Файл: Место маркетинга в управлении предприятиями: сущность и теоретико-методологические аспекты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Место маркетинга в управлении предприятиями: сущность и теоретико-методологические аспекты

1.1. Экономическая сущность маркетинга

1.2. Организация и планирование маркетинговой деятельности на предприятии

2. Аналитические аспекты организации и планирования деятельности маркетинговой службы ООО «ПНП «Ветлуга»

2.1. Организационно-финансовая характеристика предприятия ООО «ПНП «Ветлуга»

2.2. Место службы маркетинга в организационной структуре и координация ее деятельности с другими отделами и службами предприятия

3. Предложения формирования эффективного комплекса планирования и организации деятельности маркетинговой службы ООО «ПНП «Ветлуга»

3.1. Анализ и оценка качества управления маркетингом в организации

3.2. Предложения повышения эффективности работы маркетинговой службы ООО «ПНП «Ветлуга»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

-более полную информированность клиентов о предоставляемых им услугах.

Для достижения поставленных ООО «ПНП «Ветлуга» задач необходимо работать по следующим направлениям:

-проведение анализа рынка с целью выявления и сегментирования базы коммерческих клиентов;

-осуществление программы контроля за качеством обслуживания;

-в бюджете предприятия должны выделяться дополнительные средства на проведение рекламной кампании в целях стимулирования сбыта.

Таким образом, отдел маркетинговой службы должен быть самостоятельным структурным подразделением предприятия.

В таблице 6 представлены основные функции и задачи отдела маркетинговой службы организации [24, с. 98].

Таблица 6

Функции и задачи отдела маркетинговой службы

Функции

Задачи

Формирование рыночной стратегии предприятия

  1. Анализ и прогнозирование потребностей и спроса
  2. Анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка
  3. Анализ и прогнозирование факторов конкурентного преимущества предприятия

Реализация концепции маркетинга

  1. Согласование структуры и содержания системы менеджмента предприятия
  2. Участие в проектировании организационной и производственной структуры предприятия
  3. Участие в разработке положений и должностных инструкций предприятия
  4. Входной маркетинговый контроль (на предмет соблюдения концепции маркетинга) всей нормативно-методической и технической документации, разрабатываемой предприятием

Реклама товара и стимулирование сбыта

  1. Определение целей рекламы
  2. Определение методов, правил и средств рекламы
  3. Организация стимулирования сбыта товаров и роста прибыли

Обеспечение маркетинговых исследований

  1. Разработка и совершенствование структуры отдела маркетинга предприятия
  2. Информационное обеспечение и создание нормативной базы маркетинговых исследований
  3. Кадровое обеспечение исследований
  4. Обеспечение внутренних и внешних связей отдела маркетинга предприятия

Структура и численность отдела маркетинговой службы определяется такими факторами, как размер чистого дохода предприятия, объем и сложность выпускаемых товаров, количество рынков. Задачи, стоящие перед службой маркетинга, очень сложные, и на этом нельзя экономить.

Учитывая вышеизложенное, для ООО «ПНП «Ветлуга» предлагается следующая организационная структура отдела маркетинговой службы (рисунок 6).

Рисунок 6 - Организационная структура отдела маркетинговой службы ООО «ПНП «ВЕТЛУГА»

В итоге для создания отдела маркетинговой службы нужны специалисты с высшим образованием до 40 лет, опытом работы в данной должности не менее трех лет.

Такие требования вполне объяснимы. В настоящее время ООО «ПНП «Ветлуга» не может позволить себе финансовых затрат на обучение персонала, а также ООО «ПНП «Ветлуга» ограничено временем следовательно на момент создания отдела необходимы высококвалифицированные молодые специалисты.

Проблемы, обусловленные отсутствием отдела маркетинговой службы, могут быть решены путем реализации предложенных направлений деятельности через измеримый промежуток времени, что обеспечит выход на положительные финансовые результаты.

Представленный набор вариантов деятельности при обозначенной расстановке приоритетов и учете данных прогнозирования дает возможность достижения поставленных целей в случае четкого выполнения оперативных мероприятий и своевременной их корректировки.

Определив кадровую структуру структуры и состава отдела маркетинговой службы организации целесообразным будет переход к расчетам экономических затрат на содержание отдела.

Итак, структура затрат сложится следующим образом:

    1. Фонд оплаты труда:

Начальник отдела 20000 руб. * 12 мес. = 240000 руб.;

Специалист 1 категории 16000 руб. * 12 мес. = 192000 руб.;

Специалист 2 категории 14000 руб. * 12 мес. = 168000 руб.

Итого: ФОТ в год 600000 руб.

2. Начисление ФОТ в год: 600000 * 26% =156000 руб.

3. Канцелярские и хозяйственны расходы в год:

1500 * 12 мес. = 18000руб.

Стоит отметить, что расходы на коммунальные услуги будут входить в общие расходы магазина одежды «Для тебя».

Итого затраты на содержание маркетингового отдела в год составляет 774 тыс. руб.

Следующим этапом будет определение эффективности материальных затрат на содержание маркетингового отдела.

Согласно опыта международных предприятий одно эффективно проведенное исследование отделом маркетинга по внедрению на рынок новых услуг дает прирост чистой прибыли от 20 до 30%.


Следовательно, ориентируясь на показатель чистой прибыли в 2013 г., можно сказать, что полезный эффект от одного маркетингового исследования в денежном выражении составит от 576 до 864,9 тыс. руб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог исследования необходимо отметить, что маркетинг определяется как «социальный и управленческий процесс, благодаря которому люди и группы получают то, в чем они нуждаются и чего они хотят через создание и обмен продуктов и ценностей с другими» [16, с. 34].

Маркетинговый анализ используется, чтобы оценить реакцию рынка на маркетинговые действия фирмы, которые включают действия по продвижения товаров, такие как ценовые скидки, размещение внутреннего рекламного оформления в магазине, мультимедийную рекламы, и использование купонов; расширение распространения, а также разработка и совершенствование изделия. Цель маркетингового анализа состоит в том, чтобы помочь фирме в определении самого эффективного, то есть самого выгодного, соединения маркетинговых действий при данном знании рынка.

Маркетинговый анализ - междисциплинарное исследование, требующее знаний экономистов, исследователей операций, психологов и статистиков. Для экономиста экономическая теория потребительского поведения и теория фирмы обеспечивают основные стандартные блоки. Маркетинговый анализ может быть рассмотрен как оперативная или тактическая деятельность и как стратегическая деятельность. Хотя оба вида деятельности требуют знания функционирования рынка и на макроэкономическом, и на микроэкономическом уровнях, тактические исследования сосредотачиваются на том, чтобы контролировать свойства продукта и оценивать эффективность маркетинговых программ по сравнению с конкурентами. Стратегическое исследование включает выбор и оптимизацию возможностей сбыта.

Функции маркетинга - это совокупность видов деятельности, которая связана с изучением рынка, развитием предлагаемого ассортимента, формированием каналов сбыта, проведением рекламных компаний и стимулированием продаж, с управлением и контролем. Каждая из функций важна сама по себе, однако, находясь в тесной взаимосвязи друг с другом, они позволяют наиболее эффективно реализовывать принципы маркетинга.

Функции маркетинга делят на 4 группы:

- аналитические функции.

- производственные функции.

- сбытовые функции.

- управленческие функции. 

Объектом исследования была выбрана организация ООО «ПНП «Ветлуга».


ООО «ПНП «Ветлуга» намеревается продолжать расширять долю рынка для удовлетворения растущих потребностей конечных пользователей. В то же время следует отметить, что ООО «ПНП «Ветлуга» сталкивается с наиболее жесткой конкуренцией.

В связи с этим автором было предложено организовать отдел маркетинговой службы в структуре управления предприятием.

В третьей главе был разработан план по организации маркетинговой службы ООО «ПНП «Ветлуга», которая изначально отсутствовала в в организационной структуре предприятия.

Отдел маркетинговой службы станет для ООО «ПНП «Ветлуга» дополнительной реальной возможностью повысить конкурентоспособность, расширить долю рынка, организовать международную торговлю, увеличить объем полученной чистой прибыли и т.д.

Согласно проведенному анализу полезный эффект от внедрения отдела маркетинговой службы будет выше, нежели материальные затраты на его содержание.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994 (действующая редакция от 05.05.2014) // Российская газета, N 238-239, 08.12.1994.
  2. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 05.05.2014) // Российская газета, N 30, 17.02.1998.
  3. Акулич И.Л. Основы маркетинга. - М.: Высшая школа, 2011. – 236 с.
  4. Амблер Т. Практический маркетинг.– СПб.: Издательство «Питер», 2011. – 400 с.
  5. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер Ком, 2014. – 416с.
  6. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и тактика развития фирмы – М.: Издательский центр «Книга», 2013. – 304 с.
  7. Багиев Г.Л. Основы организации маркетинговой деятельно­сти на предприятии — СПб.: Обл. правл. ВНТОЭ, 2014 — 240 с.
  8. Барнетт Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации. Интегрированный подход: СПб. Питер 2012. – 341с.
  9. Быкова Е.В. Финансовое искусство коммерции. — М.: Перспектива, 2012. — 154 с.
  10. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. - М.: АО «Интерэксперт», Экономика, 2014. - 344 с.
  11. Голубков Е.П. Маркетинг. Учебное пособие. – М.: Изд. дом «Дриада», 2013. – 473 с.
  12. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структуры – М.: Дело, 2014. – 544 с.
  13. Градов А.П. Организационная структура и функции службы маркетинга предприятия: Учебное пособие – СПб.: ИК «Невский проспект», 2012. – 92 с.
  14. Дихтль Е. Практический маркетинг. — М.: Высшая школа, 2011. - 369 с.
  15. Дорошев В. И. Введение в теорию маркетинга. – М.: ИНФРА, 2011. – 258с.
  16. Завьялов П.С. Формула успеха: маркетинг. - М.: ЮНИТИ, 2014. – 387 с.
  17. Котлер Ф. Основы маркетинга — М.: Прогресс, 2012 — 734 с.
  18. Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: Учебник для вузов /Под ред. Н.Ф. Эриашвили. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2013. – 544 с.
  19. Уэллс У., Бернет Дж., Мариарти С. Реклама: принципы и практика - СПб: ЗАО Издательство Питер, 2011. – 612 с.
  20. Грузинов В.П. Оценка конкурентоспособности услуг и способы ее обеспечения// Маркетинг. - 2012. - №9. – С. 26-30.
  21. Марданова Э.У. Маркетинг на крупном предприятии розничной торговли // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014 - №5 - С.67-71.
  22. Сергеева С.Е. Эффективный маркетинг - ключ к успеху компании // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - № 2. - С.114-120.
  23. Шкардун В. А. Оценка готовности предприятия к реализации маркетинговой стратегии // Маркетинг. – 2014. – № 3. – С.23-26
  24. Яшин Н.С., Бурганова Р.А. Эффективность маркетинга: методика, оценки и результаты // Практический маркетинг. – 2014. - №8. – С. 98.
  25. ООО «ПНП «Ветлуга» URL: http://www.ogrn.ru/info_egrul/company/1dabebcf051 (Дата обращения 02.02.2016)

Приложение 1

Таблица 1

Различия в восприятии инструментов маркетинга

Инструмент маркетингового комплекса 4P.

Восприятие

Инструмент маркетингового комплекса 4C.

Производитель/продавец

Покупатель/потребитель

Product (продукт). Товар или услуга.

Предмет или вид деятельности, предназначенный для продажи.

Полезность, определяемая нуждой, потребностью. Средство решения проблем потребителя.

Customer needs and wants (нуждыи потребности).

Price (цена)

Источник покрытия затрат и получения дохода.

Воспринимаемая ценность товара.

Cost to customer (издержкиклиента).

Place (распределение)

Система сбыта товаров с привлечением посредников (или без них).

Охват целевой группы, доступность, определяемая удобствами при покупке.

Convenience(удобство).

Promotion(продвижение)

Средство стимулирования для увеличения продаж.

Информативность и привлекательность (формирование отношения и действия).

Communication(коммуникации).

Приложение 2

Таблица 2

Взаимосвязь инструментов комплекса маркетинга

Влияющий фактор

Фактор, подвергающийся влиянию

Характер влияния

Товар

Цена

От качества товара, стоимости ресурсов, затрат на разработку, и т. д. зависит цена товара.

Распределение

Категория товара определяет выбор торговых сетей и посредников.

Продвижение

Свойства товара являются естественными основаниями для его продвижения.

Цена

Товар

Более дорогой товар воспринимается как более качественный.

Распределение

Торговать товаром должно быть выгодно.

Продвижение

Для продвижение дорогих и дешевых товаров используются разные образы.

Распределение

Товар

Упаковка товара должна выделять товар среди других на полке.

Цена

Конечная цена для потребителя включает в себя вознаграждение торговых посредников.

Продвижение

Эффективность усилий по продвижению зависит в том числе от доступности товара.

Продвижение

Товар

Упаковка должна представить товар выгодным образом, что определяется в том числе решениями по продвижению.

Цена

«Раскрученность» товара дает возможность установить на него премиальную цену.

Распределение

Торговые сети с большей охотой берут на реализацию рекламируемый товар.