Файл: Особенности коммуникации в организации (Сущность коммуникации в организации как объекта изучения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, В. Шепель выделяет шесть наиболее явных барьеров:

  1. дискомфорт физической среды, в условиях которой воспринимается сообщение;
  2. инерция включенности, т.е. озабоченность слушателя иными проблемами;
  3. антипатия к чужым мыслям, стереотипизированность сознания амбициозность;
  4. языковой барьер – существенное различие словарного запаса, лексикона коммуникатора и коммуниканта;
  5. профессиональное неприятие – некомпетентное вторжение коммуникатора в профессиональную сферу коммуниканта;
  6. неприятие имиджа коммуникатора.

В качестве оснований классификации эффективной коммуникативных барьеров целесообразно выделить среду (внешние условия) коммуникации, технические средства коммуникации и самого человека как главного действующего лица любого коммуникативного акта.

Барьеры, обусловленные факторами среды. К ним относятся характеристики внешней физической среды, создание дискомфортные условия передачи и восприятия информации:

  1. акустические помехи – шум в помещение или за окном, ремонтные работы, хлопанье дверец, звонки телефона и т.д. Их негативное влияние усиливается, если в помещении плохая акустика, а собеседник говорит слишком тихо или шепотом;
  2. отвлекающая окружающая обстановка – яркое солнце или, наоборот, тусклый свет, цвет стен в помещении, пейзаж за окном, картины, портреты, т.е. все то, что способно отвлечь внимание собеседников;
  3. температурные условия – слишком холодно или слишком жарко в помещении;
  4. погодные условия – дождь, ветер, высокое или низкое давление и т. п.

Данный перечень внешних условий коммуникаций можно продолжить. Каждый из перечисленных факторов может сказаться на результативности коммуникации в силу своего влияния на индивидуальные психофизиологические особенности коммуникантов.

Технические барьеры. В технической литературе для их обозначения чаще всего используется понятие «шумы», введенное в научный оборот автором математической теории связи (коммуникации) К. Шенноном. Оно ассоциировалось с технологическими проблемами (например, с плохой телефонной связью или помехами в радиоэфире) и означало возмущения, не являющиеся частью сообщения, передаваемого источником.

К. Черри подробно рассматривает некоторые варианты технических шумов. Он отмечает, что в технических каналах связи возмущения могут возникать из-за различных причин: в радиоканале могут возникать спорадические импульсные помехи от грозовых разрядов: щелчки и шумы могут вызываться электрическими возмущениями; телевизионное изображение может искажаться помехами, вызванными системой зажигания автомобиля; в неисправных телефонных линиях возникают перекрестные помехи, когда при разговоре может слышаться третий голос (эта ситуация напоминает беседу двух человек в шумной компании, также являющейся примером речевого канала, подверженного возмущениям из-за перекрестных помех от разговора других людей).


На первый взгляд может показаться, что в мире современных технологий (спутниковой связи, компьютерной коммуникации, мобильных телефонов и др.) коммуникативные проблемы окончательно решены. В действительности новые технологии обеспечивают лишь новыми средствами связи, которые более компактны, действуют быстрее, надежнее, информации передают больше. Однако качество осуществляется с их помощью коммуникации по-прежнему определяется самими людьми. Большинство барьеров коммуникации обусловлено человеком, ибо коммуникативные барьеры – это в первую очередь барьеры непонимания людьми друг друга.

«Человеческие» барьеры коммуникации. Как уже было отмечено, главная причина возникновения коммуникативных барьеров – сам человек. «Человеческие» барьеры коммуникации можно разделить на психофизиологические и социокультурные.

Психофизиологические барьеры. Одной из важнейших особенностей коммуникации является то, что она осуществляется через различные сенсорные системы: слух, зрение, кожно-тактильные чувства, хеморецепцию (обоняние, вкус), терморепецепцию (чувтсво тепла и холода). Поэтому барьеры могут возникать вследствие каких-либо физиологических нарушений: нарушений артикуляции (нарушение логопедического характера заикание, картавость и т. д.), глухоты, полной или частичной потери зрения и т.д. На способность людей общаться, передавать и воспринимать информацию сильное влияние оказывают их психологические характеристики. К наиболее распространенным формам психологического барьера относится нервное напряжение, которое может привести к эмоциональному срыву, скованности мысли, неспособности решить даже простые задачи, к провалам памяти и т.д.

Социокультурные барьеры. Люди – не изолированные индивиды, а общественные существа и так таковые являются носителями определенных социальных качеств. Они являются представителями той или иной нации, этноса, класса, социальной группы, религиозной конфессии, профессионального сообщества, демографической группы и т.д. Все это и порождает их социокультурные различия, обусловленные принадлежностью к тому или иному языковом, этническому, культурному, профессиональному и другому сообществу или ряду сообществ одновременно.

Выводы к главе 1

  1. На сегодняшний понятие коммуникации в работе организации рассматривается достаточно широко на системном и междисциплинарном уровне.
  2. В управленческой науке существует большое количество дефиниций понятия коммуникация, которые включают в себя описание ее и как результата, и как процесса.
  3. В мировой и отечественной литературе наиболее глубоко исследованы проблемы теории, истории, психологии, социологии коммуникации. В России большая часть работ по теории коммуникации посвящена преимущественно паблик рилейшнз.
  4. В современных исследованиях не уделено должного внимания коммуникации как фактору конкурентоспособности. Практически не изучены вопросы управления коммуникацией на региональном уровне. Все это привело к необходимости дальнейшей разработки теоретических положений в области коммуникаций. Экономические аспекты также по разным причинам оказываются на втором плане.
  5. Существует множество классификаций коммукации: по характеру восприятия информации, по взаимодействующим сторонам коммуникации, по горизонтали, по вертикали, по иерархии.
  6. В системном аспекте важно учитывать уровни коммуникации: коммуникация и метакоммуникация, на каком уровне идут послания и насколько они однородны.
  7. Важную роль в качестве и эффективности коммуникации играют коммуникативные барьеры, важно строить стратегию работы в организации с учетом того, как они могут влиять на коммуникативный процесс.

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование особенностей коммуникации сотрудников социально-психологического центра помощи семье.

В рамках нашего научного поиска, для того что бы определить особенности коммуникации в организации, нами было проведено эмпирическое исследование группы испытуемых, в которую входили сотрудники АНО ДПО «Центр коррекционной и семейной психологии».

Исходя из того, что выстраивание правильных и здоровых коммуникаций в организации может осуществляться лишь при условии качественного понимания тех процессов, которые протекают в психике членов коллектива, мы приняли решение построить наше исследование на изучении психологических особенностей коммуникации сотрудников методами трансактного анализа.

На наш взгляд эти методы наиболее полно соответствуют системному и комплексному пониманию коммуникации с позиции системного подхода в современной психологической науке.

Опираясь на труды известных и признанных ученых, таких как Грэгори Бэйтсон, Джей Хейли, Дин Макккена и др.,
мы выдвинули предположение о том, что эго-состояние, предписания и поглаживания, который использует каждый из участников коллектива в целом влияет на и создает тот особенный стиль коммуникации, который характерен для организации в целом [3;4;5].

Решая вопрос о психологических коммуникативных характеристиках сотрудников, мы сформировали две группы испытуемых (контрольную и экспериментальную), в которые вошли младшие специалисты-психологи, старшие специалисты-психологи, ведущие специалисты-психологи, а также научный руководитель. Со стороны администрации центра в исследовании приняли участие администраторы, маркетолог и директор. На начальном этапе исследования эти участники составили контрольную группу, от данных которой мы отталкивались, на втором этапе в исследовании приняли участие те же сотрудники, но уже после прохождения разработанного нами коммуникативного тренинга.

Данные предположения обусловили выбор методов для нашего эмпирического исследования.


С целью реализации задачи исследовать особенности коммуникации в организации, нами была отобрана батарея методик, отвечающих требованиям валидности и надежности.

Для обработки полученных данных мы применили аппарат математической статистики. Результаты исследования обрабатывались методами математической статистики посредством пакета программ Stat Soft Statistika 6.0 (русская версия).

Для проверки нормальности распределения мы использовали статистический критерий нормальности Колмогорова-Смирнова. Данный метод считается наиболее состоятельным для определения степени соответствия эмпирического распределения нормальному. Он позволяет оценить вероятность того, что данная выборка принадлежит генеральной совокупности с нормальным распределением. Если эта вероятность р<0,05, то данное эмпирическое распределение существенно отличается от нормального, а если р>0,05, то мы делаем вывод о приблизительном соответствии данного эмпирического распределения нормальному. Величина допустимых отклонений определяется так называемыми стандартными ошибками асимметрии и эксцесса. Для формулы асимметрии Стандартная ошибка определяется по формуле:

Для формулы эксцесса

Стандартная ошибка эксцесса: .

Проверка нормальности распределения делает правомочным выбор

t-критерия Стьюдента. В нашем случае мы будем использовать его для выявления статистически достоверных различий для двух связных выборок.

Это один изнаиболее известных параметрических критериев, применяемый для определения того, относятся две выборки к одной генеральной совокупности или нет, или, по-другому, для установления того, насколько сильно различаются средние и дисперсии двух распределений:

Особенности его следующие:

  1. Может быть использован для установления различий между двумя выборками в уровне исследуемого признака, поскольку в его формулу обязательно входит разность средних арифметических двух выборок;
  2. Чем больше разность между средними арифметическими двух выборок, тем больше будет эмпирическое значение t-критерия и тем более вероятно обнаружение различий;
  3. Критерий позволяет сформулировать направленные гипотезы;
  4. Переменные должны быть измерены в шкалах интервалов или отношений и, по крайней мере, теоретически, подвержены нормальному распределению;
  5. Выборки могут быть сколь угодно большими.


2.1. Организация и методы проведения исследования

Исследование проводилось в 2017-2018г на базе АНО ДПО «Центр коррекционной и семейной психологии».

Для получения представления об психологических особенностях коммуникации в организации была обследована первая группа испытуемых. Ее составили сотрудники АНО ДПО «Центр коррекционной и семейной психологии» в количестве 16 человек. Для изучения эффективности разработанного нами коммуникативного тренинга была сформирована экспериментальная группа испытуемых в количестве тех же 16 человек, но уже через некоторое время после прохождения тренинга и внедрения в свою работу полученных знаний и навыков.

В целом в исследовании принимало участие 16 человек, из которых 12 человек – женщины, 4 человека – мужчины. Все испытуемые находились в возрастном интервале от 20 до 37 лет.

В дальнейшем первая группа испытуемых, представляющая контрольную группу - группа А (n=16);

- вторая группа испытуемых, представляющая собой экспериментальную группу после участия в тренинге - группа А1 (n=16).

На первом этапе мы применили методы описательной статистики для характеристики выборки и распределения испытуемых по возрасту и полу.

На втором этапе исследования мы провели диагностику в группе А и выявили ряд психологических особенностей у изучаемого контингента.

На третьем этапе мы провели диагностику в группе А1 при помощи той же батареи методик, что и для группы А, выявили наличие статистических значимых различий, а значит и изменений особенности коммуникации в данной группе.

На четвертом этапе мы выполнили сравнительный анализ результатов исследования двух групп и применили методы различительной статистики, в частности t-критерий Стьюдента, что бы показать наличие статистически достоверных различий.

Для построения исследования были изучены и проанализированы литературные источники по следующим вопросам:

- психологические особенности коммуникаций в малых коллективах и организациях;

- особенности психологической диагностики в рамках такого направления как трансактный анализ;

- особенности построения коммуникаций в организации как системе, с позиции системного направления в психологии.

Определены объект, предмет и методы исследования; поставлены задачи исследования. Проведено уточнение путей исследования согласно цели и задачам исследования.

Распределение испытуемых в группе А (n=16) и группе А1 (n=16) по возрасту и полу представлены в таб. 2.1