие меры.
  7. Мне нравится, когда другие посвящают меня в свои проблемы.
  8. Меня бывает сложно убедить.
  9. Я всегда называю вещи своими именами.
  10. Чтобы помочь партнеру, я могу на время отказаться от своих личных потребностей.
  11. Креативность и сообразительность относятся к моим преимуществам.
  12. Многие проблемы я решаю за счет трезвого ума и логического мышления.
  13. Я с легкостью выражаю свои чувства.
  14. Я чувствую, что моя жизнь кем-либо определена.
  15. От человека, занимающего руководящий пост, я ожидаю быстрого и точного принятия решений. Этот человек должен точно знать, чего он хочет.
  16. Одно из моих положительных качеств — умение точно и понятно описывать людей и обстоятельства дела.
  17. Я всегда готова выслушать собеседника.
  18. Я неохотно следую советам других людей.
  19. Я считаю, что большинство традиционных представлений о ценностях устарело.
  20. Я быстро и точно оцениваю ситуацию и людей.
  21. Я охотно содействую разрешению конфликтов между людьми.
  22. Я предъявляю большие претензии к себе и людям.
  23. Монотонная работа меня убивает.
  24. Я предпочитаю избегать конфликтов.
  25. Мне важно, что думают и говорят обо мне другие.
  26. Как шеф, я бы учитывала личные нужды и интересы своих подопечных.
  27. Мне не доставляет удовольствия брать на себя ответственность других.
  28. У меня свое представление о ценностях и своя жизненная позиция, которую я не хочу менять.
  29. Я целенаправленно и систематично двигаюсь вперед.
  30. Я с любопытством изучаю незнакомые мне вещи.
  31. Я не скрываю свои истинные чувства.
  32. Я неуверенно действую в незнакомой мне ситуации.
  33. Я анализирую существенные факты, прежде чем принять окончательное решение.
  34. Я не могу хорошо относиться к начальству, которое «нянчиться» со своими подчиненными.
  35. Я часто помогаю окружающим в решении их проблем.
  36. Человек на руководящей должности должен уметь контролировать, разрешать и делегировать.
  37. Распоряжения и приказы вызывают во мне сопротивление.
  38. Я часто бываю озорной.
  39. При решении проблем чувства должны уходить на второй план.
  40. Иногда мне приходится давить на других людей, чтобы решить дело с опережением, которое ожидает от меня начальник или общество.
  41. Безопасность для меня важнее, чем свобода.
  42. Я охотно делюсь своим опытом с другими, раскрывая секреты.
  43. Даже в трудных беседах я остаюсь спокойной и сдержанной.
  44. Я никогда не подчиняюсь кому-то по собственной воле.
  45. У меня есть точное представление о хорошем и плохом.
  46. Руководить командой означает для меня: в случае конфликтной ситуации встать перед участниками команды.
  47. Я умею подчиняться.
  48. Я умею расслабляться.
  49. Если меня загонят в угол, я буду озлобленно обороняться.
  50. По отношению к сильным и компетентным людям я чувствую себя на ступень ниже.
  51. Четкие правила и строгая договоренность влияют на мои отношения с другими людьми.
  52. Мне ничего не стоит спонтанно заговорить с незнакомым человеком.
  53. Эффективный образ действий и логичный план обуславливают друг друга в моей практике.
  54. Большинство межличностных конфликтов можно решить мирным путем.
  55. Я хочу полностью оправдать ожидания других людей.
  56. Я долго обижаюсь на несправедливое ко мне отношение.
  57. Я охотно помогаю слабым людям.
  58. Чаще всего я стараюсь вынести гармоничное решение.
  59. Я слишком доверчива.
  60. Вероятно, это не очень целесообразно — выходить из себя, но это помогает и приносит хорошие результаты.

Посчитайте баллы на вопросы и определите, сколько баллов набрало каждое Ваше эго-состояние личности в этом эгограмме-тесте, согласно ключу ниже.

Критический Родитель (6, 8, 15, 22, 28, 36, 40, 45, 51, 56)

Заботливый Родитель (3, 7, 17, 21, 26, 35, 42, 46, 54, 57)

Взрослый (5, 12, 16, 20, 29, 33, 39, 43, 53, 58)

Естественный Ребенок (1, 11, 13, 23, 30, 31, 38, 48, 52, 59)

Адаптированный Ребенок (4, 10, 14, 24, 25, 32, 41, 47, 50, 55)

Бунтующий Ребенок (2, 9, 18, 19, 27, 34, 37, 44, 49, 60)