Файл: Особенности коммуникации в организации (Сущность коммуникации в организации как объекта изучения).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Сущность коммуникации в организации как объекта изучения
1.1. Понятие коммуникации и уровне ее организации в исследованиях отечественных и зарубежных ученых
1.2. Виды коммуникации в работе организации как системы
1.3 Искажения и коммуникативные сбои как фактор, влияющий на работу организации
2.1. Организация и методы проведения исследования
2.2. Анализ эффективности коммуникативного тренинга как инструмента для управления коллективом
- Примечание из максимальных 9 баллов (144 при n=16), если показатель ДО 4,5 – это разрешение, показатель свыше 4,5 балла это предписание.
Математическая обработка данных методики
Формулируем гипотезы:
Н0 – о равенстве математического ожидания показателя для группы А и группы А1;
Н1 – о неравенстве математического ожидания показателя для группы А и группы А1.
Значение t-критерия вычисляем по формуле:
_ _ |
|||||
tэмп |
= |
|X – Y| |
|||
√ |
σx2 |
σy2 |
|||
nx |
ny |
где X и Y – средние значения признака соответственно по первой и второй выборках;
σx2 та σy2 – дисперсии изучаемого признака соответственно по первой и второй выборках ;
nx и ny – число испытуемых в первой и второй выборках.
Число степеней свободы вычисляем по формуле: df = nx + ny – 2 для значения df по таблице критерия t-Стъюдента находим критические значения (tкр) для уровня значимости р ≤ 0,05 и р ≤ 0,01.
Для группы А и A1 df = 16+16-2=30
tкр |
= |
2,042 (р ≤ 0,05) |
|
2,750 (р ≤ 0,01) |
При сравнении Тэмп. и Ткр. видно|показний|, что Тэмп.>Ткр. При уровне значимости р≤0,05 (5%) гипотеза Н1 подтверждается, а гипотеза Н0 опровергается.
Вероятность допустимой погрешности менее чем 0,05 считается достаточной для научно обоснованных выводов, так как возможность допущенной ошибки не превышает 5% порог.
Исходя из полученных данных можем сделать вывод о том, что существуют статистические различия между двумя группами испытуемых. Эти различия дают нам основание полагать, что в процессе прохождения тренинга существующие предписания скорретировались в сторону
уменьшения их выраженности в комуникативной сфере сотрудников.
Данные по профилю поглаживаний следующие:
Таблица 2.4
Показатели профиля поглаживаний в группе А (n=16)
Название шкал |
||||||||
+ |
- |
|||||||
№ |
Давать |
Прини мать |
Просить |
Отказы вать |
Давать |
Принимать |
Просить |
Отказы вать |
1 |
10 |
6 |
4 |
1 |
9 |
2 |
6 |
4 |
2 |
7 |
5 |
5 |
4 |
3 |
7 |
5 |
5 |
3 |
4 |
5 |
4 |
3 |
6 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
3 |
7 |
6 |
4 |
4 |
3 |
7 |
5 |
7 |
7 |
3 |
3 |
9 |
2 |
7 |
3 |
6 |
9 |
2 |
9 |
2 |
9 |
9 |
5 |
5 |
7 |
9 |
9 |
3 |
7 |
4 |
5 |
6 |
3 |
8 |
4 |
5 |
6 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
9 |
5 |
4 |
4 |
4 |
6 |
3 |
3 |
3 |
10 |
2 |
8 |
2 |
7 |
5 |
5 |
8 |
4 |
11 |
7 |
3 |
5 |
6 |
3 |
8 |
4 |
6 |
12 |
3 |
3 |
4 |
5 |
8 |
3 |
6 |
7 |
13 |
7 |
9 |
6 |
6 |
6 |
7 |
4 |
8 |
14 |
8 |
6 |
3 |
4 |
2 |
5 |
6 |
3 |
15 |
4 |
4 |
2 |
3 |
4 |
7 |
3 |
8 |
16 |
8 |
6 |
5 |
8 |
7 |
3 |
7 |
5 |
∑ |
99 |
85 |
72 |
74 |
90 |
79 |
82 |
80 |
Таблица 2.5
Показатели профиля поглаживаний в группе А1 (n=16)
Название шкал |
||||||||
+ |
- |
|||||||
№ |
Давать |
Прини мать |
Просить |
Отказы вать |
Давать |
Принимать |
Просить |
Отказы вать |
1 |
8 |
6 |
8 |
4 |
5 |
2 |
4 |
4 |
2 |
7 |
5 |
5 |
4 |
3 |
5 |
5 |
5 |
3 |
4 |
5 |
4 |
3 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
3 |
7 |
6 |
4 |
4 |
3 |
3 |
5 |
7 |
7 |
3 |
4 |
9 |
3 |
5 |
3 |
6 |
9 |
5 |
9 |
2 |
6 |
7 |
5 |
5 |
7 |
9 |
9 |
5 |
7 |
4 |
5 |
6 |
3 |
8 |
4 |
5 |
6 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
9 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
10 |
5 |
8 |
2 |
7 |
5 |
4 |
5 |
4 |
11 |
7 |
3 |
5 |
6 |
4 |
4 |
4 |
6 |
12 |
4 |
3 |
4 |
5 |
6 |
3 |
6 |
3 |
13 |
7 |
9 |
6 |
6 |
6 |
6 |
4 |
6 |
14 |
8 |
6 |
3 |
4 |
2 |
4 |
6 |
3 |
15 |
4 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
8 |
16 |
8 |
6 |
5 |
8 |
5 |
4 |
5 |
5 |
∑ |
101 |
88 |
81 |
78 |
76 |
68 |
73 |
70 |
Таблица 2.6
Сравнительный анализ достоверных различий средних значений данных по профилю поглаживаний в группе А (n=16) и группе А1 (n=16) по Т-критерию Стьюдента
№ |
Шкала |
Средне Арифметическое А |
Средне Арифметическое А1 |
Среднеквадратичное отклонение |
tэмп |
1 |
Давать + |
6,1875 |
6,3125 |
14 |
0,5 |
2 |
Прини мать+ |
5,3125 |
5,5 |
9 |
1 |
3 |
Просить+ |
4,5 |
5,0625 |
29 |
1,8 |
4 |
Отказы вать+ |
4,625 |
4,875 |
10 |
1,3 |
5 |
Давать - |
5,625 |
4,75 |
42 |
2,5 |
6 |
Прини мать- |
4,9375 |
4,25 |
33 |
2,1 |
7 |
Просить- |
5,125 |
4,5625 |
21 |
2,3 |
8 |
Отка зывать- |
5 |
4,375 |
36 |
1,8 |
Общее |
2.39 |
1,1 |
Математическая обработка данных методики
Формулируем гипотезы:
Н0 – о равенстве математического ожидания показателя для группы А и группы А1;
Н1 – о неравенстве математического ожидания показателя для группы А и группы А1.
Для группы А и A1 df = 16+16-2=30
tкр |
= |
2,042 (р ≤ 0,05) |
|
2,750 (р ≤ 0,01) |
При сравнении Тэмп. и Ткр. видно|показний|, что Тэмп. <Ткр. При уровне значимости р≤0,05 (5%) гипотеза Н0 подтверждается, а гипотеза Н1 опровергается.
Вероятность допустимой погрешности менее чем 0,05 считается достаточной для научно обоснованных выводов, так как возможность допущенной ошибки не превышает 5% порог.
Исходя из полученных данных можем сделать вывод о том, что статистические различия между двумя группами испытуемых по этой методике не обнаружены. Отсутствие различий дают нам основание полагать, что в процессе прохождения тренинга профиль поглаживаний у сотрудников отстался прежним, либо изменился незначительно.
Данные по тесту-эгограмме Дюсея следующие:
Таблица 2.7
Показатели выраженности Эго-состояний в группе А (n=16)
Название Эго-состояний |
||||||
Продуктивные |
Непродуктивные |
|||||
№ |
Заботли вый Родитель |
Взрослый |
Естественный Ребенок |
Критический Родитель |
Адаптирован ный Ребенок |
Бунтующий Ребенок |
1 |
33 |
33 |
34 |
33 |
33 |
34 |
2 |
23 |
34 |
35 |
23 |
34 |
35 |
3 |
35 |
26 |
26 |
35 |
26 |
26 |
4 |
24 |
29 |
18 |
24 |
29 |
18 |
5 |
16 |
12 |
36 |
16 |
12 |
36 |
6 |
26 |
17 |
16 |
26 |
17 |
16 |
7 |
34 |
22 |
12 |
34 |
22 |
12 |
8 |
26 |
11 |
17 |
26 |
11 |
17 |
9 |
17 |
16 |
22 |
17 |
16 |
22 |
10 |
49 |
30 |
34 |
49 |
30 |
34 |
11 |
31 |
34 |
22 |
31 |
34 |
22 |
12 |
44 |
22 |
37 |
44 |
22 |
37 |
13 |
33 |
33 |
34 |
33 |
33 |
34 |
14 |
23 |
34 |
35 |
23 |
34 |
35 |
15 |
35 |
26 |
26 |
35 |
26 |
26 |
16 |
24 |
29 |
18 |
24 |
29 |
18 |
∑ |
473 |
408 |
422 |
449 |
408 |
422 |
Таблица 2.8
Показатели выраженности Эго-состояний в группе А1 (n=16)
Название Эго-состояний |
||||||
Продуктивные |
Непродуктивные |
|||||
№ |
Заботли вый Родитель |
Взрослый |
Естественный Ребенок |
Критический Родитель |
Адаптирован ный Ребенок |
Бунтующий Ребенок |
1 |
47 |
43 |
34 |
23 |
33 |
25 |
2 |
36 |
36 |
29 |
13 |
34 |
31 |
3 |
34 |
16 |
45 |
35 |
26 |
26 |
4 |
12 |
12 |
42 |
24 |
29 |
18 |
5 |
17 |
17 |
19 |
16 |
12 |
32 |
6 |
42 |
22 |
49 |
26 |
17 |
16 |
7 |
21 |
11 |
31 |
34 |
12 |
12 |
8 |
16 |
16 |
34 |
26 |
11 |
17 |
9 |
29 |
30 |
37 |
17 |
16 |
22 |
10 |
27 |
34 |
34 |
29 |
30 |
24 |
11 |
35 |
37 |
27 |
31 |
18 |
22 |
12 |
26 |
26 |
29 |
44 |
22 |
37 |
13 |
19 |
17 |
34 |
23 |
34 |
17 |
14 |
49 |
49 |
35 |
35 |
23 |
22 |
15 |
28 |
31 |
26 |
24 |
25 |
39 |
16 |
36 |
34 |
18 |
16 |
22 |
17 |
∑ |
474 |
431 |
523 |
416 |
364 |
377 |
Таблица 2.9
Сравнительный анализ достоверных различий средних значений данных по выраженности Эго-состояний в группе А (n=16) и группе А1 (n=16) по Т-критерию Стьюдента
№ |
Эго-состояние |
Средне Арифметическое А |
Средне Арифметическое А1 |
Среднеквадратичное отклонение |
tэмп |
1 |
Заботли вый Родитель |
29,6 |
29,6 |
3069 |
0 |
2 |
Взрослый |
25,5 |
26,9 |
1457 |
0,6 |
3 |
Естественный Ребенок |
26,4 |
32,7 |
3315 |
1,9 |
4 |
Критический Родитель |
29,6 |
26,0 |
1029 |
1,9 |
5 |
Адаптирован ный Ребенок |
25,5 |
22,8 |
528 |
2,1 |
6 |
Бунтующий Ребенок |
26,4 |
23,6 |
841 |
2,1 |
15781 |
tэмп = 0 |
Математическая обработка данных методики
Формулируем гипотезы:
Н0 – о равенстве математического ожидания показателя для группы А и группы А1;
Н1 – о неравенстве математического ожидания показателя для группы А и группы А1.
Для группы А и A1 df = 16+16-2=30
tкр |
= |
2,042 (р ≤ 0,05) |
|
2,750 (р ≤ 0,01) |
При сравнении Тэмп. и Ткр. видно|показний|, что Тэмп. <Ткр. При уровне значимости р≤0,05 (5%) гипотеза Н0 подтверждается, а гипотеза Н1 опровергается.
Вероятность допустимой погрешности менее чем 0,05 считается достаточной для научно обоснованных выводов, так как возможность допущенной ошибки не превышает 5% порог.
Исходя из полученных данных можем сделать вывод о том, что статистические различия между двумя группами испытуемых по этой методике не обнаружены. Отсутствие различий дают нам основание полагать, что в процессе прохождения тренинга профиль поглаживаний у сотрудников отстался прежним, либо изменился незначительно.
Выводы к главе 2
- В исследовании приняли участие 16 испытуемых, из которых 12 человек – женщины и 4 человека – мужчины. Все участники- сотрудники одного коллектива разных уровней иерахической подчиненности.
- Выборка для проведения опытно-экспериментального исследования была связной (зависимой), это были одни и те же испытуемые до и после участия в коммуникативном тренинге с использованием техник трансактного анализа.
- Выборка отвечала нормальному распределению при проверке по критерию нормальности Колмогорова-Смирнова, что сделало правомочным выбор Т-критерия Стьюдента для нахождения статистически достоверных различий в результатах двух групп.
- По первой методике шкала предписаний были обнаружены статистически достоверные различия по некоторым шкалам. Это позволило сделать вывод об эффективности данного тренинга для решения такого типа проблем в коммуникации.
- По второй и третьей методике не было получено статистически достоверных различий, различия в показателях были не значительными на уровне среднеарифметических и среднеквадратических отклонений, исходя из чего можно сделать вывод о низкой эффективности тренинга для изменения типа поглаживаний и коррекции выраженности Эго-состояний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие коммуникации в современной управленческой науке очень многогранно и обширно, но все же не до конца исследовано. Мы ставили перед собой цель в нашем исследовании раскрыть и глубоко изучить особенности коммуникации в организации, эмпирически проверить методы и средства для ее улучшения, провести анализ результатов, полученных в ходе опытно-экспериментального исследования. Мы считаем цель исследования достигнутой, так как был сделан анализ существующей научной литературы по этой теме, объяснен феномен коммуникации, рассмотрены ее виды, уровни, функции и барьеры.